shkolaput.ru 1




Реферат по теме

«Мы — многонациональная страна»

Название работы:

Тверские карелы

Руководитель:

Мосол Виктория Анатольевна

Авторы:

Екатерина Сидоренко, Артём Оглоблин

Место проживания (город, село, край и пр.):

Тверская обл., ЗАТО Озерный

Класс, образовательное учреждение:

5 класс МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный

Возрастная группа: 5-7 классы

СОДЕРЖАНИЕ


  • ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

1.ИЗ ИСТОРИИ КАРЕЛЬСКОЙ НАРОДНОСТИ…………………….4

1.1 КАРЕЛЬСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ………………………….….5

1.2 НА ТВЕРСКУЮ ЗЕМЛЮ С ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРОЙ….....7

1.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ…………………………………7

1.4 ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………...9

1.5 ТРАДИЦИОННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА…………….10

1.6 ПИЩА……………………………………………………………10

1.7 КАРЕЛЬСКАЯ СВАДЬБА……………………………………...11

2.ЧИСЛЕННОСТЬ ТВЕСКИХ КАРЕЛ……………………………….14

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………16

  • Список литературы……………………………………………………..17


ВВЕДЕНИЕ

«Россию нельзя оторвать и от населяющих ее народов, составляющих вместе с русскими ее национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своем роде страна»

(Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – М., 2006. – С.227.)
Тверские карелы - отдельная ветвь карельского народа, которая волею исторических судеб оказалась на территории Тверской области.

Большую часть населения в настоящее время составляют русские, а карельская культура все больше утрачивает своё значение. Прослеживается динамичное сокращение карельского населения, все реже сами карелы говорят на своем национальном языке.

Необходимость сохранения карельской народности, ее культуры и языка определяют актуальность изучения данной проблемы в настоящее время.
Цель работы: изучить статус карельского народа на территории Тверской области в настоящее время, выявить тенденции постепенного превращения карелов в малочисленный народ.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:


  • изучить историю складывания карельской народности в Тверской губернии;

  • проанализировать изменение численности карелов на территории Тверской области по Переписям населения, проводившимся в ХХ веке.



1.ИЗ ИСТОРИИ КАРЕЛЬСКОЙ НАРОДНОСТИ

Деревня Толмачи, неофициальная карельская столица
Карелы - коренное население Карелии (78,9тыс.), расселены также в Тверской области (тверские карелы составляют- 23,2 тыс. чел.) , Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность — 130,9 тыс. чел.

Согласно Всероссийской переписи населения, численность тверских карел составляет 14 633 человека.

Карелы (карьяла, карьялайнен, кариалайсет) – в переводе с финно-угорского  - племя, занимающееся скотоводством. Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной расе, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи.


Предки карел в I тысячелетии н. э. расселились на территории к западу, северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии. В 11 веке карелы вовлекаются в орбиту влияния Русского государства. В 1581 – 1595 годы начинается первая переселенческая волна карел из Карельского уезда на Тверскую землю.

Тверские карелы, родиной которых являлся Карельский уезд Вотской пятины, появились на тверских землях в ходе переселения. Каким же образом появилась Тверская Карелия? А складываться начала она более четырех веков тому назад, когда исконные земли карел на Карельском перешейке заняла Швеция, – тогда и ушли наши предки в глубь России под державную руку единоверных русских царей. «Тверские» или «верхневолжские» карелы, переселились из Приладожья и Карельского перешейка в ХVΙ - ХVΙΙ веках. Уходили тайно, лесными тропами, за сотни километров от родных пепелищ, взяв с собой лишь то, что могли нести, образок же Николая-угодника – святого покровителя карел – обязательно. В большинстве своем беженцы селились по притокам верхней Волги, на обезлюдевших от моровой язвы тверских землях. Переселенцев встретил радушный прием со стороны властей. Они были записаны в привилегированное сословие дворцовых крестьян. Каждый двор получил надел земли, деньги на приобретение лошади и коровы. Процесс переселения карел на Тверскую землю продолжался около ста пятидесяти лет с конца ХУ1 века до 1730-х годов.

