shkolaput.ru 1 ... 3 4 5 6

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


9.1. Литература.

Основная:

1. Белоконев Е.М., Абуканов А.З. и др. Основы архитектуры зданий и сооружений. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005.

2. Маклакова Т.Г., Нанасова С.Г. и др. Архитектура. Учебник, А.С.В., 2004.

Дополнительная:

3. Лазарев А.Г. Справочник архитектора. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005.

4. Миловидов Н.Н., Орловский Б.Я., Белкин А.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Учебник. «Высшая школа», М., 2007.


9.2. Методическое обеспечение дисциплины.


Перечень учебно-методических изданий и материалов, передаваемый студентам во время учебных занятий.

1. Методические указания по изучению теоретического курса и проведению практических занятий. АО «Архстрой», М., 2001 г.

2. Задание и методические указания по выполнению контрольной работы «Технический паспорт квартиры» (в лекционном материале преподавателя).

3. Рабочие тетради студентов.

4. Методические указания по выполнению курсовых и контрольных работ. МИКХиС, М., 2001.

5. Российская архитектурно-строительная энциклопедия. ОАО «Московская типография № 6». М., 2005.


9.3. Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины.


1. Эпидиаскоп с экраном и др. вспомогательным оборудованием.

2. Наглядные пособия, иллюстрирующие архитектурно-технические решения зданий и сооружений.

3. Сайт в Интернете WWW.GOSSTROY.RU

4. Наглядные пособия в виде плакатов формата А-3 на плотной бумаге с иллюстрациями зданий, сооружений, их частей и конструкций.


9.4. Глоссарий.


Акрополь – укреплённая часть древнегреческого города, расположенная на холме.

Ампир – стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре (первая четверть ХІХ в.), возникший во Франции в период империи Наполеона І; характерны строгие монументальные формы, обращение к древнеримским декоративным образцам (военные трофеи и пр.). Иногда ампиром называют также самобытный вариант русского классицизма первой трети ХІХ века.


Антаблемент – балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Анфилада – ряд комнат, залов, сообщающихся друг с другом дверными проёмами, расположенными по одной оси.

Аркада – ряд одинаковых арок; арка – криволинейное перекрытие проёмов в стене или пролётов между двумя устоями.

Аркбутан – наружная подпорная арка, передающая распор свода на устои (контрфорсы), помещённые снаружи здания; чаще всего встречается в готической архитектуре.

Архитрав – главная балка, нижняя часть антаблемента.

Атлант – вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие.

Атриум – главное помещение с верхним светом в античном римском жилом доме.

База – нижняя опорная часть колонны.

Базилика – здание вытянутой прямоугольной формы, разделённое на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн; средний, главный неф выше боковых. Тип базилики сформировался в Древнем Риме (здание для суда, торговли и др.). В дальнейшем базилика – широко распространённый тип композиции христианских храмов.

Балюстрада – ограждение балконов, лестниц, состоящее из ряда столбиков (балясин), соединённых сверху плитой, перилами.

Балясина – вертикальная стойка балюстрады.

Барокко – художественный и архитектурный стиль конца ХVІ – середины ХVІІІ века, отличающийся декоративной пышностью, динамическими, сложными формами, криволинейностью очертаний, живописностью. Известные архитекторы барокко Л. Бернини, Ф. Борромини – в Италии, В.В. Раст-

релли – в России.

Блок-секционный метод – метод современного индустриального домостроения, при котором детали комплектуются не на целый дом, а на его

часть – блок-секции, то есть несколько квартир, объединённых лестнично-лифтовым узлом. Сочетание различных блок-секций позволяет возводить дома сложной конфигурации, переменной этажности, которые хорошо вписываются в конкретные условия участка и обладают большей архитектурной выразительностью, чем типовые дома-пластины.


Ванты – гибкие элементы (растяжки), обычно стальные тросы для крепления висячих конструкций (большепролётных покрытий, мостов, мачт и др.).

Витраж – декоративная композиция из стекла. В интерьере готического собора цветные витражи в окнах создавали сложную игру окрашенного цвета. В современной архитектуре словом «витраж» обозначается сплошное остекление фасада (чаще всего в металлических переплётах).

Готика – архитектурный стиль, зародившийся в ХІІ веке во Франции и в позднем средневековье, распространившийся по всей Западной Европе. Характеризуется подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму, стрельчатыми сводами на рёбрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. В готическом соборе распор стрельчатого свода передаются на опорные столбы (контрфорсы) с помощью подпружных арок (аркбутанов).

Доминанта – главенствующее сооружение в архитектурной композиции,

ансамбле.

Доходный дом – многоэтажный дом с квартирами, сдаваемыми внаём. В конце ХІХ века в Москве и в Петербурге сформировался специфический тип доходного дома с затенёнными дворами-колодцами, рассчитанный на плоскую периметральную застройку квартала.

