shkolaput.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________Е.В. Колесникова

«____» __________ 2013 г.
рабочая Программа учебной дисциплины

М.2.В.08 ЭКОЛОГИЯ



Трудоемкость (в зачетных единицах) _____3______

Направление подготовки _050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа Безопасность жизнедеятельности
Степень (квалификация) выпускника Магистр


1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: дать студентам необходимые и достаточные знания об основных экологических понятиях и закономерностях функционирования природных систем.

Задачи дисциплины:

  1. систематизировать сведения о действии экологических факторов на организмы;

  2. познакомить студентов с экологическими проблемами современности;

  3. воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к вопросам окружающей природной среде;

  4. познакомить студентов с вопросами экологической безопасности;

  5. рассмотреть возможные пути решения экологических проблем.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина М.2.В.08 «Экология» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование по профилю Безопасность жизнедеятельности. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в течение первого семестра. Общее количество часов, отводимое на ее изучение, составляет 108 часов. Виды учебной работы: практические занятия (16 часов), из них занятий в интерактивной форме 10 часов, на самостоятельное изучение дисциплины выделяется 92 часа.


Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:


  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства природы, общества и культуры; связи с профессиональной педагогической деятельностью; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-технологического развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Изучению курса предшествуют результаты обучения на предыдущей ступени высшего профессионального образования (бакалавриат):

  • теоретические основы безопасности человека;

  • чрезвычайные ситуации природного характера;

  • чрезвычайные ситуации техногенного характера;

  • чрезвычайные ситуации экологического характера;

  • экология и безопасность жизнедеятельности.

Предварительно, а также средствами рассматриваемой и последующих дисциплин у студента должны быть сформированы компетенции базового уровня. Иными словами, как предшествующие, так и последующие дисциплины в своей совокупности (совместно с рассматриваемой) обеспечивают формирование установленных стандартом компетенций.

Также успешному освоению курса способствует изучение дисциплин профессионального цикла магистерской подготовки, которые отражают ценностно-смысловой компонент ООП, ее предметно-содержательную и процессуально-методическую составляющие:

  • основы национальной безопасности;

  • научно-исследовательский семинар.

Кроме того, изучение курса способствует получению студентом высоких результатов государственных квалификационных испытаний – итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).


Программа курса построена на основе методологических концепций современной науки и, в частности, безопасности жизнедеятельности. Программа курса построена также с учетом знаний, опыта и отношений, присвоенных студентом в повседневной и образовательной практике, а также в ходе освоения предшествующих учебных дисциплин и из внеобразовательной практики, из информационной среды и из научной литературы, не включенной в состав ООП. Программа курса содержит шесть тем, по окончании изучения каждой темы студентам предлагается контрольная работа, которая помогает закрепить изученный материал.

Предусматривается подготовка и сдача студентами зачета. Студенты самостоятельно изучают вопросы, приведенные в п. 8.2. Вопросы для самостоятельного изучения включены в перечень вопросов к зачету.
3. Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:


  • термины и понятия, раскрывающие основные признаки и свойства экосистем;

  • основные понятия экологической безопасности;

  • связи, существующие в природе, а также связи между природой и обществом;

  • причинно-следственные связи экологических явлений;

  • пути решения экологических проблем;

  • источники и характеристики загрязнения окружающей среды.

б) уметь:

  • ориентироваться в закономерностях функционирования экосистем разного ранга;

  • давать оценку воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека;

  • давать оценку экологического состояния региона;

  • выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании.