Первым назвал «Тверской Карелией» карельскую территорию Бежецкого уезда Ф.Н. Глинка в 1836 году. Не случайно ландшафт Тверской Карелии - холмистая местность, сосновые боры, березовые рощи, очень напоминает местность Карельского перешейка. При переселении карелы не сразу останавливались в одной местности, они искали похожий на родной ландшафт годами, на переселение и поиски уходило 15-30, а иногда до 50 лет. Карелы не стремились в города, так как на их родине был деревенский уклад жизни.


В настоящее время карелы живут практически во всех районах области, но компактно проживают на территории Лихославльского, Максатихинского, Рамешковского и Спировского районов Тверской области.

1.1 КАРЕЛЬСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ
До 1930 года карельской письменности практически не было.

Проживая на территории Карельского перешейка, карелы применяли лишь разговорный язык и были неграмотными. Сейчас известны два памятника карельского языка - это новгородские берестяные грамоты № 292 и № 403.Грамота № 292 была найдена в Неревском раскопе на Софийской левобережной стороне Новгорода в 50-е годы ХХ столетия. Ученые относят эту берестяную грамоту к 1238-1268 гг. Ученый Ю.С. Елисеев в 1959 году доказал, что текст написан на карельском языке с использованием русского алфавита и содержит языческое заклинание.

После переселения карел на тверскую землю стали появляться первые произведения на карельском языке с применением русского алфавита. Авторами этих произведений были священники и первые учительницы карельского происхождения.

Администрация Тверской губернии и уездов, на территории которых стали проживать карелы, имела связь с ними через переводчиков. Для этого в Тверской духовной семинарии священников, которые назначались в карельские приходы, обучали карельскому языку.

Самое первое произведение, переведенное на язык тверских карел, было «Евангелие от Матфея».

1.Был создан карельский алфавит:


  • Где над буквой Г поставлена черточка, там нужно читать ее тверже, как латинскую G.

  • Где над буквою Е стоят две точки Ё, там она читается как русская ё.

  • Когда над буквою Ю стоят две точки, тогда она произносится гортанно.

2.Карельский язык произошел от финского и имеет с ним некоторое сходство:
  • Большая часть слов в карельском наречии совершенно финская: юмала -Бог, паппи - священник, кирья - книга, тямя - это и другие.


  • Ударение, как в карельском языке, так и в финском, всегда на первом слоге.

  • Предлогов в карельском языке, как и в финском, весьма мало.

3.Они в финской грамматике названы приставками, соединяющимися с окончанием слов, например: юмала кера - с богом, столан алла - под столом, муалла - на земле.

4. За недостатком предлогов имена карельского языка видоизменяются в склонениях по десяти падежам, финского языка по пятнадцати падежам. Поэтому в совершенно сомнительных окончаниях карельской речи автор придерживалась финской грамматики доктора Арведа Генетца в переводе Майнова и Иериефельда, Гельсингфорс, 1884 год.

5. Счет и названия у карел вполне финские.

  • Характерная особенность финской и карельской речи та, что отрицательное наречие не - эн, эй, часто видоизменяется, особенно при спряжении глаголов.

  • 2. Как в финском, так и карельском языках нет родов мужского, женского и среднего, один только род приложим без исключения ко всем именам и глаголам. Поэтому кареляк, говоря по-русски, весьма часто выражается о женщинах и мужчинах неправильно, путая род. В карельский алфавит А. Толмачевская включила 35 букв, все русские, а также буквы Q и й. В русском алфавите их не было, а были буквы и, i. В книге дан перевод 210 карельских слов. Значительно большее число слов с переводом даны в кратком карельско-русском словаре и кратком русско-карельском словаре.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года создала условия для развития карельской письменности. Дети карел смогли учиться не только в начальных школах, но и в школах II ступени. Окончив эту школу, карельские дети получали аттестат о среднем образовании и могли поступать в высшие учебные заведения. Таким образом, появилась первая карельская интеллигенция, которая могла ставить вопрос о создании карельской письменности.
1.2 НА ТВЕРСКУЮ ЗЕМЛЮ С ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРОЙ

При переселении с Карельского перешейка карелы с собою могли взять только самое ценное. Они несли иконы с надеждой и верой в лучшую их долю. Они пришли на Тверскую землю с тем, чтобы сберечь и сохранить в душе свою православную веру, от которой их пытались отречь шведы. Здесь на Тверской земле они с присущей для этого народа ответственностью соблюдали религиозные обряды.


В отличие от русского населения у тверских карел долгое время было много трудностей в проведении православных обрядов. Пришли в ветхость старые русские деревянные церкви, часть их была разрушена литовцами и нужно было строить новые. Все молитвы, исповеди, церковные книги были на русском языке, они читались карелам без перевода. Не было священников из карельской среды, немногие русские священники знали карельский язык. Карелы возводили многие существующие ныне храмы на месте храмов, разоренных литовцами в начале XVII века. Первые церкви, построенные карелами на Тверской земле, были деревянными.

На Тверской земле карелы построили 86 храмов и 169 часовен в 77 карельских приходах. Строили храмы на пожертвования богатых людей –помещиков, купцов, военных, зажиточных крестьян, а также на деньги, собранные прихожанами.
1.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Женская одежда. Старинный комплекс карельской женской одежды состоял из рубахи, сарафана, головного убора " сороки" и наголенников .Рубаху шили из четырех полотнищ льняного холста, вокруг ворота пришивали вставку из кумача - " воротушку". Рукава рубахи были очень длинны и имели прорезы, куда продевали кисти рук; остальная часть рукава свободно свисала. Плечевую часть рукава украшали вышивкой и вставкой из кумача. У кисти рукава также украшали вышивкой и оборкой из кумача. Рубаху носили с сарафаном. Сарафан у тверских карел был нескольких разновидностей. Наиболее старая форма - косоклинный, широкопроймный сарафан, сшитый из китайки или крашенного в синий цвет холста, иногда шерсти. Во второй половине XVIII в. в Бежецком уезде карельские женщины - старухи носили сарафаны с зелеными и синими фальшивыми рукавами. Ворот и неглубокий разрез спереди обшивались тесьмой, подол украшался оборкой из красного сукна.  Рубаху и сарафан подпоясывали поясом, к которому прикрепляли гребни, ключи, игольники (вещи необходимые в домашнем обиходе). Пояса ткали (плели) без ткацкого станка ("на бердочке", "на дощечках", "на ниту") из шелка и шерсти, украшали геометрическим узором вышивки. Карельские женщины носили кожаную обувь ( коты или котат) и берестяную (ступни, ступнит, плетеные из бересты полубашмаки). Головной убор замужней женщины , сорока, состоял из трех частей : "сорокки" ( верхней украшенной части убора); "зательникка" ( позатыльника - задней части); "самсури" или "верконе" ( нижней части убора). Праздничные сороки вышивались золотой нитью и назывались "золотоломки". Девушки заплетали волосы в косу и носили головной убор - ленту, расшитую шелком и блестками, иногда украшенную по краю шерстяной бахромой. В косы вплетались на шнурах медные трубочки и колечки с бумажными, красными кистями. Поверх ленты голова покрывалась платком. В качестве шейных украшений распространены были янтарные ожерелья, медные и серебряные цепочки .


