shkolaput.ru 1 2 3 4

ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»


Реферат

Натурализм в творчестве Ф.М. Достоевского


автор: ученица 9 класса «Б»

Романова Татьяна

Руководитель: Каменева К.Д.


Москва

2012


План реферата.


  1. Цели и задачи реферата.

  2. Натурализм. Общие понятия. Введение.

  3. Натуральная школа.

  4. Эпоха, изображенная в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  5. Творческий метод Ф.М. Достоевского.

  6. Портретная живопись в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  7. Петербург Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

  8. Идеологическое преступление в романе «Преступление и наказание».

  9. Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  10. Поиски выхода из социальных противоречий действительности в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  11. Значение творчества Ф.М. Достоевского.

  12. Список литературы



Цели и задачи.

Цель:
способствовать становлению личности через постижение литературного процесса, формировать нравственную позицию, вырабатывать эстетическое восприятие художественного мира Ф.М. Достоевского.

Задачи:  

  1. Сформировать представление о натурализме как художественном методе.

  2. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского.

  3. Овладеть знаниями и умениями при оценке художественных произведений, в частности произведений Ф.М. Достоевского.
  4. Анализировать произведения Ф.М. Достоевского через призму художественного метода - "натурализм".




Натурализм в творчестве Ф.М. Достоевского

  1. Натурализм. Общие понятия. Введение.

В последней трети XIX века во Франции, как и во всей Европе, возникают мощные финансовые и промышленные монополии, происходит развитие науки и техники, растут города, но и все более заметной становится пропасть между богатством

и нищетой, активизируются революционные силы.

Наряду с развитием теории социализма в эту эпоху получает распространение идеалистическая философия, а также философия позитивизма.

Натурализм — течение в европейской литературе и искусстве, возникшее в 60-х г.г. XIX века и особенно широко развернувшееся в 80-90-х г.г., когда он стал самым влиятельным направлением. Впервые программно заявил о себе в 1860-е г.г. К 80-м г.г. Это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман»(1879) и в статьях о театре.

Натурализм как литературное явление родился во Франции. По своей теоретической базе и художественной практике натурализм не противопоставлял себя реализму, а скорее, стремился развить и углубить его за счет обращения к научному методу в творчестве. Во второй половине XIX века влияние философии позитивизма ощущалось и в произведениях писателей, не связанных с натуралистической школой, но лишь натурализм абсолютизировал философские и эстетические идеи позитивизма, что с одной стороны, позволило писателям обрести новые подходы в анализе человека и общества, а с другой — сузило рамки литературной школы, сделав ее важным, но ограниченным во временном и эстетическом плане литературным явлением.

Название этого течения происходит от латинского слова natura — природа. Новое

представление о человеке признает зависимость поведения и характера от наследственности, физиологии. Натуралисты заимствуют из философии позитивизма приверженность к позитивным, то есть точным фактам, тяготение к классификации и копированию, вульгарный материализм, объясняющий психологию прямым воздействием биологии. Теоретиками натурализма становятся Э. Золя, братья Гонкуры, критик и историк искусства И. Тэн.


Натурализм опирается на современную ему философию и имеет отчетливо сформулированные эстетические принципы. Ориентация на изображение реальных вещей в реальных жизненных обстоятельствах определяет собой движение литературного процесса с 2х годов XIX века. Стремление обрести в искусстве объективность научного познания становится особенно явным к середине столетия. В 50-60-е годы разные писатели формулируют этот новый взгляд на литературу, каждый по-своему, еще не стремясь к теоретическому обоснованию и не ощущая себя частью единого процесса. Творчество Флобера, «реализм» Шанфлери, первые произведения братьев Гонкур при всем различии в темах, методах и уровне таланта имеют под собой общий фундамент.

Последователи этого направления стремились к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающее социально-исторических факторов. Также они тяготели к описанию драмы современной жизни, физиологическому изучению темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств, искренности, ясности, естественности языка.