в) владеть

  • методами организации мониторинга окружающей среды (природный аспект);
  • методами анализа и оценки вреда, нанесенного в результате чрезвычайных ситуаций различным объектам окружающей среды;


  • способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. (Указанные компетенции формируются в результате синергетического взаимодействия (кумулятивный эффект) многих учебных дисциплин общенаучного и профессионального циклов. При этом каждая такая дисциплина вносит свой определенный вклад в формирование профессиональных компетенций, способствует возникновению у студента указанных компетенций в интегральном их виде. Одновременно каждая учебная дисциплина способствует формированию нескольких компетенций, а все компетенции взаимозависимы и образуют целостную (единую) открытую систему, которая определяется как профессиональная компетентность и которая, одновременно, является системным компонентом общей компетентности человека. Каждая компетенция и вся их сумма формируются на протяжении всего периода освоения студентом ООП). В результате освоения данной дисциплины в комплексе с другими дисциплинами вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Безопасность жизнедеятельности» студент приобретает следующие компетенции:

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
  • способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);


  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

  • способность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе зарубежного опыта (ПК-15);

  • готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

  • способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

  • способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).


4. Общая трудоемкость дисциплины __3__ зачетные единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)


(час)


Всего

108

1 семестр

Аудиторные занятия

16

16

Лекции







Практические занятия

16

16

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

92

92

Курсовой проект (работа)







Реферат







Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля

тестирование


тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет


5. Содержание программы учебной дисциплины.

5.1. Содержание учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные работы

В т.ч. интерактивные формы обучения

1


Экологическая безопасность, основные понятия.


2




2




2

14

2


Приоритетные экотоксиканты.


2




2




2

16

3

Основные источники и виды антропогенного загрязнения биосферы.



4




4




2

16

4


Глобальные экологические проблемы современности.


4




4




2

16

5


Токсичность и риск ксенобиотиков для человека.


2




2




2

16

6


Установление гигиенических регламентов в различных средах.

2




2







14

Итого

108/3 зач.ед.


16/0,44 зач.ед.




16




10 час/63 %

92


5.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Экологическая безопасность, основные понятия

Предмет экологии. Основные разделы экологии. Понятие об экологической безопасности. Экологически безопасное развитие. Экологический риск. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России. Характеристики зон экологического комфорта и зон экологического риска.


Концепции взаимодействия человека и природы: теория Мальтуса, географическая школа в социологии, концепция Л. И. Мечникова, Марксова концепция единства человека и природы. Глобальное моделирование развития человеческого общества на Земле: доклады Римского клуба, доклад «Пределы роста» группы Медоуза, теория иерархических систем Мессаровича и Пестеля, метод «затраты-выпуск» В. Леонтьева. Концепция устойчивого развития.
Раздел 2. Приоритетные экотоксиканты
Классификация загрязняющих химических продуктов по источникам поступлениям, областям применения и характеру воздействия. Тяжелые металлы: свинец, ртуть, кадмий, мышьяк. Полициклические ароматические углеводороды. Хлорорганические пестициды. Полихлорированные бифенилы. Диоксин и диоксиноподобные соединения. Фенолы. Синтетические поверхностно-активные вещества. Нефть и нефтепродукты. Нитраты и нитриты.
Раздел 3. Основные источники и виды антропогенного загрязнения биосферы
Понятие о биосфере. Экологическая пирамида. Основные источники и виды антропогенного загрязнения атмосферного воздуха. Самые «грязные» регионы России. Основные источники и виды антропогенного загрязнения почв. Кислотные загрязнения и их химические последствия для почвы. Загрязнение почв тяжелыми металлами. Загрязнение почв пестицидами. Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами.
Раздел 4. Глобальные экологические проблемы современности
Загрязнение окружающей среды. Истощение озонового слоя. Глобальное потепление и его причины. Вопросы парниковых газов. Массовое уничтожение лесов и опустынивание. Снижение биоразнообразия. Основные источники и виды антропогенного загрязнения гидросферы. Закисление водоемов. Химическое загрязнение водных объектов.

