shkolaput.ru 1 2 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Лексикология»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Утвержден на заседании кафедры


английского языка

« 30 » августа 2006г.,

протоколом № 1.


Воронеж – 2006


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка


«…ДПП.Ф.04 – Лексикология

Предмет лексикологии. Слово - основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Типы лексических значений.

Роль семантической эволюции слов в обогащении словарного состава. Многозначность и однозначность слов. Значение и употребление слов. Роль словообразования в пополнении словарного состава. Роль заимствования в обогащении словарного состава. Источники заимствований. Устойчивые словосочетания фразеологического и нефразеологического характера. Классификация фразеологических единиц. Лексические пласты и группы в словарном составе языка и их роль в процессе коммуникации. Территориальная и социальная дифференциация лексики. Неологизмы, архаизмы и историзмы. Классификация синонимов. Типология антонимов и омонимов. Основные типы словарей…».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра английского языка


Программа учебной дисциплины

«Лексикология»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Всего: 80


из них: аудиторных - 43

лекционных – 34

практических - 9

самостоятельной работы - 35

Форма отчетности: экзамен


Составитель:

Аникеева Т. Р.

Воронеж – 2006




Пояснительная записка

Курс лексикологии современного английского языка имеет цель дать студентам знания, теоретически обобщающие и систематизирующие сведения о словарном составе современного английского языка. Он изучается в ходе 6 семестра студентов дневного и заочного отделений.

В курсе лекций рассматриваются основные наиболее сложные в теоретическом плане вопросы. Описание словарного состава современного английского языка основывается на единстве диахронического и синхронического подходов к рассматриваемым явлениям.

На семинарских занятиях обсуждаются самостоятельно изученные студентами вопросы, достаточно полно освященные в учебной литературе.


Лекции читаются и семинары проводятся на английском языке.

Для достижения поставленной цели перед курсом ставятся задачи формирования следующих видов компетенций:

1) коммуникативной компетенции:

- знание функций и тенденций развития общения в современном поликультурном мире;

- внимание к собственной речи и речи собеседника.

2) социокультурной компетенции:

- приобретение студентами способности осознавать социокультурные контексты, в которых иностранный язык используется носителями;

- понимание того, как вышеупомянутые контексты влияют на выбор и эффективность конкретных форм коммуникации.

3) компетенции дискурса:

- знаний о различиях в структурах речевых актов родной и изучаемой культур, базирующихся на различных системах ценностей;


- умений построить собственное вербальное и невербальное поведение в соответствии с нормами культуры.

4) информационной компетенции:

- умений находить нужную информацию с помощью различных источников, включая мультимедийные средства;

- умения обрабатывать и использовать информацию в соответствии с поставленными задачами.

5) социолингвистической компетенции:

– знание студентов об условиях, которыми детерминируются языковые формы и способы выражения (среда, отношения между речевыми партнерами, коммуникативные намерения и т. д.)

Собственно, к окончанию курса студент должен:


  1. Достаточно свободно оперировать понятийным аппаратом курса.

  2. Уметь самостоятельно делать выводы и обобщения из наблюдений над фактическим материалом. Реферировать научную литературу по изучаемым темам.

  3. Уметь грамотно работать со словарями различного типа.

  4. Уметь выполнять практические упражнения по изучаемым темам.


Перечисленные умения и навыки формируются у студентов в ходе лекционных и семинарских занятий и контролируются следующим образом:

А. Текущий контроль.

Текущий контроль заключается в выполнении тестовых заданий и упражнений, связанных с тематикой курса.

Б. Итоговый контроль.

В конце семестра студенты сдают экзамен, который проходит в виде собеседования. Им предлагаются 3 вопроса (2 теоретических и 1 практический).

Примеры экзаменационных вопросов и заданий:

  1. Расскажите об основных источниках пополнения словарного состава английского языка.

  2. Что такое морфема?

  3. Определите способ образования данных слов: lady-killer, lab, demonstration, Anglo-Saxon, a.m., bedroom, go-getter.


Тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных


СРС

всего

Лек

прак

1

Введение в лексикологию.

-

2

2

-

-

2

Структура английского слова и вопросы словообразования.

6

4

4

-

2

3

Аффиксация.

6

4

2

2

4

4

Словосложение.

6

4

2

2

2

5

Конверсия.

4

2

2

-

2

6

Сокращение слов и второстепенные способы словообразования.

4


2

2

-

2

7

Этимологические основы английской лексики

6

2

2

-

2

8

Введение в семасиологию и типы значений.

4

2

2

-

2

9

Изменение значения.

8

6

4

2

4

10

Семантические группировки слов.

8

2

2

-

2

11

Проблемы словосочетаний и валентности.

4

2

2

-

2

12

Фразеологические единицы.

8

6

4

2

5

13

Национальные варианты английского языка.


9

3

2

1

2

14

Развитие и пополнение английской лексики в XX в.

7

2

2

-

4

ИТОГО:

80

43

34

9

35


Тематический план (заочное отделение)


№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС

всего

практ.