Мужская одежда. Старинную национальную одежду верхневолжских карел - мужчин составляли: рубаха, пояс, порты и обувь. Рубаху шили очень длинную, она спускалась ниже колен и была в прошлом единственной одеждой мальчика и взрослого парня до женитьбы. Рубаху подпоясывали тканым или ременным поясом. Порты (kuadiet) шили из домотканой крашенины. Позднее порты со вздержкой заменяются портами на поясе с пуговицей и петлей, прорезанной в ткани. Мужчины носили обувь из холщевых портянок, обор льняных или ременных, кожаных туфель - "калишек". Из верхней одежды следует отметить род кафтана из сукна, сшитого с "фантами" ( клиньями) по бокам. Такого же покроя шили кафтан ( "балахон") из грубого белого холста. Его надевали на работу, иногда поверх другой одежды. Встречается у карел верхняя суконная и овчинная одежда с отрезной спинкой и сборками у талии типа русской поддевки и полушубка.

1.4 ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Главным занятием тверских карел было земледелие. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, овес, из технических культур - лен и конопля. Наиболее древней системой земледелия у карел являлась подсечная система земледелия.

Одним их промыслов у карел был лесной: рубка и сплав леса, заготовка дров.

Охота и рыболовство имели небольшое промысловое значение, являясь средством получения добавочного продукта к питанию населения.

Материалом для сетей является главным образом льняная сученая нитка и изредка пеньковая. Вяжут сети обычно мужчины. Для вязания сетей употребляется «игла» и «палица»; привязывают сети к «крюку» - развилке с деревянным донцем, сделанные из целого куска дерева.

Из женских ремесел было развито ткачество, прядение, вязание и вышивка. Женщины ткали полотна, холст, грубое сукно. Ткань считали не аршинами или саженями, а стенами. Для налаживания ткацкого станка женщина с нитками бегала около стены и зацепляла нитки за гвозди, приколоченные к стене. Сколько пар гвоздей в стене, столько и стен. Полотна красили травами. Если полотно оставляли белым, то его стирали в щелочи, затем стлали на снег под весеннее солнышко и там держали пока не начнет расти трава. Обязанностью женщин было также шитье одежды. Они шили белье и легкую верхнюю одежду, из шерсти вязали фуфайки, носки. Вышивали полотна, рубахи , головные уборы, плели пояса и т.д. У карел на высоком уровне была развита промысловая деревообработка, плетение из корней, сосновой драни, лозы и бересты. Карелы изготовляли шкафы из драни.


Они изготовляли прялки - целевые «копань» и составные, расписанные по черному, коричневому и голубому фону в свободной манере, позволявшей бесконечно варьировать цветочные узоры яркой многоцветной раскраски.
1.5 ТРАДИЦИОННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА
Карельские поселения располагаются, как правило, на берегу водоёмов, у тверских карел встречаются также и селения на водоразделах.

Жилище карел близко к северорусскому. Его особенности — высокий сруб (14—21 венец), соединение под одной крышей жилого помещения и построек для скота. Особенности интерьера жилища относительно соседнего севернорусского населения: устье печи направлено к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, крытый вход в подполье, горница с более низким, чем в избе, потолком. У северных карел рядом с устьем русской печи устраивался камелёк (pisi) — очаг с отдельным дымоходом для приготовления пищи и освещения. Хозяйственные постройки — сарай, хлев, конюшня, рига, амбар (иногда на столбах). В местах охотничьего и рыболовного промысла, при лесозаготовках строились временные жилые постройки.
1.6 ПИЩА
Основу питания в конце XIX—начале ХХ веков составляли мучные и крупяные изделия. У большинства карел был распространен кислый хлеб, но на северо-западе пекли сухой пресный хлеб, в виде лепешки 10—12 см толщиной с круглым отверстием в центре.

До настоящего времени продолжают печь пироги с начинкой из овощей, грибов, ягод, мяса и домашнее печенье. Любимым является пирог-рыбник в который целиком или большими кусками запекается рыба. Из кислого теста пекут колобки из пресного — калитки и сочни с начинкой из пшенной или ячменной каши, картофельного пюре, толокна, а также оладьи и блины.

Из круп варят каши. В прошлом они являлись ритуальными блюдами. Так, жидкая ячменная каша на молоке ставилась в горшке на свадебный стол. Когда её съедали, горшок разбивали.