Монреальский протокол (1989 г.) – борьба с озоновыми дырами. Киотский протокол (1997) – борьба с глобальным потеплением.
Раздел 5. Токсичность и риск ксенобиотиков для человека

Виды воздействия загрязняющих веществ на организм человека. Основные пути поступления ксенобиотиков в организм. Количественные соотношения между токсичностью химических веществ для человека и их содержанием в нормальном организме. Количественная оценка риска здоровью населения при воздействии ксенобиотиков, загрязняющих окружающую среду. Классификация источников риска смерти. Понятие о промышленных ядах и отравлениях.


Токсикомания: сущность и основные проявления.

Инкорпорированные радионуклиды и особенности их действия. Виды облучения. Пути поступления радионуклидов в организм. Распределение радионуклидов в организме. Выведение радионуклидов из организма. Биологическое действие радионуклидов.
Раздел 6. Установление гигиенических регламентов в различных средах
Предельно допустимая концентрация, предельно допустимые сбросы, биотестирование. Основные принципы регламентирования атмосферных загрязнений. Методы и критерии установления ПДК и оценка качества воздушной среды. Основные принципы регламентирования химических соединений в воде. Методы и способы обоснования ПДК вредных веществ в водной среде.

Основные принципы регламентирования химических соединений в почве. Критерии и методы обоснования ПДК вредных веществ в почве.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А. Н. Батян, [ и др.]. – СПб. : СпецЛит, 2009. – 352 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.knigafund.ru/books/87701

  2. Степановских, А. С. Общая экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.knigafund.ru/books/169607


6.2. Дополнительная литература:

  1. Губонина, З. И. Промышленная экология. Проблемы питьевой воды : учебное пособие / З. И. Губонина, С. Н. Владимиров. – М. : Изд-во МГОУ, 2010. – 100 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.knigafund.ru/books/148910

  2. Коробкин, В. И. Экология и охрана окружающей среды : учебник для вузов /В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – М. : КНОРУС, 2013. – 329 с.
  3. Нарыков, В. И. Гигиена водоснабжения : учебное пособие / В. И. Нарыков, Ю. В. Лизунов, М. А. Бокарев. – М. : СпецЛит, 2011. – 119 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.knigafund.ru/books/87681


  4. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учебное пособие для вузов / Ю. Л. Хотунцев.– М. : Академия, 2004. – 478 с.

  5. Экологическая экспертиза : учебное пособие для вузов / В. К. Донченко, [и др.]. – М. : Академия, 2010. – 522 с.

  6. Экологическое состояние территории России : учебное пособие для вузов / В. П. Бондарев, [ и др.]. – М. : Академия, 2004. – 127 с.

  7. Экология : учебник для вузов / В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко [и др.]. – М. : КНОРУС, 2012. – 301 с.:


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебные и методические пособия; тесты, расположенные в компьютерной сети ТГПУ, интернет-ресурсы:

1. Учебный фильм «Приборы контроля состояния окружающей среды». Режим доступа: http://tube.sfu-kras.ru/video/240

2. Учебный фильм «Химическая промышленность и охрана окружающей среды». Режим доступа: http://tube.sfu-kras.ru/video/113

3. Учебный фильм «Нормативы качества окружающей среды». Режим доступа: http://tube.sfu-kras.ru/video/168
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Экологическая безопасность, основные понятия.

Программное обеспечение для работы в Интернете (Internet Explorer , FireFox , Google Chrome). Учебный фильм «Приборы контроля состояния окружающей среды».


Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.

2.

Приоритетные экотоксиканты.

Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (OpenOffice.org Writer).

Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.

3.

Основные источники и виды антропогенного загрязнения биосферы.

Программное обеспечение для работы в Интернете (Internet Explorer , FireFox , Google Chrome). Учебный фильм «Химическая промышленность и охрана окружающей среды».

Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.

4.

Глобальные экологические проблемы современности.

Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций (OpenOffice.org Impress).

Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.

5.

Токсичность и риск ксенобиотиков для человека.

Программное обеспечение для работы в Интернете (Internet Explorer , FireFox , Google Chrome).

Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.

6.

Установление гигиенических регламентов в различных средах.


