shkolaput.ru 1

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.


Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он проходит через кризис. Это может быть в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, которая связана с учебой, которую, в свою очередь, высоко ценят взрослые. Кризис 7 лет – это период рождения социального Я ребенка.

У ребенка происходит переоценка ценностей. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Хотя младший школьник играет и играть будет еще какое-то время, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Все, что относится к учебной деятельности (в первую очередь отметки) является ценным, то, что связано с игрой – менее важным. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.


В эмоциональной сфере так же происходят изменения, они связаны с возникновением внутренней жизни ребенка. Утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания, пытается не показать другим, что ему плохо. Хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка вы-ступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».


Существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.


Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то дальше образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте, а концу младшего школьного возраста – осуществляется переход к словесно-логическому. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления

В начале младшего школьного возраста ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина.


ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.


Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсив­ного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех пси­хических процессов, их осознание и произвольность.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, ко­торое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает са­мого себя.

2. Осознание своих собственных изменений в результате раз­вития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает де­тство.


Особенности психического развития младших школьников


Подготовила:

педагог-психолог ЦДК

Бирюкова Я.А.