лекц.

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в лексикологию, структура английского слова

12

2

-


2

10

2

Аффиксация

18

3

1

2

15

3

Словосложение

18

3

1

2

15

4

Конверсия, сокращение

23

3

1

2

20

5

Этимологические основы английской лексики

18

3

1

2

15

6

Введение в семасиологию, типы значений слов

23

3

1

2

20

7

Изменение значения. Полисемия, омонимия

23

3

1

2

20

8

Семантические группировки слов.

22

2


-

2

20

9

Фразеологические единицы

19

4

2

2

15

10

Национальные варианты английского языка

19

4

2

2

15

11

Развитие и пополнение английской лексики в 20 веке

17

2

-

2

15

ИТОГО:

212

32

10

22

180



Содержание обучения


Тема 1. Введение в лексикологию.

В теме рассматриваются задачи лексикологии, ее теоретическое и практическое значение, связь с другими разделами языкознания, место в обучении иностранным языкам в вузе и школе, систематичность лексики, синтагматические и парадигматические отношения, проблемы теории слова.

Тема 2. Структура английского слова и вопросы словообразования.

В теме рассматриваются морфологическая структура английского слова, морфемы и алломорфы, корень и основа; простые, производные и сложные слова, принципы морфемного и словообразовательного анализа, продуктивность словообразовательных средств.


Тема 3. Аффиксация.

В теме рассматриваются префиксы и суффиксы, принципы их классификации, исконные и заимствованные аффиксы, продуктивные и непродуктивные, семантические функции: многозначность, синонимия и омонимия аффиксов; сопоставление английской и русской аффиксации.

Тема 4. Словосложение.

В теме рассматривается основные критерии выделения сложных слов, сопоставление английских и русских сложных слов.

Тема 5. Конверсия.

В теме рассматривается сущность конверсии и различные точки зрения на эту сущность, место конверсии как способа словообразования в различных частях речи, семантические отношения слов в конверсионных парах, типы конверсии, случаи окказиональной конверсии.

Тема 6. Сокращение слов и второстепенные способы словообразования.

В теме рассматриваются статус сокращенных слов, их соотношение с синонимией и вариантностью, типы сокращений, взаимодействие сокращений с эллипсисом, сопоставление английских и русских сокращений; а также второстепенные способы словообразования, включая обратное словообразование, сопоставление с русским языком.

Тема 7. Этимологические основы английской лексики.

Генетическая разнородность английской лексики. Основные признаки исконных слов. Национальные группы заимствований и их роль в формировании и развитии английского словарного состава. Особенности ассимиляции заимствованных слов. Сопоставление этимологических основ английской и русской лексики.

Тема 8. Введение в семасиологию и типологию значений.

Природа и значение слова, лексическое и грамматическое значение, семема и семы, значение, контекст и сочетаемость, семантическая структура соотносительных слов в разных языках, рефлексиональный и функциональный подходы к анализу значения.

Тема 9. Изменение значения, полисемия и омонимия.

Историческая изменчивость семантической структуры слова. Лингвистический и экстралингвистический процессы, лежащие в основе семантических процессов. Перенос значения по сходству и смежности; расширение и сужение значения. Мелиорация и пейоризация значения. Полисемия и омонимия; классификация омонимов.


Тема 10. Семантические группировки слов.

Моносемантические и полисемантические слова, синонимы, антонимы, омонимы, типонимы. Семантические поля и тематические группы слов.

Тема 11. Проблемы словосочетаний и валентности.

Типы словосочетаний в английском языке. Свободные словосочетания и устойчивые обороты. Лексическая и грамматическая валентность. Лексическая валентность и нормы сочетаемости в английском и русском языках.

Тема 12. Фразеологические единицы.

Устойчивые словосочетание, нефразеологического характера и их классификация. Предмет фразеологии и определение фразеологической единицы, устойчивость, раздельнооформленность и переосмысления значения как основного критерия фразеологической единицы; различные классификации фразеологических единиц, структурные типы ФЕ, вариантность и синонимия; источники возникновения ФЕ.

Тема 13. Национальные варианты английского языка.

Соотношение понятий языка, варианта и диалекта, особенности британского литературного стандарта и региональные и социальные диалекты ВЕ; формирование и развитие американского варианта английского языка, основные лексические и иные особенности АЕ; различия в значении ряда английских слов в ВЕ и АЕ. Некоторые черты английского языка в Канаде и Австралии.

Тема 14. Развитие и пополнение английской лексики в XX в.

В теме рассматриваются рост и развитие английской лексики, его устойчивые элементы, устаревшие и новые (архаизмы и неологизмы); источники и пути пополнения английского словаря в XX в. – словообразование (аффиксация, словосложение, конверсия и фразообразование). Отмечено также место заимствований в пополнении английской лексики в XX в.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Содержание самостоятельной работы студентов по теоретическому курсу «Лексикология» (который в настоящее время довольно необычно входит в состав комплексного курса «Древние языки») включает:


  1. Индивидуальное изучение рекомендованной литературы.