Программное обеспечение для работы в Интернете (Internet Explorer , FireFox , Google Chrome). Учебный фильм «Нормативы качества окружающей среды».

Комплекс мультимедийного презентационного оборудования: компьютер, проектор, интерактивная доска.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
Дисциплина М.2.В.09 «Опасные ситуации в населенных пунктах» изучается на первом курсе специализированной магистерской программы «Безопасность жизнедеятельности» направления 050100.68 «Педагогическое образование» в течение одного семестра. Во время занятий преподавателем должны использоваться следующие методы осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснение, изложение, беседа, рассказ, а также наглядные методы: наблюдение и демонстрация. Источником информации в случае наглядных методов обучения являются видеоматериалы. Наглядные методы используются с целью подкрепления информации, данной преподавателем.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Перечень тем занятий, реализуемых в активной и интерактивной формах



Содержание дисциплины

Формы обучения

1

Экологическая безопасность, основные понятия.


Проблемная лекция

2

Приоритетные экотоксиканты.

Кейс-стади

3

Основные источники и виды антропогенного загрязнения биосферы.

Метод проектов

4

Глобальные экологические проблемы современности.

Ситуационные задания

5

Токсичность и риск ксенобиотиков для человека.

Работа в малых группах

6

Установление гигиенических регламентов в различных средах.

-


Для промежуточного контроля знаний преподаватель проводит фронтальный опрос студентов или тестирование.

Заключительный контроль знаний проводится во время итоговой аттестации (зачет) – устно, в виде ответов на предлагаемые преподавателем вопросы.

7.2. Методические рекомендации для студентов

Виды учебной работы, закрепленные за дисциплиной М.2.В.08 «Экология» учебным планом: аудиторные занятия – практические работы (18 часов) и самостоятельная работа (90 часов). На самостоятельное изучение студенту выносятся вопросы, являющиеся важными для освоения данной дисциплины, но на которые выделяется недостаточно аудиторного времени. Каждый студент работает над изучением предлагаемых вопросов индивидуально. Вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению, включены в перечень вопросов к зачету.


Для самостоятельной работы используются литературные источники, которые приведены в списке основной и дополнительной литературы по дисциплине М.2.В.08 «Экология». Для повышения эффективности самостоятельной работы, преподаватель оказывает студентам консультативную помощь.

На самостоятельную работу по дисциплине М.2.В.08 «Экология» выделяется 92 часа. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Поэтому данной рабочей программой предлагаются следующие виды самостоятельной работы студентов и виды контроля самостоятельной работы по данной дисциплине.
Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Экология»




п/п

Наименование раздела

Тематика самостоятельной работы

Контроль выполнения

1

Экологическая безопасность, основные понятия.

Составление словаря основных понятий экологии

Предоставление словаря в печатном варианте

2.

Приоритетные экотоксиканты.

Самостоятельная подготовка к практическому занятию

Проверка полученных знаний на практическом занятии

3

Основные источники и виды антропогенного загрязнения биосферы.

Подготовка реферата по темам, представленным в пункте 8.2.

Предоставление реферата в печатном виде


4.

Глобальные экологические проблемы современности.

Создание компьютерной презентации

Предоставление презентации в электронном виде

5.

Токсичность и риск ксенобиотиков для человека.

Анализ научных публикаций

Тезирование предложенных публикаций

6.

Установление гигиенических регламентов в различных средах.

Составить тематический конспект по теме.

Проверка конспекта на консультации.


По окончании изучения данной дисциплины каждый студент сдает зачет. Зачет проводится в устной форме. Перечень вопросов к зачету представлен в п. 8.3.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
8.1. Перечень контрольных вопросов
Раздел 1
1. Методология экологии.

2. Экологический риск.

3. Концепции взаимодействия человека и природы.
Раздел 2
1. Отравления тяжелыми металлами.

2. Отравления пестицидами.

