shkolaput.ru 1


  • Тема 12

  • Прикладной

  • уровень сети Internet

  • Презентацию лекций разработал доцент

  • кафедры оптимизации систем управления

  • Томского политехнического университета

  • Комагоров Владимир Петрович


  • В глобальной сети Internet функционирует ряд сетевых протоколов прикладного уровня, которые позволяют абонентам сети получать удаленный доступ к информационным ресурсам, вести активный диалог с другими удаленными абонентами, отправлять и получать почту. Перечень возможностей, получаемых абонентом при подключении к сети, принято называть основными сервисами Internet. К их числу относятся:

  • • E-mail - электронная почта, обеспечивающая возможность обмена сообщениями между сетевыми абонентами;

  • • Usenet - телеконференции или группы новостей, обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;



  • • FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;

  • • Telnet – сервис, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;

  • • World Wide Web (WWW) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

  • • DNS - система доменных имен, обеспечивающая возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов.


  • Номера портов основных сервисов


  • Номера портов клиентского программного обеспечения так жестко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:

  • • во-первых, на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, т.е. за каждой копией должен быть закреплен свой уникальный номер порта;

  • • во-вторых, клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.



  • Перечисленные сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы их взаимодействия соответствуют международным стандартам.

  • Для стандартных сервисов также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым сервером резервируются стандартные номера TCP - и UDP - портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов.



E-mail - электронная почта

  • E-mail - электронная почта


Основные компоненты E-mail

  • Основные компоненты E-mail

  • 1. Информационный ресурс – совокупность информационных объектов, использование которых обеспечивается сервисом электронной почты. Основным информационным объектом является сообщение электронной почты, которое состоит из заголовка, содержащего адреса получателя и отправителя, и блока информации, который необходимо передать получателю. В простейшем случае блок сообщения содержит просто текст. Однако при необходимости отправитель может «прикрепить» дополнительные данные в виде файлов, которые называются вложениями (attacments).


  • 2. Почтовый сервер - программный комплекс, обеспечивающий пересылку сообщений электронной почты, их хранение, управление базой данных сообщений, а также позволяющий абоненту работать со своим почтовым ящиком. В настоящее время функционирование электронной почты реализуется с помощью нескольких протоколов, поэтому в составе почтовых серверов обычно присутствуют несколько модулей - серверных частей, реализующих взаимодействие по основным почтовым протоколам: SMTP - сервер, выполняющий функции сервера исходящей почты, а также POP3 - сервер и/или IMAP4 - сервер, представляющие собой серверы входящей почты.



  • 3. Почтовый клиент – программа, позволяющая пользователю создавать и отправлять сообщения, а также управлять полученными сообщениями (просматривать, упорядочивать, печатать, удалять и т.д.) из собственного почтового ящика. Часто программный модуль, обеспечивающий взаимодействие с почтовым сервером, называют пользовательским агентом (User Agent, UA). Современные почтовые клиенты позволяют взаимодействовать с серверными модулями основных протоколов электронной почты (SMTP, POP3 и IMAP4).


4. Протоколы взаимодействия почтовых клиентов с серверами:

  • 4. Протоколы взаимодействия почтовых клиентов с серверами:

  • • SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), использующийся сервисом электронной почты для передачи сообщений от отправителя к получателю.

  • • POP3 (Post Office Protocol версии 3) и IMAP4 (Internet Message Access Protocol версии 4), обеспечивающих выборку входящих сообщений из почтового ящика. Протокол POP3 является более простым и, соответственно, менее функциональным и защищенным, нежели IMAP4. Однако IMAP4 в настоящее время поддерживается не всеми почтовыми серверами и клиентами и поэтому является менее популярным.


Схема взаимодействия почтовых клиентов с серверами

  • Схема взаимодействия почтовых клиентов с серверами



  • Стандартные функции почтовых клиентов

  • • прием сообщений;

  • • локальное хранение сообщений;

  • • создание и отправка сообщений;

  • • работа с почтовыми вложениями;

  • • создание ответных сообщений.



Прием сообщений

  • Прием сообщений

  • Существуют три базовые модели взаимодействие почтового клиента и сервера: автономная, интерактивная и отключенная.

  • • Автономная (offline) модель - предполагает, что клиент периодически подключается к серверу для получения почты. После выборки сообщения обрабатываются на узле получателя и могут быть удалены с сервера.

  • • Интерактивная (online) модель - основана на том, что вся почта хранится и обрабатывается на сервере, а клиент подключается и управляет этим процессом.

  • Отключенная (disconnected) модель - предполагает, что клиент подключается к серверу, принимает выборочно сообщения и обрабатывает их в автономном режиме.



Локальное хранение сообщений

  • Локальное хранение сообщений

  •      Папки локального хранилища почтового клиента Microsoft Outlook Express


Создание и отправка сообщений

  • Создание и отправка сообщений

  •      Окно редактора сообщений


Работа с почтовыми вложениями

  • Работа с почтовыми вложениями

  •      Окно редактора сообщений с вложениями



Создание ответных сообщений

  • Создание ответных сообщений

  •      Окно редактора со сформированным ответным сообщением



  • Usenet – система телеконференций

  • Usenet - это система телеконференций (или группы новостей), представляющая собой распределенную информационную систему. В Usenet нет центрального места хранения, и информация осуществляет постоянное движение в сети от сервера к серверу, от сервера к клиенту, от клиента к серверу. Когда пользователь отправляет сообщение, вначале оно становится доступно только на его сервере. Но каждый сервер news обменивается сообщениями с несколькими соседними серверами, и таким образом сообщение оказывается на каждом сервере в сети.



  • Структура конференций

  • Сообщения, которые пользователь публикует в Usenet, организуются в тематические категории, называемые конференциями или новостными группами. Сообщения в группе обычно не задерживаются более нескольких дней (стандартное значение по умолчанию - 5).

  • Группы новостей образуют собственную иерархию, подобную структуре доменных имен. Например, группы sci.math и sci.physics находятся внутри иерархии sci (сокращение от анг. science — наука).


Основные иерархии конференций Usenet

  • Основные иерархии конференций Usenet

  • comp.*: обсуждение тем, связанных с компьютерами (comp.software, comp.sys.amiga);

  • misc.*: разнообразные темы (misc.education, misc.forsale, misc.kids);

  • news.*: новости Usenet-a (news.groups, news.admin);

  • rec.*: развлечения и отдых (rec.music, rec.arts.movies);

  • sci.*: научные дискуссии (sci.psychology, sci.research);

  • soc.*: социальные темы (soc.college.org, soc.culture.african);

  • talk.*: разговоры, в том числе на «горячие» темы (talk.religion, talk.politics);

  • humanities.*: искусство, литература, философия (humanities.classics, humanities.design.misc).


Подписка на конференции

  • Подписка на конференции

  • С помощью приложений для работы с Usenet пользователь может «подписаться» на любые доступные конференции. Он может выбрать одну или несколько подгрупп и осуществить на них подписку. Подписка подразумевает процедуру оповещения пользователя о появлении новых статей по интересующей его теме. Естественно, что пользователь и сам может отправить свое мнение, оформленное в виде сообщения, в группу. Сообщение оформляется в соответствии со стандартом почтового сообщения Internet. Фактически Usenet выполняет функции периодического издания. В настоящее время существует несколько тысяч групп -- от достаточно серьезных и профессионально-ориентированных до групп посвященных играм, шуткам и т.д.


Список некоторых серверов