Натуралисты, как и реалисты, предпочитали развертывать сюжеты на

фоне современности — большого города или капиталистической деревни, но не чуждались порой и романтического колорита. Заслугой натуралистов стало углубленное, скрупулезное исследование социальной и профессиональной среды. Растущие города с их рабочими окраинами, фабричные поселки, железные дороги и шахты, универмаги, доходные дома с типовыми квартирами — место действия многих романов, в которых герои поднимаются на борьбу, болеют наследственными и профессиональными болезнями, любят, ревнуют, умирают.

Представители натурализма ставили перед собой задачу изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление художественного познания научному методу. Художественное произведение рассматривалось ими как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта. Преимущественный интерес к быту, к физиологическим основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению художественных возможностей натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды в натуралистические произведения опрокидывало теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие лучших произведений натурализма. Изучение материального быта зачастую позволяло натуралистам выявить классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произведениях перед конкретным исследованием социальных отношений.


Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда расширение тематики натуралистической литературы, интерес к «простым» явлениям жизни.

В 60-80-х г.г. XIX века натурализм сыграл положительную роль: он осваивал новые темы (в том числе тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование «социальных организмов» (шахты, рынка, магазина и т.д.), изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике. Натурализм ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Борясь с ложным официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительские тенденции, натурализм содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

В других странах натурализмом стали называть сходные литературные явления, возникшие из национальных общественных и эстетических потребностей, но осмысленные в свете французского опыта.

Французский натурализм оказал влияние на литературный процесс в других странах. На идеи натурализма ориентировался бельгийский прозаик К. Лемонье, хотя у него в характеристике человека преобладающим оказался физиологический аспект. Натуралистическая теория в Германии получила распространение в трудах Генриха и Юлиуса Хартов и повлияла на творчество известного драматурга Г. Гауптмана. На французский образец натурализма ориентировались такие английские писатели, как Дж. Мур и А. Моррисон, но большего распространения в Великобритании натурализм не получил. Влияние натуралистических и позитивистских идей в Америке проявилось на рубеже XIX и XX вв.(Х. Гарленд, Ф. Норрис). Здесь на первый план выходит социальная тематика. Большое значение эстетика натурализма оказала на формирование такого значительного литературного явления, как веризм в Италии, крупнейшими представителями которого были Дж. Верга и Л. Капуана.


Извлеченное из историко-литературного контекста, понятие «натурализм» было перенесено на более общие явления буржуазной культуры и литературы: оно стало обозначать антисоциальный, биологический подход к человеку, свойственный некоторым проявлениям декадентства, модернизма и особенно «массовой культуры». Термином «натурализм» обозначают также типологически противопоставленный реализму художественный метод, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критического обора, социально-философского осмысления, художественного обобщения и оценки. В подобном понимании натурализм подразумевает пассивную созерцательность обществ, позиции художника, взгляд на творческий акт как на простое подражание и бесстрастное копирование жизни, повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологическим, преимущественно неизменным, проявлениям человеческой природы. Натурализм такого рода многократно подвергался критике как явление, чуждое подлинному искусству.

Возникновение термина «натурализм» и разработка теоретической основы новой школы в литературе связаны с именами И. Тэна и Э. Золя.

Эстетическую теорию натурализма Золя разрабатывает в сборниках «Экспериментальный роман»(1880), «Натурализм в театре»(1881), «Кампания»(1880-1881), «Литературные документы»(1881). В 70-80-х годах выходят в свет романы, образовавшие цикл «Ругон-Маккары» и ставшие воплощением натуралистической теории. Цикл «Ругон-Маккары» - крупнейшее произведение Золя, задуманное как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная история» одной семьи.

Объясняя выбор термина «натурализм» для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отграничения натурализма от реализма. Он считал, что реализм суживал художественно-литературный кругозор, а слово «натурализм» расширяет область наблюдения («Натурализм в театре»). В эту область входят запретные до натурализма темы из области физиологии, проблемы труда той или иной профессии (например, роман Э. Золя «Жерминаль»). Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же устанавливает как базу этого литературного движения реализм, игравший столь видную роль во французской литературе второй половины XIX века. Натурализм явился дальнейшим этапом в развитии названного буржуазного стиля в эпоху высшего подъема промышленного капитала.


