shkolaput.ru 1

Уроки с изменёнными способами организации

СВ. Кульневич

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изло­жение учебного материала, отличающегося большей, чем рассказ, ёмкостью, сложнос­тью логических построений, образов, доказа­тельств, обобщений, когда необходимо сфор­мировать целостное представление о пред­мете.

Основные условия, при которых необходима организация урока в форме лекции:


  1. если учебный материал сложен для само­стоятельного изучения;

  2. в случае использования укрупнённой ди­дактической единицы;

  3. когда на уроке обобщаются и системати­зируются знания как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса;

  4. если урок представляет собой введение в тему;

  5. когда на уроках рассматриваются новые методы решения задач;

  6. в случае применения знаний для решения практических задач.

Методика проведения урока-лекции такова. При подготовке к нему учитель должен соста­вить чёткий план. При лекционном ведении урока используются приёмы и формы, позво­ляющие сделать школьников его активными участниками, поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблем­ная ситуация возникает в результате целена­правленной деятельности учителя.

Способы создания проблемной ситуации:

  • постановка перед учащимися теоретичес­кой проблемы, объяснение внешних противо­речий в фактах, доказательствах, получен­ных на основе наблюдений или в результате измерений;

  • создание проблемы путём изложения тео­рии возникновения и развития какого-нибудь понятия;




  • постановка проблемы путём анализа и обобщения освоенных ранее знаний и уме­ний;
  • возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.


Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все имеющиеся противоречия, всю логику и доступную систему доказа­тельств. Учащиеся следят за логикой изложе­ния, контролируют её, соучаствуют в процес­се решения проблем.

Педагог сопровождает изложение вопроса­ми, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учи­теля: яркая, эмоциональная, логически безу­пречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи, поэтому учитель должен продумать содержа­ние, форму записей на доске и соответствен­но в тетрадях.

Возможны различные варианты организа­ции работы. Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изло­жения материала, с пропусками, которые за­полняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепен­ный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а за­полняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и класси­фикации понятий.

При изучении материала активными метода­ми познания становятся аналогии, сравне­ния, обобщения. Учащимся в качестве одно­го из видов домашнего задания при подго­товке к уроку предлагается разделить стра­ницу на две части. В левой части выписать необходимые определения, теоремы и т. п., которые будут активно использоваться. Пра­вая часть заполняется непосредственно на уроке под руководством учителя.



В проблемно-развивающем обучении пред­лагается следующая типология лекций.

  1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни посредством их представленности в теоретических кон­цепциях. Главная цель такой лекции — при­обретение учащимися знаний самостоя­тельно.
  2. Лекция-визуализация. Основное содержа­ние лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуа­лизация рассматривается здесь как способ передачи информации с помощью разных знаковых систем.


  3. Лекция вдвоём. Представляет собой рабо­ту двух учителей (учителя и ученика), читаю­щих лекцию по одной и той же теме и взаимо­действующих на проблемно-организацион­ном материале как между собой, так и с уча­щимися. Проблематизация происходит как за счёт формы подачи материала, так и за счёт его содержания.

  4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по вопросам учащихся с при­влечением нескольких учителей.

  5. Лекция-консультация близка по типу к лек­ции-пресс-конференции. Различие состоит в том, что приглашённый (грамотный специа­лист) слабо владеет педагогическими мето­дами. Консультирование посредством лекции позволяет использовать его профессиона­лизм и активизировать внимание учащихся.

  6. Лекция-провокация (или лекция с заплани­рованными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориен­тироваться в информации и оценивать её. Может использоваться как метод «живой си­туации».

  7. Лекция-диалог. Содержание подаётся че­рез серию вопросов, на которые ученик дол­жен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применени­ем техники обратной связи, а также програм­мированная лекция-консультация.

  8. Лекция с применением игровых методов (мозговой атаки, конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют про­блему и пытаются её решить.

Лекция «парадокс»

Цель — повторение материала, развитие внимания и критического мышления. Органи-

зация урока строится на основном материале истории дисциплины.

  1. Учитель читает лекцию, в содержание ко­торой включает ошибочные сведения, проти­воречивые утверждения, неточности.

  2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания — составляют план и находят в име­ющемся материале ответы на поставленные учителем вопросы.
  3. Школьники фиксируют ошибки, допущен­ные учителем.


  4. Ученики делают записи в тетради в виде таблицы: план лекции, ошибки, ответы на во­просы

  5. Учитель или ученик-лаборант проверяет записи.

  6. Один из учеников называет допущенную ошибку, учитель воспроизводит соответству­ющий отрывок лекции и т. д.

  7. Обсуждается замеченная ошибка и выяс­няется, почему отмеченное утверждение не­верно.

  8. Обсуждается следующая неточность.

Все перечисленные выше работы оценивают­ся, при этом приводятся соответствующие ар­гументы.

Эти уроки активизируют внимание школьни­ков, развивают аналитические навыки, изме­няют мотивацию учения.

Общеизвестны требования к лекции: науч­ность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, чёткость аргуметации, доказа­тельность выводов, эмоциональность изло­жения.

Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 ми­нут, остальное время урока отводится на об­суждение и оценку проделанной учениками работы.

Лекция-обзор

Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся даётся представле­ние о дальнейшей работе и её содержании. В конце некоторых вопросов излагается до­полнительный материал, обычно это пере­чень литературы, которую желательно прочи­тать. Указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать. Говоря об их целях, воможных путях выполнения, педагог предлагает подумать



и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.

Лекция-обзор — это первый шаг в реализа­ции преподавания крупными блоками. Сде­ланная запись многократно повторяется на первом и последующих уроках. В начале каж­дого занятия, учащиеся должны ответить, пользуясь своими записями, что из основных вопросов уже изучили и о чём пойдёт речь на следующем уроке (отвечают кратко, без де­талей).


Урок вдвоём

Этот урок проводится совместно с гостем — специалистом в какой-то области знания. Особенность таких уроков — тщательная подготовка. На занятии идёт диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает раз­личные ситуации из жизни. Важна заключи­тельная часть урока (примерно треть време­ни), когда ученикам предоставляется воз­можность задавать вопросы и идёт свобод­ное общение с гостем.

Урок-встреча

Цель — «оживить» современную историю. Приглашаются, к примеру, те, кто побывал за рубежом и может сообщить ученикам инте­ресную информацию.

Варианты проведения:


  1. гость, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совме­стно с учителем, рассказывает о своих впе­чатлениях. Затем он отвечает на вопросы учеников.

  2. учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем уче­ники задают гостю вопросы. □




ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2007


СВ. КУЛЬНЕВИЧ. УРОКИ С ИЗМЕНЁННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