3. Источники техногенного загрязнения биосферы.
Раздел 3
1. Понятие о биосфере.

2. Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами.

3. Источники загрязнения атмосферы, биосферы, гидросферы.
Раздел 4
1. Зависимость климата от техногенной деятельности человека.

2. Способность химических веществ к накоплению в биологических объектах.

3. Метаболизм химических веществ в живых организмах.
Раздел 5

1. Виды радиоактивного облучения.


2. Промышленные яды.

3. Пути поступления ксенобиотиков в организм человека.
Раздел 6
1. Экологическая экспертиза.

2. Экологическое состояние территории России.

3. Понятие предельно допустимой концентрации.
8.2. Перечень вопросов для самостоятельной работы
1. Методы противодействия изменению климата.

2. Глобальные экологические проблемы человечества.

3. Основные проблемы экологии в Российской Федерации.

4. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

5. Защита гидросферы: загрязнения и методы очистки воды. Проблемы Каспия, Азовского моря, Байкала.

6. Экологический кризис и экологические катастрофы.

7. Нормирование качества окружающей среды.

8. Физические факторы окружающей среды: шум и вибрация, искусственные электромагнитные поля.

9. Радиоактивность и радиоактивное загрязнение окружающей среды.

10. Виды экологического мониторинга окружающей среды.
8.3. Перечень вопросов к зачету


        1. Методология экологии.

        2. История экология.

        3. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России.

        4. Характеристики зон экологического комфорта и зон экологического риска.

        5. Концепции взаимодействия человека и природы.

        6. Глобальное моделирование развития человеческого общества на Земле.

        7. Концепция устойчивого развития.

        8. Классификация загрязняющих химических продуктов по источникам поступлениям, областям применения и характеру воздействия.

        9. Тяжелые металлы.

        10. Полициклические ароматические углеводороды.

        11. Хлорорганические пестициды.

        12. Диоксин и диоксиноподобные соединения.

        13. Синтетические поверхностно-активные вещества.

        14. Нефть и нефтепродукты.
        15. Нитраты и нитриты.


        16. Проблема твердых бытовых и промышленных отходов.

        17. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

        18. Понятие о биосфере.

        19. Экологические проблемы лесов и снижение биоразнообразия.

        20. Основные источники и виды антропогенного загрязнения атмосферного воздуха.

        21. Основные источники и виды антропогенного загрязнения почв.

        22. Основные источники и виды антропогенного загрязнения гидросферы.

        23. Противодействие изменению климата. Киотский протокол.

        24. Виды воздействия загрязняющих веществ на организм человека.

        25. Основные пути поступления ксенобиотиков в организм.

        26. Понятие о промышленных ядах и отравлениях.

        27. Инкорпорированные радионуклиды и особенности их действия. Пути поступления радионуклидов в организм.

        28. Выведение радионуклидов из организма.

        29. Экологический мониторинг.

        30. Предельно допустимая концентрация, предельно допустимые сбросы, биотестирование.

        31. Основные принципы регламентирования атмосферных загрязнений.

        32. Методы и критерии установления ПДК и оценка качества воздушной среды.

        33. Основные принципы регламентирования химических соединений в воде.

        34. Основные принципы регламентирования химических соединений в почве.

        35. Истощение озонового слоя.

        36. Глобальное потепление и его причины.

        37. Основные источники и виды антропогенного загрязнения гидросферы.

        38. Химическое загрязнение водных объектов.

        39. Массовое уничтожение лесов и опустынивание.

        40. Связь экологии с другими науками.

Рабочая программа составлена в соответствие с учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа: Безопасность жизнедеятельности.

Программу составил:

Доцент кафедры БЖД, к.ф.-м.н. _____________ Е.С. Синогина

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»



протокол № _______ от «___» _____________ 2013 г.
Зав. кафедрой БЖД, к.пед.н. ______________ А.С. Федотов
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от «___» _____________ 2013 г.
Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства __________ Е. С. Синогина