shkolaput.ru 1

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В ПЬЕСЕ Б.БРЕХТА «МАМАША КУРАЖ И ЕЕ ДЕТИ»


Ложкина И.С.

ОГОУ НПО "Профессиональный лицей №2 г. Воронежа"


Повседневность – область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека [http://ru.wikipedia.org/]. Основной чертой повседневности является историчность.

Бертольт Брехт в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» дает четкое изображение двух повседневностей – мирной и военной. Действие пьесы охватывает промежуток в 12 лет: с 1624 по 1634 год. Вначале мамаша Кураж уверена в себе и полна сил. Её занятие – продавать солдатам всё, что им необходимо: от выпивки до боеприпасов. Кураж помогают её дети: сыновья Эйлиф и Швейцеркас и дочь Катрин. Постепенно героиня теряет всё: её сыновья становятся солдатами и погибают, дочь убивают, когда она старалась разбудить жителей города Галле, которым угрожало нападение войска католиков. В конце пьесы мы видим мамашу Кураж нищей и обессилевшей. Но она снова впрягается в свой фургон, в котором уже почти ничего не осталось, чтобы вновь тащиться за армией.

Брехт обращает внимание на бытовые детали, пищу, которую употребляют люди, обувь и одежду, которую они носят. Солдаты голодны и разуты, повара варят супы из кожаных ремней, вырастает только чертополох, люди обменивают вещи на продукты, в Померании люди едят друг друга, монахини грабят людей. Солдаты не хотят воевать, так как не хватает боеприпасов, одежды и пищи.

Успеешь в бой, пускай сначала

Пехота сменит сапоги.

И вшей кормить под гул орудий,

И жить, и превращаться в прах –

Приятней людям, если люди

Хотя бы в новых сапогах…

Без колбасы, вина и пива

Бойцы не больно хороши.


А накорми – забудут живо

Невзгоды тела и души.

Когда поест, попьет военный,

Ему не страшен злейший враг.

Какой дурак в огне геенны

Гореть захочет натощак! [Брехт:78].

При помощи зонгов драматург объясняет место Фирлинг на войне. Она торгует, и своей деятельностью способствует продолжению войны. Пьеса начинается с того, что мамаша Кураж гордо поёт о том, что война не может продолжаться, когда солдаты голодны и разуты. Автор показывает сколько жестокости приносит военное время. В пьесе возникает мысль о том, что война, жестокость – это не случайное отклонение от обычной жизни. Брехт дает нам понять, что весь человеческий род страдает от склонности к насилию, эго склонность проявлялась всегда и везде. Подтверждая эту мысль, драматург вводит в пьесу зонг «Часы» [Брехт: 77].

Безусловно, война жестока. Но для Брехта жестокость – не единственная черта войны. Война извращает привычные, естественные отношения между людьми. Драматург сосредотачивает свое внимание на изображении повседневных, массовых для военного времени событий: вербуют в армию одного из сыновей Кураж; героиня за высокую цену продает каплуна, покупает товары и становится нищенкой. Война жестока. Жестокость становится нормальным явлением. Более того, жестокость, насилие приветствуется. Один из сыновей мамаши Кураж – Эйлиф – отнимает волов у крестьян, обрекая их на смерть от голода. Эйлиф при этом абсолютно уверен в своей правоте и рассказывает о своем «подвиге» без всякого стеснения: «Значит, дело было так. Я узнал, что крестьяне тайком, по ночам, сгоняют в одно место волов, которых они от нас прятали по всему лесу. Оттуда волов должны были погнать в город. Я не стал мешать крестьянам… Я давай торговаться. Двадцать гульденов за вола, говорю, это мне не по карману. Предлагаю пятнадцать. Как будто я собираюсь платить. Они в замешательстве, чешут затылки. Тут я наклоняюсь, хватаю свой меч и рублю мужиков на мелкие части. В нужде побудешь – заповедь забудешь, правда?» [Брехт:88]. Оборотной стороной любого военного подвига являются страдания людей. Война меняет сознание людей, которые перестают стыдиться своих преступлений. Развивая мысль об абсурдности войны, Брехт повторяет эпизод грабежа. Первый раз поступок Эйлифа получил одобрение главнокомандующего, второй раз – в мирное время – привел Эйлифа на виселицу. Жертвами войны являются не только мирные жители, но и сами солдаты. Любой триумф на войне случаен. Решительность, храбрость, презрение к смерти не спасают человека на войне, потому что смерть все равно сильнее. Война в «Мамаше Кураж» имеет отчетливые черты противоестественного порядка. Мысль об этом возникает уже в диалоге фельдфебеля и вербовщика, которым удается увести у Кураж её старшего сына – Эйлифа. «Слишком давно здесь не было войны – это сразу видно… Мирное время – это сплошная безалаберщина, навести порядок может только война. В мирное время человечество растет в ботву.


