shkolaput.ru 1

Тема урока: «Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания».


Цели урока.

Образовательные:


1. Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

2. Изучить строение органов дыхания, показать взаимосвязь строения органов дыхания с их функциями.

3. Сформировать знания о строении и функции голосового аппарата, мерах профилактики заболевания голосовых связок .

Развивающие:

1. Развитие способностей к самостоятельной работе и логическому мышлению.

2. Формирование умения перевода информации из одной знаковой системы в другую: рисунок – текст; текст - таблица (схема); флэш - анимация – текст.

Воспитывающие:

1. Формирование коммуникативных качеств,

2. Создание условий для стремления к здоровому образу жизни,

3. Эстетическое воспитание.

Задачи:

1.Знать значение дыхания, строение и функции органов дыхания;

2.Уметь наблюдать и делать выводы;

3.Уметь работать самостоятельно;

4.Применять полученные знания на практике.

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых первичных данных.

Формы обучения:

фронтальная и групповая.

Средства обучения:

- рисунки и таблицы по теме «Дыхание»;

- диск: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»;

- модель гортани человека;

- стаканы, известковая вода, стеклянные трубочки.

Ход урока.

Класс заранее поделен на 4 группы. В каждой группе – ответственный, который отвечает за работу членов группы. Каждый правильный ответ оценивается баллом.

1.Оргмомент (2 - 3 минуты)

2.Целеполагание.

Учитель предлагает учащимся зажать нос и рот и задает вопрос: может ли человек долго находиться в таком состоянии?


- Нет - говорят дети.

- Почему?

- Нарушается дыхание.

- Вы наверное, уже догадались, какую тему нам сегодня нужно изучать.

Учитель выслушивает высказывания детей и сообщает тему урока, которую дети записывают в тетрадь и задачи урока.

Всем известна поговорка: «Это нужно нам, как воздух». Эта поговорка выражает особую потребность организма в воздухе. Без пищи человек может прожить несколько недель. Без воды – несколько суток. А без воздуха – всего несколько минут. Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представление о воздухе, как о единственном условии существования всего живого и наивно но отражает огромное значение воздуха для организма.

Однако, люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях требуется не менее 2 м3 воздуха на час. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Какова же физиологическая сущность дыхания?

Ответить на этот вопрос вам поможет сопоставление данных в таблице № 1 которая называется «Изменение состава воздуха при дыхании»

Таблица 1

Изменение состава воздуха при дыхании


Составные части воздуха

вдыхаемого

(% по объему)


выдыхаемого

(% по объему)


O2

N2

CO2

Инертные газы


20.95

78.08

0.03

0.94

16,0

78,08

4,0

0.94


Идет беседа по содержанию таблицы и делается вывод , что в процессе дыхания уменьшается содержание кислорода, увеличивается содержание углекислого газа. Результаты таблицы подтверждаются опытом помутнение известковой воды от выдыхаемого воздуха. Учитель говорит, что происходит качественная реакция на углекислый газ: Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 ↓ + H2O. Вспомните, каким образом доставляется кислород к клеткам организма.

Предполагаемый ответ:

- с помощью крови, которая содержит эритроциты. В состав эритроцитов входит гемоглобин, образующий непрочное соединение с кислородом. А теперь прочитайте 2 абзац на стр. №1 из §23. Дети читают и делают вывод о сущности дыхания: дыхание – это медленное окисление органических веществ, сопровождающееся выделением энергии.

Какая система органов тесно связана с дыхательной системой? Предполагаемый ответ – Кровеносная система. Дыхательная система состоит из воздухоносный путей и легких. Учитель просит посмотреть учащихся на рисунок, изображающий строение дыхательной системы и расположить в нужной последовательности органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.





А – носовая полость

Б – трахея:

В – гортань;

Г - носоглотка

Д – бронхи:

Е – ротоглотка.


Предполагаемый ответ:

А – носовая полость

Б - носоглотка


В – ротоглотка.

Г – гортань;

Д – трахея:

Е – бронхи.

Известно, что воздух населенных пунктов особенно промышленных городов, загрязнен различными примесями, вредными для здоровья человека: пыль, болезнетворными микроорганизмами и другими веществами. Если бы такой воздух поступил без изменения в организм человека – что бы произошло? За 70 лет в легких могло бы накопиться 5 кг пыли, но этого не происходит благодаря особому строению воздухоносных путей. Носовая полость, которой начинаются воздухоносные пути, разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые носовые ходы, которые увеличивают поверхность носовой полости. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. Слизь не только задерживает микробы, но и обезвреживает их. Вместе с прилипшими частицами слизь непрерывно удаляется из носовой полости. В носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли и обезвреживается от большей части микроорганизмов. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, ротоглотку, а затем - в гортань. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами.


