shkolaput.ru 1

Тема урока: Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Цель урока:


уметь формулировать понятия «озеро», «подземные воды», «ледники», «многолетняя мерзлота»; уметь выявлять особенности размещения по территории России озер, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты; уметь использовать различные источники информации при характеристике данных географических объектов;

Задачи учащихся:


  • Актуализировать знания об озерах как составной части гидросферы.

  • Выявить происхождение, особенности и географию озер России.

  • Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны.

  • Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России.

  • Объяснить значение болот для человека и природы.

  • Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.

Оборудование:

презентация, карточки- инструкции, атлас и учебник,

мультимедийная установка

Тип урока: комбинированный.

I. Проверка домашнего задания:

  1. Экспресс – опрос:

    • Самое большое по площади озеро мира?

    • Самое глубокое озеро на планете?

    • На берегу какого озера находится город Ростов Великий?

    • По какому озеру плавали новгородские разбойники?

  2. Мини-тест:

Вариант 1

1.В чем проявляется влияние рельефа на реки

2.Что понимается под показателем падения реки

3.Самая длинная река

а) Волга в) Енисей

б) Обь г) Лена

4. Самый большой твердый сток имеет

а) Терек в) Лена

б) Волга г) Енисей

Вариантам 2

1.В чем проявляется влияние климата на реки

2.Что понимается под показателем уклон реки


3.Самый большой бассейн имеет

а) Енисей В) Обь

б) Лена г) Амур

4. Самый большой годовой сток имеет

а) Нева в) Лена

б) Волга г) Енисей

II. Изучение нового материала

Физминутка на активизацию мыслительной деятельности: массаж шеи, повороты головы, упражнение для глаз.


1. Актуализация знаний

Какие виды внутренних вод вы знаете?

Используя таблицу 5 приложения, назовите самые крупные озера России

2. Составить схему « Происхождение озер». Демонстрация слайда презентации.


  • Тектонические

  • Ледниково-тектонические

  • Ледниковые

  • Карстовые

  • Термокарстовые

  • Вулканические

  • Запрудные

  • Старицы

Используя текст учебника, назовите характерные особенности каждого типа озер: как образовалась котловина, площадь, глубина, конфигурация. Приведите пример такого озера

  1. Привести примеры озер: сточные, бессточные, соленые, пресные

В чем отличие сточного озера и бессточного. Приведите примеры для каждого.

4. Работа в группах

Тема « Подземные воды». Демонстрация слайда презентации.

Карточка- инструкция №1 (работа по вопросам и выборочное чтение текста)

1 Что такое подземная вода?

2. В чем отличие грунтовой воды от межпластовой?

3. Существует ли связь между глубиной залегания грунтовых вод

и количеством осадков. Если существует, то, как проявляется эта связь.

3. Что такое артезианская вода?

4. Назовите районы артезианских бассейнов России

5. Как изменяется глубина залегания грунтовых вод при движении

с севера России на юг.

6. Значение подземных вод для человека


7. Значение подземных вод для природы.

*Определите вопросы, на которые затрудняетесь дать ответ.

Тема « Многолетняя мерзлота». Демонстрация слайда презентации.

Карточка – инструкция №2

1 . Что такое многолетняя мерзлота?

2. Какую часть площади России занимает многолетняя мерзлота?

3. Назовите и покажите, где проходит южная граница многолетнее мерзлоты в России.

4. Назовите условия, при которых формируется многолетняя мерзлота

5. Почему многолетнюю мерзлоту называют природным холодильником. Какие компоненты

природы она охлаждает?

6. Какие трудности создает многолетняя мерзлота для хозяйственной деятельности человека?

Рассказ учителя

Самооценка, как усвоил материал

6. Тема «Ледники». Демонстрация слайда презентации.

Карточка – инструкция №3

1. Что такое ледник?

2. Как образуется ледник?

3. Назовите условия, при которых образуется ледник?

4. Что такое снеговая линия?

5. Назовите типы ледников?

6. Назовите районы расположения покровных ледников в России

7. Назовите районы расположения горных ледников России.

8. Значение ледников для человека.

9. Какую роль играют ледники в природе?

III. Закрепление изученного


  1. Показать озера и проинформировать об особенностях озер:

Баскунчак, Каспийское озеро, Байкал, Ладожское, Чаны.

2. В чем отличие сточных озер от бессточных?

Онежское озеро, Таймыр, Ханка – сточные озера или нет?

3. Какие условия необходимы для образования озер?

4. В какой части России выпадает большее количество осадков: в европейской или азиатской? Почему?

Сделайте вывод: в какой части России больше всего озер?

IV. Домашнее задание

Обозначить на контурной карте: озера, артезианские бассейны римскими цифрами, южную границу многолетней мерзлоты, покровные и горные ледники.