shkolaput.ru 1


ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет менеджмента в образовании

Кафедра управления и экономики в образовании


 


Проектное задание


«Внедрение IP-телефонии в управление ОУ»


КПК: «ЛОКОС: Архитектура и возможности», 104 ч


Выполнили: Петр Иванович Доннер,

директор

Нина Алексеевна Симанова,

учитель информатики

МОУ «СОШ №4 г. Тосно»

Тосненский район


Руководитель: Наталья Ивановна Самсонова

доцент кафедры управления и экономики в образовании, канд.пед.наук


Содержание





Содержание 2

Пояснительная записка 3

Анализ уровня информатизации МОУ «СОШ № 4 г.Тосно» 4

Внедрение IP-телефонии в управление ОУ 7

Основные направления реализации проекта 8

Механизм реализации проекта 9

Финансово-экономическое обоснование проекта 9

Примерная смета расходов ОУ на подключение 9

Ожидаемые результаты реализации проекта 10

Критерии оценивания эффективности реализации проекта 11

Используемая литература 12

Приложение 1. 13

Приложение 2. 15

Пояснительная записка


IP телефония – голосовая связь посредством компьютерных сетей. В настоящее время широко используется, как частными пользователями, так и в корпоративном секторе. Применение систем IP-телефонии имеет ряд преимуществ перед другими видами связи.

В МОУ «СОШ №4 г. Тосно» существует высокая необходимость в потребности внедрения IP-телефонии в управление, т.к это позволит в первую очередь оптимизировать административную работу:

- увеличение доступности и мобильности при обмене информации в сравнении с привычными видами связи, например, электронной почтой в том числе использование системы хранения голосовых сообщений;


- создание условий для совместной оперативной работы, как внутри ОУ, так и между комитетом образования и ОУ для принятия экстренных управленческих решений в режиме селекторных совещаний, аудиоконференций;

- наличие бюджетного эффекта за счет оптимизации и снижении расходов на местную телефонную связь при уменьшении местных номеров и оплаты междугородних звонков а так же уменьшения транспортных расходов для участников совещаний при использовании возможностей аудиоконференций.

Анализ уровня информатизации МОУ «СОШ № 4 г.Тосно»



ИКТ не освобождают от какой-либо деятельности,

а оптимизируют эту деятельность


За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы.

В процессе совершенствования системы управления школой перед нами встал ряд проблем:

  • контроль за ходом развития учащихся, состоянием их здоровья и т.д.;

  • соответствие материала учебных программ уровню обучаемости учащихся;

  • основания и критерии дифференциации и индивидуализации в условиях групповой формы работы с учащимися;
  • управление учебной и педагогической деятельностью школы в целом.


При решении этих вопросов у педагогов и администрации концентрируется огромное количество информации, которое невозможно проанализировать без помощи информационно-коммуникационных технологий, что приводит к необходимости информатизации системы управления школой.

Несмотря на положительную тенденцию в развитии информатизации школы и использовании средств ИКТ в образовательном процессе, существуют определенные проблемы:

  • работа по информатизации долгое время велась только учителями информатики и администрацией, остальные учителя по разным причинам выпадают из этого процесса (отсутствие компьютеров у учителей на рабочих местах)

  • не все учителя до конца осознали необходимость применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

  • не все учителя прошли первую ступень обучения (пользовательский уровень), необходимо продолжать обучение

  • низкий уровень владения учащимися новыми компьютерными технологиями и недостаточная вовлеченность родителей в процесс информатизации школы.

  • у администрации школы и у учителей нет материальной заинтересованности во внедрении информационных технологий в учебный процесс.

Но присутствуют и положительные моменты, такие как:

  • наличие качественной и устойчивой связи для выхода в Интернет, что позволит внедрить в процесс управления IP-телефонию, а также даст возможность участвовать в видеоконференциях.

  • наличие электронных баз данных школы, необходимых для эффективного управления ОУ

За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ как в учебно-воспитательном процессе, так и в управлении ОУ.