Вопрос к учащимся.

- Почему говорят : когда я ем – я глух и нем.

Предполагаемый ответ: - можно подавиться пищей.

В спокойном состоянии этого не происходит, поскольку при глотании вход в гортань закрывается надгортанником. Между хрящами гортани находятся слизистые складки – голосовые связки. О голосообразовании поговорим несколько позднее.

Из гортани вдыхаемый воздух попадает в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу.


Вопрос к учащимся

- Какое значение имеет такое строение трахеи?



Предполагаемы ответ:

Хрящевые полукольца обеспечивают беспрепятственное прохождение воздуха, а ее мягкая задняя стенка не мешает движению пищи по пищеводу. Трахея разделяется на 2 бронха. Бронхи входят в легкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков. Их называют альвеолами. Стенки альвеол густо оплетены сеткой капилляров. Эпителиальные клетки пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленки поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, приникающие в легкие с воздухом. Отработанная пленка выводится через воздухоносные пути через мокроты, или переваривается легочными фагоцитами.

При воспалении легких, туберкулезе и других инфекционных заболеваниях пленка может повреждаться, легочные пузырьки слипаются и не могут участвовать в газообмене.

У курильщиков пузырьки теряют свою эластичность и способ­ность очищаться, пленка твердеет от ядов сигарет. Свежий воз­дух, интенсивное дыхание при физической работе и занятия спортом способствуют обновлению пленки, выстилающей ле­гочные пузырьки.

Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая фор­мирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом. В каждом легком 300 - 350 млн. легочных пузырьков, их общая поверхность превыша­ет 100 м2, что примерно в 50 раз больше поверхности тела.

Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболоч­кой из соединительной ткани - легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана пристеночной плеврой. На­ходящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости.


Главная функция легких – обеспечение газообмена между воздухом и организмом. В основе этого процесса лежат физические явления – осмос и диффузия. Концентрации кислорода в воздухе, поступающем в легкие, больше, чем в крови легочных капилляров. Благодаря диффузии кислород поступает из воздуха в кровь. Углекислый газ перемещается в обратном направлении – из крови в воздух.









Учитель обращается к учащимся.

Посмотрите на рисунок, изображающий легкие позвоночных животных и скажите, в каком направлении шла эволюция легких?

Предполагаемый ответ:

- эволюция легких позвоночных шла в направлении увеличения площади газообмена.

Какое это имеет значение?

- Увеличение площади газообмена привело к увеличению интенсивности обмена веществ в организме, обеспечило относительную независимость температуры тела от температуры окружающей среды.

Роль дыхания не ограничивается образованием энергии в организме. Как много в жизни и состоянием человека связано с дыханием. И состав крови, и движение, и чувство и ум. Дыхание лежит в основе речи и пения. Ведущую роль в рождении звука играет гортань. Вы уже знаете, что между хрящами гортани расположены слизистые складки – голосовые связки. Когда человек молчит – голосовые связки расходятся и имеют вид равнобедренного треугольника. При разговоре, пении голосовые связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на связки и они начинают колебаться - так рождается звук. От чего зависит высота звука и его сила? Это мы узнаем с помощью музыкального инструмента - скрипки. Выходит девочка со скрипкой и демонстрирует, как изменяется окраска , его сила с помощью скрипки.


Вывод из проделанного эксперимента (говорит девочка)

Голосовые связки человека подобны струнам музыкального инструмента. Чем они короче – тем больше частота их колебаний и выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин, вот почему голос у женщин всегда выше.

Голосовые связки могут совершать от 80 до 10 тыс. колебаний в секунду. Окончательное формирование звуков речи у человека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта, носа при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.

Другой ученик: - Голосом человек может передать свои чувства и настроения – радость, восторг, восхищение.

«Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

- Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу Северной Авроры

Звездою Севера явись.

А.С.Пушкин

Голосом можно передать печаль и нежность, угрозу и насмешку. Диапазон чувств, передаваемых с помощью голоса, чрезвычайно широк.

Учитель: - При определенных условиях голосовые связки могут повреждаться, утрачивать эластичность? В результате теряется окраска голоса, порою он становится хриплым, грубым и даже исчезает совсем.

Как вы думаете, ребята, что это за условия?

Идет беседа. Предполагаемый ответ. На голосовые связки отрицательно влияет крик.