Дом-коммуна – дом с развитым общественным обслуживанием. Проекты домов-коммун разрабатывались советскими архитекторами в 20 ? 30-е годы в качестве основного типа «перспективного жилища». За счёт экономии площадей минимальных жилых ячеек в составе дома-коммуны предусматривался большой набор помещений общественного назначения – столовая, ясли-детсад, прачечная, клубные комнаты, хозяйственные помещения и т. п. Как показало время, идея «общественного быта» в упрощенной форме дома-коммуны оказалась нежизненной и не была реализована на практике.

Золотое сечение – гармоническое деление отрезка в крайнем и среднем отношении: деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. п. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее, 8/3, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения часто используются при отыскании наиболее совершенных уравновешенных пропорций между частями архитектурного сооружения. Термин «золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи.


Интерьер – внутреннее пространство здания.

Каннелюра – вертикальный желобок на стволе колонны, каннелюры соз-

дают богатую игру тени на колонне.

Капитель – верхняя часть колонны (или пилястры), расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием – антаблементом.

Кариатида – вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие.

Каркас – несущий остов сооружения, состоящий из отдельных, скреплённых между собой стрежней – опор и балок.

Карниз – венчающая часть антаблемента, горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и предохраняющий стену от стекающей воды.

Классицизм – архитектурный стиль ХVІІ – начала ХІХ века; связан с обращением к античному наследию. Классицизму присущи чёткость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Видные представители классицизма во Франции – Ж. Ардуэн-Мансар, Ж.-А. Габриэль, К.-Н. Леду, в России – В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Д. Захаров, К.И. Росси.

Консоль – часть конструкции, жёстко закреплённая одним концом или выступающая за пределы опоры; используется для поддержки выступающих частей здания (балконов, карнизов, козырьков и т. п.).

Конструктивизм – направление в советской архитектуре и искусстве 20-х годов; для него характерно использовать принципы индустриального производства и машинной технологии, создание простых, логичных, функционально оправданных форм. Видные представители конструктивизма – братья

Л.А., В.А. и А.А. Веснины, М.Я. Гинзбург, И.И. Леонидов и др., входившие в Общество современных архитекторов (ОСА).

Контрфорс – вертикальная выступающая часть стены или отдельная вертикальная опора, воспринимающая боковой распор сводов, перекрывающих сооружение.

Кубизм – модернистское течение в изобразительном искусстве начала ХХ века. Для художников-кубистов характерны формальные эксперименты, связанные с конструктированием объёмной формы на плоскости, разложением сложных форм реального мира на простые геометрические объёмы (куб, конус, цилиндр). Опыты кубистов оказали определённое влияние на развитие западной архитектуры в первой трети ХХ века.


Метопы – прямоугольные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

Модерн – стилевое направление в архитектуре конца ХІХ – начала ХХ века. Связано с использованием новых технически-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчёркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Во Франции это направление развивалось под названием «ар нуво» («новое искусство»), в Германии – «югендстиль» («молодой стиль»), в Австрии – «сецессион» («раскол»). Видные представители модерна – Х. Ван де Вельде (Бельгия), П. Ольбрих (Австрия), Ч.-Р. Макинтош (Англия), А. Гауди (Испания), Ф.О. Шехтель (Россия).

Модуль – исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений

размеров сооружений и их частей.

Монолитный бетон (железобетон) – конструкции, выполняемые непосредственно на стойке в виде единого целого, путём отливки в разборной форме (опалубке).

Нервюра – выступающее профилированное ребро стрельчатого готического свода.

Неф (дословно – «корабль») – продольная часть базилики или христианского храма, отделённая от соседнего нефа колоннадой или аркадой. Обычно храм расчленяется на главный – более широкий и высокий – боковые нефы.

Оболочка – тонкостенная конструкция большепролётного покрытия; выполняется из бетона, железобетона, синтетических плёнок и других материалов, имеет криволинейные очертания – различаются сферические, цилиндрические и другие оболочки.

Опалубка – форма, в которую укладывают арматуру и бетонную смесь при возведении бетонных и железобетонных конструкций.

Ордер – определённый порядок взаимного расположения несущих (колонна с капителью, базой, иногда пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, составляющие вместе антаблемент) частей стоечно-балочной конструкции, их художественная обработка. Классическая ордерная система сложилась в античной Греции; различают дорический, ионический и коринфский ордеры. Колонна дорического ордера не имеет базы, капитель состоит из эхина – круглой в плане «подушки» с выпуклым криволинейным профилем и лежащей на ней плоской квадратной плиты – абака, фриз делится по


горизонтали на триглифы и метопы. Ионический ордер имеет стройную колонну с базой, капитель состоит из двух крупных завитков – волют, фриз часто сплошь покрыт рельефом. Коринфский ордер отличается пышной капителью, состоящей из ряда листьев аканфа и небольших волют.

Палаццо – дворец, особняк.

Паруса – элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его основания – барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами.

Периптер – основной тип древнегреческого храма: прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамлённое колоннадой.

Перистиль – прямоугольный двор, сад, площадь, окружённые с четырёх сторон крытой колоннадой.

Перспектива – система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; в архитектурных чертежах и изобразительном искусстве перспектива используется для построения иллюзорного пространства.