Техническое обеспечение:
  • общее число компьютеров в школе - 74;


  • количество компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом 29;

  • количество компьютеров, используемых в учебном процессе – 45;

  • количество классов, оснащенных компьютерной техникой - 6;

  • количество переносных компьютеров (ноутбуков) - 4;

  • количество серверов - 0;

  • презентационное оборудование (проекторы) и др. - 7;

  • наличие локальной вычислительной сети - да.

Доступ в Интернет:

  • вид подключения – выделенная линия;

  • наличие Internet в компьютерных классах - да;

  • наличие Internet в учебных кабинетах - нет;

  • наличие Internet у администрации школы - да;

  • наличие Internet в библиотеке - да.

Наличие программного обеспечения:

• обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий, электронные энциклопедии и т.п. - да.

Кадровое обеспечение:

  • уверенные пользователи ПК (от общего числа учи­телей) – 96%;

  • начинающие пользователи ПК (от общего числа учителей) - 4%;

  • не владеющие навыками работы на ПК (от общего числа учителей) - 0%.

Прохождение курсов повышения квалификации

В 2010-2011 учебном году прошли подготовку на курсах повышения квалификации по теме «Информационные технологии» - сотрудников школы.

Планируемое обучение (по годам):

Учебный год

2011-2012

2011-2012

2012-2013


Количество сотрудников

21

15

15


Уровень информатизации учебного процесса

Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:

  • используют систематически - 96%;

  • используют эпизодически - 4%;

  • не используют - 0%.

На данный момент разработки проекта по созданию IP-телефонии в школе существует аналоговая телефония с несколькими аналоговыми внешними линиями. В связи с территориально распределенной географией учреждений образования, данный вид телефонии является причиной больших расходов на телефонные переговоры между этими учреждениями (Приложение 1).

Проблемы и выводы

1. Необходимо разработать регламент и документацию для проведения комплексной инвентаризации школьного мультимедийного оборудования на предмет оптимального использования и модернизации.

2. Необходимо произвести анализ работы сети Intra и создать условия для ее бесперебойной работы:

  • определить качество поступающего трафика;

  • обеспечить дополнительным источником бесперебойного питания;

  • обеспечить дополнительную вентиляцию помещения серверной.

Внедрение IP-телефонии в управление ОУ

С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса, организации ИКТ-насыщенной среды и разработан настоящий проект «Внедрение IP- телефонии в управление ОУ», отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении. Использование проекта как приложения к Программе информатизации школы позволит обеспечить новое качественное состояние образовательной системы ОУ.



Цель: повышение эффективности управления в образовательном учреждении


Задачи:


  1. Оптимизировать информационное пространство школы.

  2. Использовать современные возможности общения и работы с информацией.

  3. Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования в процессе управления ОУ.

  4. Автоматизировать организационно-распорядительную деятельность школы.

  5. Повысить уровень функциональной грамотности в сфере ИКТ.


Преимущества системы унифицированных коммуникаций




Основные направления реализации проекта



Оснащение и модернизация материально-технической базы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

  • Приобретение необходимого оборудования.

  • Оснащение рабочими местами сотрудников администрации и инженерно-педагогических работников.

Использование ИКТ в управленческой деятельности.

  • Оптимизация административной работы в ОУ.


Формирование ИКТ-компетентности административных работников и преподавателей

  • Внедрение современных технологий управления ОУ.

  • Повышение квалификации и переподготовка административных и инженерно-педагогических работников в области ИКТ.


Этапы работы директора школы:

I Этап

Цель: создание условий для функционирования ip-телефонии; внедрение данного вида связи в МОУ «СОШ №4 г. Тосно».

II Этап

Цель: оптимизация расходов на местную телефонную связь.

Механизм реализации проекта






3. Повышение качества предоставляемой услуги.



Выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретение дополнительного оборудования

Создание безопасных и комфортных условий работы пользователей – участников образовательного процесса

Внедрение в управление новых сетевых ИТ, в частности IP-телефонии

Организация теоретической и практической подготовки пользователей




Модернизация информационно-образовательного пространства школы, направленная на создание и использование сети Internet




Оптимизация и создание условий для эффективного управления ОУ





Подключение административного сегмента к IP-телефонии




Финансово-экономическое обоснование проекта





Наименование организации/спонсора –
источника финансирования

Размер выделенных средств

Целевое
назначение

Региональный бюджет (субвенции)


28300

IP-телефоны



Примерная смета расходов ОУ на подключение





Оборудование

Количество, шт

Цена, руб

Стоимость, руб.

