shkolaput.ru 1

Предмет: Окружающий мир.


Тема: Ориентирование по местным признакам.


Вид: Урок изучения нового материала.


Тип: Урок на проблемной основе.


Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение.


Автор - составитель: Нарушьян Елена Степановна.


Цели урока:


  • Мотивационная: обеспечить условия для формирования представлений о способах ориентирования; познакомить с ориентированием по солнцу, звездам и местным признакам.

  • Развивающая: развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать и обобщать; развивать память детей с помощью упражнений практического характера; критическое и логическое мышление при постановке проблемы.

  • Воспитательная: воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека.


Задачи урока:

  • знать стороны горизонта;

  • уметь определять стороны горизонта по положению Солнца, созвездию Ковша, местным признакам.

  • применять в практической деятельности знания, полученные на уроке.


Базовые понятия урока:

1. Ориентирование по солнцу.

2. Ориентирование по луне и звёздам.

3. Ориентирование по местным признакам.


Оборудование урока: «Мы и окружающий мир», учебник 2 класса (Дмитриев, Казаков), презентация «Способы ориентирования», репродукции картин: И.Шишкин «Корабельная роща», Павел Калугин «Снегопад», Юлий Клевер «Красная шапочка», карточки для индивидуальной работы, аудиоряд - звуки природы, компьютер, мультимедийный проектор.

Содержание этапов урока


Виды и формы работы

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Актуализация базовых знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

3. Выход на тему урока.

Проблемный поиск.

4. Изучение нового материала.

Проблемная беседа.

Инсценировка «Туристы».

Мини-сообщение учащихся.

Физминутка.

Работа с учебником.

5. Закрепление изученного.

Работа в группах. Решение задач.

6. Подведение итогов.

Рефлексия. Игра «Экзаменаторы».

7. Домашнее задание.

Творческая работа.


Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

  1. Знание о способах ориентирования на местности без использования компаса.

  2. Умение определять стороны горизонта по положению Солнца, созвездию Ковша, местным признакам.

Ход урока.


1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.


Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?


Все ли внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».



2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята получить отметку «пять» вам сейчас возможность представится. Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

Работа учащихся по карточкам.


Учитель: Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку. Слайд 2.


Учитель: Ответьте на мои вопросы.

Блиц – опрос:

  • Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)

  • Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)

  • Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).

  • Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

  • Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

  • Что такое ориентиры? (Слайд 3)

  • Где пригодятся нам эти знания?


3. Выход на тему урока.

Релаксация. Звучит фонограмма – звуки природы.

Учащиеся закрывают глаза.

Учитель: Ребята, представьте, что вы отправились в поход. Ярко светит солнце, повсюду щебечут птицы. Неподалёку слышится журчание реки. Наш дружный класс продвигается все дальше и дальше. На опушке леса мы сделали привал. Отдохнули, поиграли, полюбовались красотой родной природы. Нам пора отправляться обратно в путь. Откройте глаза. (Слайд 4)

Ребята, что же делать по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем. Как найти нужную дорогу? Как определить направление своего пути?


Ответы детей

Учитель: Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.


Слайд 5


Дети: Тема нашего урока ориентирование по местным признакам. На уроке мы должны узнать народные приметы ориентирования, уметь определять стороны горизонта по небесным светилам, применять полученные знания в жизни.


4. Изучение нового материала.

Учитель: Задача древних людей – найти знакомый ориентир в незнакомой местности. Какими ориентирами мог воспользоваться древний человек?


Слайд 6. Ориентиры: небесные светила, звёзды; местные признаки.


Ориентирование по Солнцу на местности.


Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

Чтобы найти дорогу, надо, прежде всего, определить, где сейчас вы находитесь, в каком направлении от вас север, запад, юг, восток. В этом нам поможет солнышко.

- Вспомните, на какую сторону горизонта нам солнце укажет утром? а вечером?

Учитель: Верно, в 7 часов утра солнце бывает на востоке, в 13 час – на юге, в 19 – на западе. (Слайд 7)

- Как определить стороны горизонта в солнечный день в полдень? (Слайд 8)

1. Встаньте спиной к солнцу, тогда падающая от тебя тень покажет на север.

2. Вытяни руки в стороны. Слева от тебя будет запад, справа – восток, сзади – юг.


Правила движения при ориентировании по Солнцу – нужно все время делать поправку на движение солнца.

Например: человек идет на север. Куда светит ему Солнце? (в правую щеку)

Через определенное время – справа за ухо, в полдень - ? (в затылок), после обеда – за левое ухо, вечером – в левую щеку.


Выдержать направление движения можно по тени от предметов.

Если не делать поправки, путь человека будет в виде дуги, и через полдня вместо севера он будет идти на …? (восток).


Итог: Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

(Слайд 9)


Инсценировка. (Слайд 10)

Выходят два ученика – туриста. В лесу встречают дедушку.

Дедушка: Здравствуйте, ребята. Что у вас случилось?

1 турист: Мы компас потеряли и заблудились.

Дедушка: А разве ориентироваться только по компасу можно?

2 турист. Думали, Солнышко нам путь укажет, да поздно уже, солнышко село. Теперь ночевать в лесу придется.

Дедушка: А ну-ка, ребятки, на небо посмотрите, что вы видите?