Основным овощным продуктом была репа, в начале ХХ века её место заняли картофель и капуста. Дополняли рацион лук, морковь, редька. На зиму засаливали грибы-волнушки. Трубчатые грибы сушили и использовали для приготовления супов. В больших количествах заготавливали ягоды: бруснику, клюкву. Морошку, чернику и другие ягоды собирали для варки варенья и киселя. Овсяный и ягодный кисели — обязательное блюдо на свадьбе и на поминках.


Большое значение в пищевом рационе занимала пресноводная рыба. Из свежей, сушеной и соленой рыбы готовили различные похлебки. В уху мелкую рыбу клали в чешуе. На севере Карелии в уху добавляли сырое яйцо и муку. Употребляли в пищу рыбу, вареную в молоке, запеченную в сметане. Наряду с традиционными способами обработки рыбы, в ХХ веке её стали жарить и коптить.

Мясо в конце XIX—начале ХХ веков употребляли редко, во время выполнения тяжёлых работ. Большую роль играли молоко и молочные продукты. Напитками служили репный квас, чай, на севере Карелии — кофе, иногда подсоленный. Ритуальный напиток — пиво. В настоящее время пищевой рацион карел обогатился за счёт покупных продуктов. Продолжают готовить мучные и крупяные изделия: пироги, калитки, сочни, крупяные каши, многочисленны рыбные блюда. Сохраняется традиция заготовки ягод и грибов.
1.7 КАРЕЛЬСКАЯ СВАДЬБА
Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.

Иногда на посиделках парень делал предложение девушке, она давала согласие. И на следующий день собирала одежду и вместе с женихом уходила в его дом. Такая женитьба называлась «женился украдкой». «Женились украдкой» и по настоянию родителей. В этом случае свадьба "уходом" родственникам жениха и невесты давала возможность избежать лишних и непосильных свадебных расходов.


Вторым этапом свадебного обряда было сватовство. В отдельных семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывается и то, сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.

Свата выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.

Сватов всегда принимали любезно, сажали в передний угол над иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы - в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье. Проведя некоторое время в переговорах с родителями девушки, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из ее родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать им чай. Это было одним из способов испытания. Считалось «признаком нехозяйственности», если девушка при этом расплещет чай.
Прежде чем сваты уезжали домой, родители девушки договаривались с ними, когда они приедут смотреть дом жениха. 

В заранее согласованное время родители невесты вместе с родственниками, иногда и невеста отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались, естественно, показать товар лицом.

Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны приступали к деловым переговорам: согласовывался вопрос о приданом, о дарах со стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за голову», которые сторона невесты требовала с жениха. "Деньги за голову" рассматривались как плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.

Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания. 
Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани обычно устраивалось угощение для невесты и ее подруг. Невеста предлагала угощенье подругам, приговаривая : «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной».

Начиналась подготовка в венчанию. Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом, наливал им вина и пива. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат невесты помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?»
Когда невеста была одета к венцу, мать благословляла ее хлебом-солью, а отец -иконой. Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь.
Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным невесты. К этому времени ее привозили в церковь, где ее уже ждал жених. Жених с невестой становились на специально разосланный кусок материи, венчание происходило так же, как и в настоящее время. За службу священник и дьякон получали по полотенцу и кусок материи, на котором стояли жених и невеста.

После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.


Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы. Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, грибы соленые, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними.
Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они садились в саночки и ехали к жениху. Их там встречали его мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саночек, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали. После пиршества отец и мать жениха опять благословляли жениха и невесту и отправляли их спать в клеть. На другой день утром, когда молодые просыпались, в клеть входила мать жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колене невесте сажали маленькую девочку, она ей дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол, собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась платком. 
На другой день мать и отец вместе с молодыми отправлялись в гости к родителям невесты. Там они гостили две дня. После свадьбы невеста становилась снохой.

2.ЧИСЛЕННОСТЬ ТВЕСКИХ КАРЕЛ

Фрагмент Этнографической карты Европейской России П. И. Кеппена, 1851 год. Выделены (№14) районы расселения карел.

