shkolaput.ru 1

УДК 339.52
С.А. Курбонов


группа МЭД 5-2

Научный руководитель д.э.н., доц. Захарова Е.В.

ГОУВПО «МГУС»

СЦЕНАРИЙ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ


ВТО представляет собой саморегулируемую организацию. В настоящее время в состав этой организации входят 150 государств. То есть это практически все независимые экономики, которые формируют правила мировой торговли. На долю стран участниц ВТО приходится 98% мирового торгового оборота. Вступление в эту организацию представляет собой длительный и непростой процесс, поскольку требуется очень большое согласование. Россия ведет эти переговоры достаточно давно около 14 лет, но это не самый большой срок таких переговоров. Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортёров.

Отметим, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это – приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств – условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например динамка и соотношение производства и импорта, которые могут быть оценены статистически.

В чем риски нашего будущего членства в ВТО?

В любой организации существует входная плата за билет, в ВТО такой платой являются обязательства ее членов. Рамки этих обязательств и есть предмет многолетних переговоров. Вопрос обязательств это вопрос баланса интересов российских поставщиков и возможность защищать своего товаропроизводителя. Только такой баланс способен придать импульс развитию нашей экономики. По моему мнению, условия, на которых Россия заключила соглашение с ВТО, как раз представляют вариант такого баланса.


Риск первый - это обострение конкуренции практически во всех отраслях. Однако это процесс объективный: независимо от нашего членства в ВТО наши таможенные тарифы уменьшаются, а на российский рынок приходят иностранные производители. И в этом смысле участие России в процессе развития экономической глобализации неизбежно. В интересах потребителя приход новых товаров на наш рынок, стабильность цен и здоровая конкуренция за качество товара. Задача государства обеспечить, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей.

Второй риск – это необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Это дело непростое, оно касается переосмысления нашей экспортной политики и создания государственных или даже общественно государственных структур, которые способны эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.

Третий риск - это необходимость подобрать инструменты государственного протекционизма и сделать механизмы этого протекционизма более современным как на внешнем, так и на внутреннем рынке. ВТО организация экспортеров, поэтому дополнительную поддержку получают экспортеры не только энергоносителей, но и металлурги, нефтехимики, машиностроители и т.д. Другие отрасли могут ощутить на себе серьезную конкуренцию, это отрасли, связанные с рынком товаров народного потребления. Но чтобы этого не случилось, государство должно наводить порядок в экономике. Любой руководитель предприятия текстильной промышленности вам скажет, что ему наносят ущерб не марки "от кутюр" на нашем рынке, а нелегальный импорт, который приходит неправедными путями на территорию России. Поэтому очень важно навести порядок в таможенной политике перевести весь импортный поток в разряд "белого". Плюс ко всему в Думе дорабатывается "Закон о защитных мерах" В случае наличия демпинга или нарастания потока серого импорта по заниженным ценам государство вправе принимать серьезные меры по ограничению этого импорта, увеличению таможенного тарифа.

Резюмируя негативную часть, я хотел бы перефразировать известную пословицу: если ты не занимаешься политикой, значит, она займется тобой. Применительно к ВТО это звучит так: если мы спрячем голову в песок от вопросов обострения конкуренции, интернационализации рынка, то в конечном итоге мы просто потеряем конкурентное преимущество. Если же мы подойдем к проблеме активно, участвуя через ВТО в продвижении российских товаров и услуг, участвуя в образовании обновленных правил мировой торговли, мы сможем защитить свою экономику и получить прибыль от торговли.

Какие выгоды дает нам ВТО?

Первое. Мы участвуем в выработке стратегии формирования мировой торговли. Принципы эти формируются непросто: внутри ВТО много групп интересов, много разных точек влияния, но с учетом возрастающего авторитета России мне кажется, мы сможем сыграть свою роль в ВТО крайне эффективно.

Второе. В среднесрочной перспективе нам надо уменьшить количество дискриминационных мер против российского экспорта. Ущерб от них сегодня оценивается специалистами в 300 млрд. долларов в год. И инструмент ВТО единственный способ борьбы с экономической дискриминацией России.

Третье. Политический эффект присоединения. Как сказал Президент В.В. Путин, это некий знак качества российской экономики, это признанная мировым сообществом ее рыночность, ее объективность и конкурентоспособность. В этом смысле это хороший сигнал нашим партнерам для проведения совместных проектов и инвестиционной деятельности. Это серьезная дополнительная гарантия, в которой мировая экономика увидит для себя возможность взаимодействия с экономикой российской.