1 турист: Луну.

2 турист: Звёзды.

Дедушка: Звёзды и луна придут на помощь человеку. Среди звёзд часто можно встретить группы звезд – созвездия. Одно из самых ярких – созвездие Ковша: семь звезд образуют по фигуре ковшик с ручкой. Если мысленно провести линию через крайние две звезды Ковша и отложить примерно пять таких отрезков как между этими звёздами, мы почти упремся в Полярную звезду – она будет чуть правее линии. Под Полярной звездой – север. Ковш на небосводе бывает в разных положениях, но Полярная звезда всегда стоит на месте. Полярная (Колозвезда) – звезда в круге.

Слайды 11, 12,13.


Ученик:

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.


К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Римма Алдонина


1 турист: Спасибо, тебе дедушка.

2 турист: Теперь мы знаем, в какой стороне наш дом.

Учитель: Что помогло ребятам определить направление движения? (Полярная звезда)

- Как еще называют созвездие Ковша? (Большая медведица)

- Ковш составляет хвост и заднюю часть зверя. Наверно, потому, что оно находится на Севере, где живут большие белые медведи.

(Слайд 14) По ковшу можно определить время. С вечера в ковше полно «воды», если половина «воды вылилась» - близко полночь, к утру в Ковше «воды» почти не остается. Перемещение ковша по кругу вокруг Полярной звезды объясняется вращением Земли.


Итог: Север можно определить ночью по Полярной звезде с помощью созвездия Ковша (Б.Медведицы). (Слайд 15)


5. Физ. минутка. (Слайд 16)

Наш поход по лесу продолжается!

Мы давно вошли все в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем –

Руки сложили назад.


Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку:

Утром бабочка проснулась:

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – красиво покружилась.

Три – нагнулась и присела (3 раза).

На четыре тихо села.


Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

6. Работа с учебником.


Учитель: Ребята, а всегда ли нам могут помочь солнце и звёзды определить направление?

Ответы учащихся.

Учитель: Верно, в пасмурную дождливую погоду, когда все небо затянуто тучами наши светила не помогут. Как же быть в такой ситуации? (Слайд 17)

- Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?

- Если люди уходили не очень далеко, они запоминали заметные предметы: дерево, ручей, овраги, холмы. Эти предметы были ориентирами.

- Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике.


Работа в группах.

Каждая группа отмечает признак. После выполнения задания зачитывают признаки.


Блиц – опрос Слайд 18:

Из долгих наблюдений известно, что:

кора деревьев грубее и темнее с …. (северной) стороны;

мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с … (северной) стороны;

муравейник располагается с … (южной) стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

на хвойных деревьях смола накапливается с …. (южной) стороны;

ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с … (южной) стороны;

снег тает быстрее на склонах обращенных к … (югу);

шишек больше с … юга, со стороны солнечного прогрева;

многие цветы смотрят на Солнце, хотя его и не видно. Грибы чаще всего растут в тени (с северной стороны).



Ученик (Слайд 19): Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).


Учитель: Пользоваться местными признаками нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. По возможности желательно определять направления сторон горизонта по нескольким приметам.


Итог: В пасмурную погоду, когда не видно Солнца или звезд, ориентироваться можно по траве, проталинам, остаткам снега, коре и веткам деревьев, мхам и лишайникам, цветам, муравейникам, бабочкам. (Слайд 19)


7. Закрепление.


Слайд 20

Учитель: Подумайте, какой ориентир помог ребятам найти дорогу домой.

Возвращались ребята зимой со станции в свое село дорогой через лес. Так было ближе. вдруг поняли, что они заблудились. Испугались ребята.

И вдруг Никита увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему дед показывал, он только эти и запомнил.

Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью.

- По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Никиту. Никита ответил и еще добавил, что эти следы всегда к жилья выходят, животное всегда домой прибежит. (По рассказу Е. Пермяка «Знакомые следы»)

А вы догадались, по каким следам вывел ребят Никита? (по следам собаки).


Учитель: Поработаем в группах. По картинкам известных художников определить стороны горизонта. Слайды 21, 22, 23

Задачи: Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от села. В каком направлении они должны возвращаться домой?

В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?


Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?


Слайд 24


8. Рефлексия.

Игра «Экзаменаторы».

Каждая группа готовит один вопрос классу по изученной теме.

- Где нам пригодятся полученные знания на уроке?

- Продолжите фразу «На уроке мне удалось, у меня получилось или не получилось…»

9. Домашнее задание. Пересказ статьи учебника. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования.

Используемые ресурсы:


  1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников./Ю.А. Астахов. – М.: Белый город,2008. – 303с.

  2. Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с.

  3. Дмитриева, Н.Я. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса./ Н.Я. Дмитриева., А.Н. Казакова. – 3 изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 176с.

  4. Дмитриева, Н.Я. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1-2 классы./ Н.Я. Дмитриева., А.Н. Казакова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 208с.

  5. Дубкова, С.И. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста./ С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2004. – 143с.

  6. Старастенко, Г.П. Современные открытые уроки естествознания и истории. 3-4 классы. Серия «Школа радости» / Г.П. Старостенко, Н.А. Пастухова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

  7. Использованы ресурсы Интернета.