shkolaput.ru 1 2 ... 5 6





ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт переподготовки и повышения квалификации кадров

по финансово-банковским специальностям


































КУРСОВАЯ РАБОТА







Курс:

Международные экономические отношения







Тема:

ГАТТ эволюция деятельности,





итоги Уругвайского раунда



















Слушатель

Е.Ханютина




Спец. «Ценные бумаги и биржевое дело»,




2 группа.







Научный руководитель































Москва




1998 год




План:


Введение 6

Исторические обстоятельства возникновения ГАТТ 6

История и особенности ГАТТ 1947 года 6

ГАТТ эволюция деятельности 7

Основные принципы ГАТТ 1947 года 7

Принцип недискриминации. Статья 2 Соглашения обязывает каждую договаривающуюся сторону немедленно и безусловно распространить на все другие договаривающиеся стороны все льготы, привилегии, преимущества и иммунитеты, которые она предоставляет какой-либо стране. Каждая страна обязана, таким образом, предоставить своим партнерам статус наибольшего благоприятствования в области таможенных тарифов. 7

Принцип консолидации. В силу этого принципа страны - участницы обязались не повышать таможенных сборов, налогов и аналогичных ограничений выше уровня 1947 года. В некоторой степени принципы, касающиеся «уважения национальных интересов» и режима экспорта, можно отнести к этой области. Общая мысль состоит в том, что следует не громоздить ограничения на торговлю, а по возможности уменьшать их. 8

Принцип переговоров. ГАТТ способствовало началу или продолжению систематических переговоров по конкретным проблемам. Ст.19 Соглашения определяет, что сокращение тарифов должно достигаться путем взаимных уступок. Основной поставщик представляет странам- импортерам просьбы об уступках; достигнутые уступки затем распространяются на всех участников. Эта процедура облегчает переговоры, ибо после определения уровня уступок, приемлемого для главного поставщика, расширение этих льгот на второстепенных поставщиков может рассматриваться без особого риска. Период консолидации - три года. 8

Значение и пределы возможностей ГАТТ 9


Предпосылки Уругвайского раунда 11

Уругвайский раунд 13

ГАТТ 1994 года 13

Марракешская декларация 17

Итоги Марракешской декларации 17

Всемирная торговая организация 19

Цели и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). оглашение об учреждении ВТО содержит 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов. 20

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия"). 25

О ходе присоединения России к ВТО 28

Цели и задачи присоединения. В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации, что предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров со странами-членами ВТО. 28


История развития процесса присоединения. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР 29

Некоторые проблемы в подготовке к вступлению в ВТО России. Заявить о своем вступлении в ВТО гораздо легче, чем реально стать его членом. Для этого надо решить две проблемы - таможенных тарифов и технических барьеров. Если с тарифами Россия справляется, то технические барьеры в торговле - действительно большое препятствие. 31

Ближайшие задачи. Присоединяясь к ГАТТ/ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренности ВТО. Необходимо изучить весь пакет договоренностей с целью использования многих содержащихся в них положений для защиты экономических интересов России. Прежде всего, необходимо провести собственными силами экспертизу законодательной базы России, регулирующую внешнеэкономическую деятельность с тем, чтобы определить, где она отклоняется от установившихся норм и положений ГАТТ и где придется пойти на удовлетворение предложений, обращенных в нашу сторону. Это, прежде всего, касается Таможенного Кодекса России и Закона о таможенном тарифе налогового законодательства. Еще в большей мере это касается многочисленных инструкций ГТК, налогового ведомства, проблем сертификации товаров. Вместе с тем, определив слабые места, целесообразно сделать их предметом переговоров, добиваясь достаточно продолжительных промежутков времени для изменения законодательных норм, административных распоряжений. Подобная "перестройка" может стать определенным обоснованием необходимости иностранной технической помощи, помощи в подготовке кадров как условия реализации этих задач. Другое направление - воздержатся на период переговоров от односторонней либерализации внешнеторгового режима России. Либерализацией внешней торговли товарами могла быть сделана как "плата" за присоединение к ГАТТ/ВТО. Эта проблема существует в таможенно - тарифной области, в налогообложении и в других областях. Обычная практика всех стран заключается в том, что снижение и закрепление ставок таможенных пошлин, отмена квот и т.п. происходит в процессе переговоров как уступка за столом переговоров, а не безвозмездно до их начала. Иначе в самих переговорах российская сторона может оказаться в недостаточно сильном положении, лишив себя "весомых аргументов" в переговорах. Далее, уже сейчас при осуществлении законотворческой деятельности, издании постановлений правительства, изменения административных процедур следует ориентировать не установленные международные нормы и практику ГАТТ с тем, чтобы не создавать препятствия в ходе самих переговоров и сделать процесс правовой адаптации России к нормам и положениям ГАТТ/ВТО максимально плановым и быстрым. Особенно важно, чтобы в процессе реализации уже принятых нормативных актов реальная практика (а она базируется на ведомственных инструкциях) не нарушала собственные законы и не изменяла содержание нормативного акта, постороннего по всем правилам и нормам ГАТТ/ВТО. Не менее важно и другое: вступая в переговоры, необходимо заранее очертить пределы, выход за которые может нанести ущерб национальным экономическим интересам России, ее экономической безопасности, ослабить позиции экспертов и импортеров страны на внешнем и внутреннем рынках. ГАТТ 1947 и ГАТТ 1994 не запрещает защиту национальной экономики. Они требуют, чтобы протекционистские меры опирались на правила их применения. Поэтому переговорная позиция России должна включать четкие предложения по реализации мер по защите экономических интересов страны, ее экспортеров и импортеров. Настало время заявить, что в России есть отрасли производства, включая и предприятия, выпускающие высокотехнологичное оборудование и товары (отнюдь не только военного назначения), которые обладают сравнительными преимуществами производства в мировом масштабе. 34

Заключение 36

Значение Всемирной торговой организации 36





следующая страница >>