По данным переписи 1926 года тверских карел насчитывалось 140567 человек, из них более 95 % владело карельским языком.


Карельские деревни Тверской области
В 1930 году, по данным статистического сборника Мособлисполкома (в это время восточная часть бывшей Тверской губернии входила в состав Московской области), карелы проживали в следующих районах: Весьегонский — 13017 человек или 25,08 % от всего населения района, Краснохолмский — 4420 человек или 7 %, Лесной — 3152 или 14 %, Лихославльский — 23035 — 56 %, Максатихинский — 28895 чел. — 45 %, Молоковский — 1552 чел. — 2 %, Рамешковский — 24550 чел. — 45 %, Сонковский — 4027 чел. — 8 %, Спировский — 11181 чел. — 33 %, Толмачевский — 24469 чел. — 95 %. Всего карел по области в 1930 году было 150 617 чел.
По переписям в Калининской области карел насчитывалось:

1970 — 38 064; 1979 — 30 387; 1989 — 23 169.
По переписи 2002 года в Тверской области тверских карел насчитывалось 14 633 человека.

Динамика численности тверских карел
Численность карел в муниципальных образованиях Тверской области (2010 год):

Лихославльский район — 2462 чел.

Тверь — 1119 чел.

Спировский район — 978 чел.

Рамешковский район — 903 чел.

Максатихинский район — 881 чел.

Калининский район — 332 чел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если отталкиваться от слов Д.С.Лихачёва, можно сделать вывод, что если мы не будем сохранять малые народы своей страны, поддерживать их культуру, то мы потеряем изначальный уникальный облик России.

Мы постарались изучить статус карельского народа на территории Тверской области в настоящее время и выявить тенденции постепенного превращения карелов в малочисленный народ.

Можно сделать вывод, что численность карелов на территории нашей Тверской области постоянно сокращается и приближается к малочисленному народу. Проведена перепись населения в 2010 году, которая подтвердила эту проблему. Основными факторами такой тенденции можно назвать непривитие основ карельской культуры в семье самих карелов (так многие представители молодого поколения карелов даже не говорят на родном языке), невостребованность карельского языка в межрегиональном и международном сотрудничестве.


По мнению интереснейшего человека и ученого Л. Гумилева, в каждом этносе скрыт огромный творческий потенциал. Народы реализуют его по-разному и в разное время.

В настоящее время в Тверской области сохранилось несколько деревень, в которых доминируют представители карельского этноса – таковыми являются деревни Лухново Спировского района и Ключевая в Максатихинском. Согласно Всероссийской переписи населения за 2010 год, численность тверских карел составила 7394 человека (из них менее 20 человек указали, что владеют только карельским языком).

Но надо сказать и о том, что сейчас в Весьегонском, Максатихинском, Спировском и Лихославльском районах можно прикоснуться к живой истории тверских карел – действует несколько тематических библиотек и музеев. Каждый год в разных сёлах и городах Тверской области, в которых исторически обосновались карельские народы, проходят тематические этно-культурные фестивали. В мероприятиях участвуют не только тверские коллективы карельского творчества (которых в области насчитывается более 10), но и гости из разных уголков России и ближайшего зарубежья. В 2013-м году праздник состоялся уже в 12-й раз, он прошел в посёлке Сандово 29 июня.


Список литературы
1.Головкин А. Н., История Тверской Карелии. Тверь. Издательство Альба, 1999—169 с.

2.Головкин А. Н., Карелы: от язычества к православию. Тверь. Издательство Студия-С, 2003—175 с.

3.Коренные народы Карелии. Официальный сайт. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://knk.karelia.ru/

4.Электронные ресурсы:

Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n11/10/

newsland.com›news/detail/id/474606/

kultforum.natm.ru›forums/2007.kareli.html

antisys.wikispaces.com

occupacii-karelii.net›289-tverskie-karely

ru.wikipedia.org

welcometver.ru›story/96