Механистически применяя методы физиологии, натуралисты требуют той же точности в описании среды и событий, которая нужна физиологу при его опытах. Но это — точность деталей, но не смысла целой картины действительности. Эта точность перестает быть одним из требований, как у реалистов, она становится основным лозунгом натуралистов, стремящихся к точной фиксации фактов. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Например, Золя кропотливо изучал как среду, которую намеревался отразить, так и труд, условия труда и самый процесс работы («Углекопы», «Человек-зверь» и др.).

Как требования «научности» и аполитичности, так и требования точности и объективности в показе реальной действительности, несмотря на кажущуюся аполитичность, носили у натуралистов весьма политический характер. На «общечеловечной» и «научной политике» базировалась пропаганда реформизма. Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские натуралисты надеются воздействовать на умы людей и тем самым вызвать проведение ряда реформ, чтобы спасти существующий строй от надвигающейся революции.

Теоретик французского натурализма Золя причислял к натуральной школе кроме себя Флобера, братьев Гонкур, Доде и ряд других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относил французских реалистов: Бальзака, «внесшего в роман метод наблюдения и опытных исследований», и Стендаля, проделавшего в своем творчестве «психологические эксперименты» над механизмом души.

Характерно, что объединяющим моментом являлся не художественный метод, а именно реформистские тенденции натурализма.

Золя справедливо утверждал, что в основе литературных споров всегда лежит философская проблема. Философской основой натурализма был позитивизм.

Позитивизм как особое направление в философии возникает в 30-е г.г. XIX века во Франции. Самым ярким его представителем был Огюст Конт(1798-1857), автор шеститомного труда «Курс позитивной философии». Конт провозглашает своего рода «уничтожение философии», лишая его того основополагающего значения, которое она имела в процессе познания. Подлинное значение могут дать только специальные науки, которые не нуждаются в каком-либо теоретическом учении, стоящем над ними. Наука в широком смысле слова способна к бесконечному развитию, углубляя знания человека о мире.


Культурологический смысл натурализма, как это видится в конце XX века, определен кризисом дворянско-имперской культуры, урбанизмом и индустриализацией, множеством научно-технических открытий, формированием системы «позитивных» буржуазных ценностей, а также решительным пересмотром риторической традиции и классического типа литературной условности, что ранее было

намечено несколькими поколениями романтиков.

Натурализм — литературный отклик на позитивизм, хотя напрямую из него выводим, и, несмотря на программное опровержение «идеализма», тесно связан с романтической культурой. Вместе с тем натурализм намеревался освободить литературу от христианской дидактичности, классицистическо-академических и романтических «штампов», грез и «мистицизма» с тем, чтобы сделать ее актуальной, приблизить к науке, вынудить отказаться от воображения в пользу детерминированности литературного слова. Для натуралистов документальность и фактографичность связаны с таким личным опытом, переживанием, которые конкретны, заявляют о себе «прямо», минуя в сознании все абстрактное, но вместе с тем получая непосредственную физиологическую окраску, настроение. Заземление «лирического» переживания посредством темперамента — способ натуралистического отбора.

В широком плане можно определить натурализм как биологизм — опыт синтетического понимания одушевленной и неодушевленной (материально-предметной) природы через эволюцию самой природы, без всякой опоры на Священное Писание, богословие, метафизические системы. Натурализм описывает происходящее сходство и различие ближайших звеньев эволюции.

Биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества. Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателями, медиками, знатоками низовой народной жизни, экспериментаторами, инженерами литературы, создателями этюдов и очерков, репортерами. У одних декларация беспричастности обусловлена верой в биологическое единство мира в писателе. У других диктуется желанием зафиксировать «один тон», «естественность» личного художественного языка как языкового импульса, вступающего в реакцию со средой и тем самым фиксирующего ее отражения в натуре автора.