Пилон – башнеобразные сооружения в виде усечённых пирамид, воздвигавшихся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. В современной архитектуре пилонами называют массивные столбы, служащие опорами перекрытий.

Пилястра – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на

поверхности стены или столба; имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

Пластика – выразительность, лепка объёмно-пространственной формы, сооружения, деталировки его фасадов.

Подклет – в русской деревянной и каменной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение.

Портал – 1). архитектурно оформленный вход в здание; 2). архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала.


Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Постмодернизм – течение в современной западной архитектуре. Возникновение постмодернизма связано с кризисом функционалистско-техницист-

ских взглядов; для него характерно «цитирование» исторических архитектурных образцов, попытки включения в сложившийся контекст архитектурного окружения, отсутствие единой, чётко определённой идейно-художест-

венной платформы.

Пропилеи – обрамление парадного прохода или проезда симметричными портиками или колоннадами.

Пропорция – соразмерность, определённое соотношение частей целого между собой и с целым.

Рационализм – направление в советской архитектуре 20-х годов, связанное с поисками лаконичных, динамичных, архитектурных форм, отвечающих

эстетическим запросам и уровню технического развития индустриальной эры. Принципы рационализма развивала группа советских архитекторов «Аснова» (Ассоциация новых архитекторов) – Н.А. Ладовский, К.С. Мельников, В.Ф. Кринский и др. В более широком смысле рационалистами иногда называют представителей современного движения в архитектуре 20 – 60-х годов (см.: современная архитектура).

Реконструкция – перестройка, модернизация, обновление зданий и сооружений, улиц, площадей, планировочной структуры города. Реконструкция чаще всего предполагает сохранение элементов исторически сложившегося облика зданий, характера городской среды. В зависимости от цели и характера конструктивного вмешательства различают такие виды реконструкции, как реновация, реабилитация, ревалоризация и др.

Реставрация – восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.

Ритм – чередование, повторяемость элементов архитектурного сооружения или сооружений, упорядоченность их расположения в пространстве.

Романская архитектура – архитектурный стиль в Западной Европе Х –


ХІІІ веков. Суровая, крепостного характера архитектура – монастыри, церкви, замки. Характерны полусказочные мотивы архитектурного декора – изо-

бражения животных, растений, восходящие к народному творчеству.

Руст – кладка или облицовка стен здания камнями с грубо отёсанной или выступающей лицевой поверхностью.

Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие соору-

жений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности. Различают цилиндрические, крестовые, сомкнутые, купольные своды.

Современная архитектура – основное направление архитектуры ХХ века (иногда используется название «интернациональный стиль»), получившее развитие в 20-60 годы и стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам, уровню промышленной технологии. Главный лозунг современной архитектуры – единство архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Основоположниками современного движения в Германии была архитектурная школа «Баухауз» (архитекторы В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ и др.), в Нидерландах - архитектурная группа «Стиль» (И.-П. Ауд и др.). Основные принципы современной архитектуры выработаны на Международных конгрессах современных архитекторов (СИАМ) под руководством французского архитектора Корбюзье и изложены в специальном документе – так называемой Афинской хартии (1944 г.). На концепцию современной архитектуры оказали значительное влияние работы советских архитекторов братьев Весниных, И.И. Леонидова, К.С. Мельникова и др.

Солнцезащита – рельефные (чаще всего бетонные) ограждения типа пространственной решётки, препятствующие прямому попаданию солнечных лучей в помещение и предохраняющие его от перегрева. Солнцезащитные устройства являются одним из главных элементов архитектурной обработки фасадов сооружений в условиях жаркого климата.

Средовой подход – проектирование архитектурных сооружений с учётом их включения в контекст сложившейся городской среды.


Стилобат – каменное подножие древнегреческого храма, чаще всего состоит из трёх крупных ступеней.

Тектоника – художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.

Термы – общественные бани в Древнем Риме, включавшие также залы для спорта, занятий, собраний и т. д.

Триглиф – прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.

Унификация – рациональное сокращение числа типов строительных деталей на основе единой системы взаимосвязанных типоразмеров и марок изделий.

Фриз – в классических архитектурных ордерах средняя часть горизонтального пояса (антаблемента) – между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп.

Фронтон – треугольное завершения фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Функция – назначение помещения, сооружения.

Целла – прямоугольное помещение, ограждённое глухими стенами в середине античного храма, его святилище, где находилась статуя божества.

Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, сооружения, лежащая на фундаменте; обычно цоколь выступает или западает по отношению к основной плоскости стены.


Архитектурные и конструктивные решения зданий и сооружений




Учебно-методический комплекс


В авторской редакции

Компьютерная верстка А.С. Новоженовой


Подписано в печать 3.03.2009 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Объем 4,25 п.л. Тираж 100 экз.

Цена договорная. Изд. зак. № 160. Тип. зак. №

Издательство Российского государственного торгово-экономического университета
ул. Смольная, 36, г. Москва, А-445, ГСП-3, 125993



<< предыдущая страница