Посмотрите ребята на рисунок, изображающий положение голосовых связок при крике и разговоре. При этом, связки резко ударяются друг о друга. При этом, если человек часто кричит – теряется их эластичность, голос становится хриплым и даже может исчезнуть.

Другой фактор – частое воспаление дыхательных путей.


Вредное влияние на связки оказывает курение и алкоголь. Особенно это сильно сказывается на голосе женщин, которые по природе своей должны иметь нежный и приятный голос. Вместо этого курящие и злоупотребляющие спиртными напитками женщины имеют глухой и хриплый голос.

Вопрос к учащимся. Какой вывод из всего сказанного можно сделать?

Предполагаемый ответ. Для сохранения природной окраски голоса. Нужно стараться говорить спокойно беречься от частых простуд, правильно закаливая организм, а также исключить из своей жизни курение и употребление алкоголя.

Запись в тетрадь учащихся.

Строение голосового аппарата:

Голосовые связки, глотка, носоглотка, рот, язык, губы, нижняя челюсть.

Колебания связок – рождение звука.

Длина связок – высота звука.

Степень напряжения связок – сила звука.

Заключительный этап урока. Тестирование по основным вопросам

темы.


Задание 1

Значение дыхания для организма человека.

Правильный ответ подчеркнуть

1.Обеспечение питательными веществами

2.Охлаждение организма

3.Поглощение кислорода

4.Выделение паров воды

5.Выделение углекислого газа

6.Освобождение энергии.


Задание 2

Вставьте пропущенные слова

Дышать нужно через………………………..…… Носовая полость

выстлана………………………….…., покрыта многочисленными

……………………………………., которые задерживают……….

………………………………. Клетки носовой полости выделяют

……………………….…………….., которая увлажняет воздух и

убивает микробов.


Задание 3

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (а-м) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка. . 6. Надгортанник.


2. Легочные пузырьки. 7. Гортань.

3. Легкие. 8. Хрящевые полукольца.

4. Бронхи. 9. Плевра.

5. Трахея. 10. Носовая полость.


а. Не пропускает пищу в гортань…………..

б. Не дают трахее сужаться………………..

в. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его……..

г. Поверхностный слои воздухоносных путей…………………………….

д. Начальная часть воздухоносных путей………………………………….

е. Выстилает наружную поверхность легких……………………………..

ж. Покрывает стенку грудной полости изнутри…………………………..

з. Внутри содержит голосовые связки……………………………………..

и. Самая длинная часть воздухоносного пути…………………………….

к. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных

капилляров…………………………..

л. Место газообмена между легкими и кровью…………………………..

м. Место диффузии газов………………………………………………….

Правильные ответы

Задание №1. – 6

Задание №2

Дышать нужно через……………нос….…..…… Носовая полость

выстлана…слизистой оболочкой……покрыта многочисленными

………..ресничками, которые задерживают……….пыль ……..…

………………………………. Клетки носовой полости выделяют

слизь……….., которая увлажняет воздух и убивает микробов.


Задание №3

1. Слизистая оболочка. . 6. Надгортанник.

2. Легочные пузырьки. 7. Гортань.

3. Легкие. 8. Хрящевые полукольца.

4. Бронхи. 9. Плевра.

5. Трахея. 10. Носовая полость.


а. Не пропускает пищу в гортань…………6

б. Не дают трахее сужаться……………….8

в. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его…10.

г. Поверхностный слои воздухоносных путей…………………………1

д. Начальная часть воздухоносных путей…………………………..…10.


е. Выстилает наружную поверхность легких…………………………..9

ж. Покрывает стенку грудной полости изнутри……………………..…9

з. Внутри содержит голосовые связки………………………………..…7

и. Самая длинная часть воздухоносного пути……………………..…. 4

к. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных

капилляров………………………………………………………….…5, 4

л. Место газообмена между легкими и кровью………………………..2

м. Место диффузии газов…………………………………………….....3

Подведение итогов урока.

Две группа, набравшая наибольшее число баллов, получают пятерки. остальные 2 группы, набравшие меньшее число баллов получают четверки.

Домашнее задание:

§§ 23,24 и заполнить таблицу

Таблица 2

Соответствие строения органов дыхания выполняемым ими функциям


Органы дыхания


Функции

Особенности строения, позволяющие выполнять

эти функции
























Задание

Расположить в нужной последовательности органы, образующие дыхательный путь

А – носовая полость

Б – трахея:

В – гортань;

Г - носоглотка

Д – бронхи:

Е – ротоглотка.