Натуралист склонен к поэтике экспрессии (видения, «грез наяву»), вживания в предмет, такому типу иллюзорности, который имеет подчеркнуто физиологический характер. Установка на телесность натуралисту не мешает импровизировать, жить в творчестве. Он привязан к этому миру и отчуждает себя от него, сводя свою художественную роль к реактиву. Жизнь как поток самопроизвольных комбинаций, отражаясь в глубинном экране писательской восприимчивости («зеркале»), одушевляется, - получает настроение, трепет, ритм. Красота трактуется натурализмом как интенсивность и даже физиологичность восприятия.

Натуралисты утверждают, что плох не человек, не его самая позорная «профессия», а лицемерное и продажное общество, которое не предоставляет ему шанс стать лучше, реализовать заложенное в нем природой. В то же время многие натуралисты восхищены энергией «современности» и, одушевляя городские рынки, мосты, биржи, трамваи, поезда, поэтизируют их.

Пропорционально желанию раствориться в «жизни», а также инстинктивному доверию к стихийной правде, происходящего в натурализме проявился страх природы. В отличие от «жизни», человек (и писатель) наделен сознанием. Там, где природа не знает противоречий, человек поставлен перед фатальностью «распада атома», смерти в одиночку, насилия. В мотивах разочарования, утраты иллюзий, самопоедания, вырождения, безумия, самоубийственности творчества, «мести» природы всему, что имеет индивидуальность, натурализм развивает романтическое представление о тождестве любви и смерти. Образ смерти (всеуравнивающей силы природы, «ямы», «западни») - один из самых сильных в натуралистических жизнеописаниях и циклах (творчество Гонкуров, Золя, Мопассана, Л. Толстого, Драйзера, Стейнбека). За время эволюции натурализма от XIX к XX в. природа в нем стала символом. Это и обновление, самореализация, прогресс, «мир», и противоестественность, вырождение, проклятие, «война».

Формирование литературной эстетики натурализма в XIX веке сообщили импульс литературно-критические и публицистические работы И. Тэна (во Франции), У.Морриса (в Англии), В.Г. Белинского, В.В. Стасова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова (в России). Их объединяет представление о «народническом» призвании литературы, которая ради «взросления» общества и пробуждения его «от сна» борется против художественных и идеологических «догм», а также намерение поставит изучение словесности на научную основу. Русские разночинцы мечтали о гражданском «реализме» - защите в литературе интересов «униженных и оскорбленных».


Крайне важна для натурализма публицистическая деятельность самих писателей-натуралистов, многократно рассуждавших о художественном и социальном назначении своего творчества. Под влиянием Золя, Л. Толстого, «культурно-исторической школы, театральных постановок к концу XIX века сложилось международное представление о натурализме как современном эпосе и его жанровых образованиях: цикле романов, «романе-реке», «великом американском романе», аналитической «драме идей». В XX веке к нам добавились «экспериментальный» (ориентированный на эстетику кинодокумента и монтажа), «документальный» и производственный роман».

Развитие натурализма связано с движением от пограничных романтическо-натуралистических форм (бытописательный роман, натуралистическая проблематика в романтическом «романе идей» и «романе воспитания») к опять-таки пограничным — натуралистическо-символистским образованиям. В 1860-80-е г.г. Натурализм выразил свои возможности прежде всего в романе. В 1890-е в центре его интересов — драма. Новый виток натурализма наметился вместе с преодолением (и усвоением на натуралистической основе) символизма в начале XX века.

Главные открытия натурализма — новая концепция писательства (опора на личный опыт и его стилизацию; репортерство — сбор материала и «вживание» в него, изучение специальной литературы, языка конкретной среды, применение литературных «приемов» в зависимости от художественной задачи); установка на «безличность» - такой метод письма, при котором произведение как бы «вынашивается», «пишется самим собой», и автор отвечает, прежде всего, за естественность и концентрацию стиля. Натурализм утвердил особый, стремившийся к преодолению описательности «рассказывания», тип психологизма, или «показ» (фиксация внутреннего и внешнего состояния персонажей). Его разновидности — импрессионистический «подтекст», а также «внутренний монолог», который постепенно трансформируется в «поток сознания» - эффект текучести восприятия, которое смешивает в сознании прошлое и настоящее, высокое и низкое.