Главная задача, которую нам нужно решить это вступление в союзы стран внутри ВТО. При этом не обязательно вступать в уже существующие группы (допустим в Кернскую группу, куда входят производители сельхозпродукции) можно переформатировать структуру ВТО и организовывать новые союзы. У нас есть ряд общих интересов со странами, демонстрирующими высокие темпы развития это – Китай, Индия, Бразилия. Таким путем Россия может продолжить свою историческую миссию соединительного моста между востоком и западом разными культурами и экономиками.


Без сомнения вступление России в ВТО несет гораздо больше плюсов, чем минусов. Были проведены очень жесткие переговоры и ни по одной позиции, которая бы ущемляла интересы российских импортеров или производителей мы не уступили. В этом смысле итог переговоров существенно отличается от переговоров Украины, которая, стремясь попасть в ВТО любыми средствами раньше России, "сдала" ряд принципиальных для себя позиций. Это может негативно сказываться на украинской экономике. С Россией такого не произойдет. Во всяком случае, на этот счет есть твердые гарантии со стороны всех министерств и ведомств, участвовавших в переговорах. У нас есть достаточно консолидированная позиция российского бизнеса, который не видит во вступлении в ВТО никакой для себя угрозы, а видит расширение возможностей.

Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евроазиатское положение, всё ещё сохраняющийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе не приведёт к взрывному росту отечественного экспорта. Вряд ли стоит ждать даже его немедленного заметного увеличения. Во-первых, ВТО стимулирует торговлю, в основном, готовыми изделиями и наукоёмкой продукцией. Основу же российского экспорта составляют пока сырьё и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности производственных мощностей промышленности и их недогрузки. Во-вторых, по мере преодоления кризиса растёт спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка, что уже привело к ряду экспортных ограничений. И, наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объёму тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.


Российский союз товаропроизводителей провёл анкетирование более 500 предприятий. Основные проблемы, с которыми, по их мнению, столкнутся наши предприятия при вступлении России в ВТО, таковы:

- высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий;
- устаревшее оборудование и технологии;

- отсутствие средств на модернизацию;

- низкое качество комплектующих изделий;

- наводнение рынка импортом;

- ценовая неконкурентоспособность товаров и услуг, в том числе по качеству, дизайну и т.д.;

- отсутствие подготовленных специалистов и средств на научные исследования;
- сужение внутреннего рынка;

- несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов.

Однако не всё так безнадежно: в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей. Значительная их часть обладает и потенциалом роста своей конкурентоспособности. Реализация этого потенциала зависит от решения общих проблем экономического развития России, расширения необходимой государственной поддержки, улучшения торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствования условий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов в конкретные технологии производств.

Вступление России в ВТО может иметь положительные последствия только в том случае, если условия будут выгодны для нас. Нам должна быть разрешена государственная поддержка на уровне США и стран ЕС. В США она, например, составляет 20 миллиардов, в Германии — 10 миллиардов долларов. То же касается ввозных тарифов. Пошлины должны защищать своих товаропроизводителей от экспансии чужой продукции. Сегодня при экспорте сельскохозяйственной продукции, например, в Германию, надо заплатить такие большие пошлины, что это становится невыгодным.

И, конечно, нам самим нужно определиться: какие шаги следует предпринять, чтобы российский бизнес был способен реально воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, и как избежать потерь при открытии рынка для иностранной конкуренции. Одно дело, когда Россия станет полноправным членом ВТО и российские чиновники будут препятствовать отечественным предприятиям, производителям развиваться только для того, чтобы удовлетворят свои потребности посредством иностранных компаний. Тем самым, гася желание к расширению и прогрессу отечественных предприятий. Чтобы Россия стало полноправным членом и не теряла, а наоборот, приобретала должна быть идея и понятия того, что мы тоже можем производить такие же машины и самолеты, но для этого нужно большая реальная поддержка государства подчеркну реальная, а не словами и не на бумаге! Вот тогда эти шаги будут оправданы.

Библиографический список


  1. Коммерсантъ № 34 от 5 марта 2007года, стр. 2 « Михаил Фрадков дал таможне добро»

  2. Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 10, стр. 17-23. Л.Л. Разумнова «Россия – ВТО»

  3. http//: www.minfin.ru

  4. http//: www.Rusmet.ru

  5. http//: www.businessweek.com

  6. http//: www.kommersant.ru