Людьми и скотом разбрасываются, как дерьмом. Каждый жрет, что захочет, скажем, белый хлеб с сыром, а сверху ещё кусок сала. Сколько в этом городе молодых парней и добрых коней – ни одна душа не знает, никто не считал. Я бывал в местах, где лет, наверно, семьдесят не воевали, так там у людей еще и фамилий – то не было, они сами себя не знали. А где война – там тебе и списочки, и регистрация, и обувь тюками, и зерно мешками, там каждого человека, каждую скотинку возьмут на учет и заберут. Известно ведь: не будет порядка – не развоюешься» [Брехт:77]. Солдаты ведут себя как животные, заставляя молодого крестьянина, родители которого приютили Кураж и Катрин, показывать им дорогу в город. Старики – крестьяне, полные сочувствия жителям города, среди которых их родные с маленькими детьми, жалуются на своё бессилие. Они молятся, время от времени напоминая друг другу, что ничего не могут сделать. Тот, кто хочет сделать добро погибает, как, например, погибает Катрин. Она начинает бить в барабаны и ценой собственной жизни спасает город Галле.

Кураж – центральный и самый значительный образ пьесы. Она – заботливая мать, отчаянно, но безуспешно старающаяся сохранить своих детей. Она – мать, и она же – маркитантка, которая считает, что торговать надо при любых обстоятельствах. Кураж любит своих детей. Она не хочет, чтобы они стали жертвами войны. При этом существовании мамаши Кураж и её семьи с самого начала пьесы тесно связано с войной. Госпожа Фирлинг пытается уберечь свою семью, сохранить её в стороне от войны, но увы… В самом начале пьесы от матери уходит Эйлиф. Он становится солдатом. Вскоре солдатом оказывается и Швейцеркас. Он занимает должность полкового кассира и попадает в руки неприятеля. Мамаша Кураж может спасти сына, заплатив за него. Но у неё нет денег, и она вынуждена задуматься о продаже фургона. Эпизод торга за фургон – один из самых трагических эпизодов пьесы. Попытка продать закончилась неудачно, и Швейцеркас был расстрелян. Торгуясь за фургон, мамаша Кураж теряет второго сына так же, как раньше позволила увести Эйлифа, проверяя монету, которую ей подсунул вербовщик. Совершенно очевидно что материнство и торгашество, материнство и война несовместимы. Кураж все сильнее подчиняется господствующим порядкам. Если в начале пьесы героиня стремилась остаться в стороне от войны, то постепенно война становится для неё «своей». Прилаживаясь к войне, героиня неизбежно теряет что-то человеческое. Особенно заметно это становиться в эпизоде столкновения мамаши Кураж с Катрин. Катрин хочет помочь раненой крестьянке, но Кураж не позволяет ей сделать это: для перевязки нужно порвать рубашки на бинты. Героине ненавистна мысль об убытках, мать отказывается помочь другой матери. В конце пьесы мы видим, как мамаша Кураж – одинокая, беспомощная старуха – снова впрягается в свой фургон, чтобы идти за уходящими солдатами, пытается поспеть за уходящим полком, но впереди её ждет только смерть. Однако трагическая судьба мамаши Кураж доказывает и её правоту: война идет уже восемнадцать лет и будет идти дальше, потому что есть такие, как героиня, которая рассматривала войну как источник средств к существованию. Мамаша Кураж зарабатывает на войне, оправдываясь тем, что спасает детей. Но, помогая войне продолжаться, героиня разрушает будущее своих детей.


С помощью образов двух героев, Мамаши Кураж и ее дочери Катрин Брехт противопоставляет две повседневности, которые дают понятие о том, что война – это полный абсурд. Кураж видит смысл в войне, она живет ей. Катрин является антиподом мамаши Кураж. Катрин больше всего на свете хочет мира и ненавидит войну. «Она боится войны. Она её не переносит. Какие у неё, наверное, страшные сны! Я слышу, как она стонет по ночам. Особенно после боёв», - говорит героиня о дочери [Брехт:126]. Если чувство материнства борется в душе Кураж с жаждой наживы, то материнское чувство Катрин проявляется как бы в «чистом» виде, даже в самые трагические моменты. «Снова нашла себе сосунка, чтобы с ним нянчиться? – кричит мамаша Кураж Катрин возле разрушенного крестьянского дома. – Сейчас же отдай его матери, слышишь, не то мне снова придется битый час драться с тобой, пока не вырву его у тебя из рук! Смотрите на неё, она уже счастлива среди всего этого горя. Сейчас же отдай ребёнка, мать уже приходит в себя» [Брехт:126].