В национальных литературах натурализм по-разному и в разное время обозначил свои приоритеты: во Франции - «физиологизм» и «импрессионизм», в России - «бытописательство», «реализм» и «правдоподобие», в Германии - «экспрессионизм», в Англии и Америке - «регионализм», «неоромантизм», «модернизм», в Италии - «веризм» и «неореализм».


2. Натуральная школа.

Натуральная школа — обозначение существовавшего в 40-50-е г.г. XIX века вида русского реализма, преемственно связанного с творчеством Н.В. Гоголя и развивавшего его художественные принципы. К натуральной школе относят ранние произведения И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена, Д.В. Григоровича, В.И. Даля, А.Н. Островского, И.И. Панаева и др. Главным идеологом натуральной школы был В.Г. Белинский, развитию ее теоретических принципов содействовали также В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.

Представители натуральной школы группировались вокруг журналов «Отечественные записки» и позднее «Современник». Программными для натуральной школы стали сборники «Физиология Петербурга» (ч.1-2, 1845) и «Петербургский сборник»(1846). В связи с последним изданием возникло и само название натуральная школа: Ф.В. Булгарин («Северная пчела» 1846) употребил этот термин в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н.В. Гоголя; Белинский, Майков и др. взяли это определение, наполнив его позитивным содержанием. Белинский придал термину «натуральная школа» положительный смысл: «натуральная школа» - значит естественная, правдивая, стремящаяся к изображению жизни без прикрас. Благодаря Белинскому этот термин вошел в широкий обиход и закрепился в критике и литературоведения.

Наиболее четко новизна художественных принципов натуральной школы выразилась в «физиологических очерках» - произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов («физиологии» помещика, крестьянина, чиновника), их видовых отличий («физиологии» петербургского чиновника, московского чиновника), социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек, достопримечательностей и т.д.


Натуральная школа характеризовалась критической и демократической направленностью, сознательным осуществлением реалистических принципов, интересом к проблемам общественной среды (и соотношения с нею природы человека), а также спецификой жанровых форм, типа героя, конфликта, сюжетосложения.

Стремлением к документальности, к точной детали, использованием статистических и этнографических данных, а подчас и внесением биологических акцентов и типологию персонажей «физиологический очерк» выражал тенденцию известного сближения образного и научного сознания в эту пору и, как и во французской литературе («физиология» О. де Бальзака, Жюля Жанена и др.), содействовал расширению позиций реализма. Вместе с тем неправомерно сведение натуральной школы к «физиологиям», так как над ними возвышались другие жанры натуральной школы — роман, повесть. Именно в романах и повестях натуральной школы нашел выражение конфликт между «романтиком» и «реалистом», была раскрыта эволюция персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды.

Своим интересом к скрытым причинам поведения персонажа, к законам функционирования общества как социального целого натуральная школа также оказалась близкой западноевропейскому реализму 1840-х годов, что было отмечено Белинским при сопоставлении романов Гоголя и Ч. Диккенса.

«Натуральная школа» расширяла тематический диапазон всей литературы, обращала пристальное внимание на тех самых извозчиков, дворников, торговцев, слуг, кухарок, которые раньше лишь упоминались. Теперь эти мелкие люди выступали на первый план, их судьба становилась интересной. Демократизировалась литература в общем своем тоне. В литературный язык вторгалась масса новых народных слов и выражений. Нарастал социально-обличительный пафос, раскрывался механизм русской общественной жизни, противоречивая взаимосвязь сословных отношений.

Объединение в натуральную школу многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма.

Рассмотрим черты натурализма в творчестве Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».



следующая страница >>