  2. Подготовку к семинарам для обсуждения теоретических вопросов и выполнения практических упражнений.

  3. Учебно-исследовательскую работу студентов, прежде всего, написание курсовых работ по лексикологии, а также работу наиболее активных и любознательных студентов по написанию рефератов вне курсовых работ и учебного плана.

Последняя категория студентов, к сожалению, весьма незначительна, но все же имеется (например, в 1996-1997 учебном году можно отметить студентов 3 курса О. Захарову и М. Извекову, которые в процессе слушания курса лексикологии на 2 курсе и после него пожелали работать над рефератами по лексикологии и стилистике).

В центре самостоятельной работы студентов по курсу «Лексикология» находится индивидуальная работа студентов по подготовке к семинарам и участие в них. На семинары выносятся узловые вопросы курса. Для творческого проведения семинаров особое внимание уделяется следующим вопросам:

  1. Сопоставление различных точек зрения и подходов к тем или иным явлениям лексикологии, например, к конверсии.

  2. Сопоставление с аналогичными или близкими явлениями в русском языке (например, со словосложением или сокращением, а так же с ролью заимствования в обоих языках).

  3. Формулировка «провокационных» вопросов, призванных активизировать творческое мышление студентов и их аргументированное опровержение некорректных утверждений.

Активизации самостоятельной работы студентов служит также вдумчивый отбор тем студенческих курсовых работ и рефератов, направленный на развитие простейших навыков исследовательской работы, а не только на составление обзора литературы по какому-то вопросу.

Список рекомендуемой литературы

1. Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии./И.В. Зыкова. – М.: Academia, 2006. – 420 с. (основное пособие)


2. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. Пособие для студентов. – 3-е изд., стереотип. /Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

3. Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990.

4. Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992.




Вопросы к семинарским заданиям


Seminar #1.

Major problems of lexicology. The origin of English words.

1. The object of lexicology. The relations of lexicology and other linguistic sciences.

2. The notion of the lexical system.

3. Some problems of the theory of words. Types of motivation.

4. The etymological diversity of the English vocabulary.

5. Words of native origin.

6. General features of borrowings.

7. The assimilation of borrowings.

8. Interrelation between native words and borrowings.

9. International words.


Seminar #2.

The Structure and Formation of English Words. Affixation.

  1. Types of morphemes.

  2. Word-structure and its development. The root, the stem and patterns of word-structure.

  3. Peculiarities and types of word-formation.

  4. General problems of affixation.

  5. Peculiarities of English prefixes.

  6. Classification of English suffixes.

  7. Polysemy, homonymy and synonymy of derivational affixes.

  8. Productivity and origin of derivational affixes.


Seminar #3.

Word-compounding. Conversion.

    1. General features of word-compounding.

    2. Structural and semantic peculiarities of English compounds.

    3. Classification of compounds.

    4. The meaning of compounds.


    5. Motivation of English compounds.

    6. Special groups of compounds.

    7. General problems of conversion in English.

    8. Treatment of conversion in linguistic literature.

    9. Semantic relations between conversion pairs.

    10. Sources and productivity of conversion.


Seminar #4.

Semantic Peculiarity of English Words.

1. General problems of semasiology.

2. Types of meanings.

3. Change of meaning.

4. Polysemy and homonymy.

5. Major lexical groups of words.


Литература к семинарам.

Семинар №1.

1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 44 -77.

2)Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка/В.Д. Аракин. – М., 1955.

3)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992.

4)Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка/В.Н. Ярцева. – М., 1969.


Семинар №2.

1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 78 -86.

2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990. – С. 87-102

3)Распопов И.П. Лекции по филологии и лексикологии/И.П. Распопов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 148 с.

4)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956.

5)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992.


Семинар №3.

1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 86 - 114.


2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990. – С. 60-81, 153-164.

3)Распопов И.П. Лекции по филологии и лексикологии/И.П. Распопов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 148 с.

4)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956. – С. 83-100.

5)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992.


Семинар №4.

1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 129-224.

2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990.

3)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956.


Темы докладов


  1. Borrowings from Romanic languages.

  2. English derivation.

  3. English non-pattern word-formation.

  4. English Shortenings.

  5. Semantic fields and thematic groups.

  6. English euphemisms.

  7. Polysemy in English.

  8. Hyponyms and hyperonyms.

  9. English and Russian phraseology.

  10. Australian and Canadian English.

  11. American English.

  12. British English.

  13. Semantic development of English words.

  14. English Neologisms of the 20th century.

  15. The etymology of English affixes.

  16. Metaphor and metonymy in English.

  17. The historical aspect of English borrowings.

  18. Classifications of phraseological units.

  19. Word theory in linguistics.

  20. Stylistic synonymy.

  21. Paradigmatic relations in the lexical system.

  22. Folk etymology in Russian and English.
  23. Non-productive ways of word-formation in English.

  24. English proverbs and sayings.

  25. English lexicography.


План лекций


следующая страница >>