Противопоставляя Катрин мамаше Кураж, драматург делает девушку жертвой своей матери. Чтобы показать это, Брехт использует повтор: Катрин изуродовали, когда она возвращалась с товарами из города, куда её послала мать. Катрин погибла, когда мамаша Кураж отлучилась по своим торговым делам. «Если бы вы не пошли в город, чтобы нагреть руки, может, ничего бы и не было», – говорит крестьянин героине, которая сидит у тела убитой дочери [Брехт:126]. В отличие от своей матери, Катрин оказалась способна на решительный поступок. Если у Кураж протест против войны носил пассивный характер, сменяясь даже одобрением войны как источника средств к существованию, то Катрин готова бороться с войной даже ценой собственной жизни. Поняв, что жителям города Галле угрожает гибель, Катрин начала бить в барабан, подняла тревогу и погибла. Гибель Катрин ничего не изменила в общем ходе войны. Ничего, наверное, не изменит и неминуемая смерть мамаши Кураж. Почему же Катрин должна была погибнуть? Она любила детей и не могла спокойно сидеть, когда им угрожала опасность. Получается, что причиной гибели Катрин стала её доброта. То же самое происходит и с сыновьями мамаши Кураж. Эйлиф проявляет бесстрашие, но это бесстрашие в разбое. Швейцеркас честен, он думает не о собственной безопасности, а о спасении доверенной ему полковой казны. Его казнили. На войне все положительные качества наказываются.


Показывая столкновение двух миров, Брехт говорит о том, что война началась и продолжается, так как и «большие» люди и «маленькие» приняли войну, увидели в ней источник наживы или способ спастись от нищеты. Война – зло, порождение определенного миропорядка, который поощряет в людях хищнические инстинкты или делает их нищими. Чтобы не было войны нужно уничтожить этот миропорядок и заменить его новым, справедливым. Пример Катрин и положительные задатки самой мамаши Кураж показывают, что эта идея Брехта не является беспочвенной.

Брехт показывает, как взаимосвязаны историческая повседневность и человек, ведь одна из главных поднимаемых тем пьесы – «человек- история». Драматург не случайно выбрал местом и временем действие своей пьесы Тридцатилетнюю войну. На войне история откровенно участвует во всех делах людей, даже самых маленьких. Человек и история на войне соприкасаются теснее всего. В этом соприкосновении Брехт усматривает трагическое начало. Люди вынуждены участвовать в истории против своей воли, как заложники исторических обстоятельств. При этом исторический процесс показывается как огромный слепой механизм, уродующий судьбу людей. Гибель доброй Катрин показывает, насколько трудно сопротивляться человеку против трагических обстоятельств, вызванных ходом истории. В пьесе можно увидеть – даже, может быть, вопреки намерениям автора – глубоко скрытые фатализм и грусть по поводу обреченности человека и его воли.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» отражает повседневность Европы того времени. Она была написана накануне второй мировой войны. В своей пьесе драматург словно пытается предостеречь современников от повторения ошибок прошлого, заставив их вспомнить события двухсотлетней давности. Действие пьесы отнесено ко времени Тридцатилетней войны XVII века. В образ Кураж драматург вкладывает содержание, близкое нашему времени, чтобы мы имели представление о бедствиях войны, о том, кому она выгодна и кто от неё страдает.

Литература.



Брехт Б. Заметки о литературе и искусстве / Б. Брехт // Иностранная литература. – 1972 - №5.

Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети / Б. Брехт: Три пьесы – М.: Московский рабочий. 1982.

[http://ru.wikipedia.org/]. Дата обращения 24.10.2010 г.

Синицына Л.А. Материнство и война / Л.А. Синицына // Литература в школе. – 2003 - № 3.

Струкова Т.Г. Повседневность и литература [http://www.vspu.ac.ru/text/povsednevnost]. Дата обращения 24.10.2010 г.

Книпович Е. Сын своего времени / Е.Книпович // Иностранная литература, 1963. - № 4.

Фрадкин И.М. Литература новой Германии / И.М. Фрадкин – М.: Сов. писатель, 1961.