Linksys spa942 (spa922)

3

4300

12900

D-Link DPH-150S/E/F1

7

2200

15400

Итого:

28300 руб.

В целях повышения продуктивности административной работы за счет конвергенции приложений, связанных с передачей голоса и данных, считаем целесообразным установить IP-телефоны на рабочих местах: секретаря, директора, зам. директоров по УВР – 6 шт, в компьютерном классе и на рабочем месте зам. директора по начальной школе (Приложение 2). Это позволит максимально использовать возможности существующей корпоративной сети (передача данных, голоса и т.д.), объединив всех в единую телефонную сеть с общим номерным планом. Рабочее место секретаря обеспечит возможность выхода во внешнюю связь для всех участников образовательного процесса. Администрация школы получит возможность интеграции функций голосовой связи и бизнес-приложений (системы голосовой почты, системы интерактивных голосовых меню, Call-центры, диспетчерские приложения, CRM, Microsoft Outlook и т.д.), в т.ч. для проведения селекторных совещаний. В компьютерном классе администратором будет осуществляться единое управление сетью и сервисами. Результат мобильности телефонного оборудования в пределах корпоративной сети предполагает повышение продуктивности работы персонала и соответственно увеличение конкурентоспособности учреждения за счет новых востребованных сервисов.

Ожидаемые результаты реализации проекта





  1. Создание информационной системы управления образовательным учреждением, облегчающей управление школой. Создание информационной инфраструктуры, поддерживающей современные технологии управления документами, группового планирования и контроля исполнения решений.

  2. Связь на уровне одного учреждения — «внутренняя АТС».

  3. Внутренняя связь между учреждениями городской образовательной сети.

  4. Использование сервиса «голосовые ящики»

  5. Оптимизация затрат на транспортные расходы за счет использования голосовых аудиоконференций (Приложение 1).

  6. Минимизация затрат на звонки в Санкт-Петербург и Москву.

  7. Создание условий для подключения ОУ, не входящих в городскую образовательную сеть.

  8. Существенное снижение затрат на услуги связи.

  9. «Прозрачность» пользования услуг связи, а так же — контроль и мониторинг использования средств на предоставления услуг связи.

  10. Создание системы регулярной консультационной поддержки педагогов в области применения информационных технологий в образовательном процессе.

Срок реализации проекта: 2011-2012 гг.

Критерии оценивания эффективности реализации проекта



Эффективность реализации проекта оценивается по следующим критериям:


Критерии

Показатели

Создание единого информационного пространства ОУ

  • Повышение эффективности управления ОУ.

  • Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы

Повышение уровня информационной культуры административных работников и педагогов (повышение ИКТ-компетентности)


  • Создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса путем использования информационных технологий.

  • Повышение ИКТ-компетентности учителей и административных работников.

  • Создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы путем использования единого информационного пространства образовательного учреждения.

Внешняя связь

  • Оптимизация и снижение расходов на местную и междугороднюю телефонную связь.

  • Сокращение времяени на обработку входящих звонков

  • Уменьшение количества пропадания звонков – при отсутствии сотрудника на месте звонок приземляется в ящик голосовой почты.

  • Повышение мобильности пользователей.

Используемая литература


  1. Н.И. Самсонова. Курс лекций «ЛОКОС: архитектура и возможности». СПб, 2011г.

  2. ЦИТ Тосненского района. План технического внедрения IP-телефонии в районную образовательную корпоративную сеть. Тосно, 2011г.

  3. ГОУ ДПО ЛОИРО. Методические рекомендации по выполнению проектного задания слушателей КПК. СПб, 2010г.

  4. Программа информатизации МОУ «СОШ №4 г. Тосно» на 2011-2014 гг.

  5. Программа развития школы на 2010 –  2014 гг.

  6. Стратегия развития информационного общества в России, утвержденная Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 года № Пр-212

  7. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р)

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
  9. Постановление Правительства РФ от 15.06.09 №478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»


  10. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.09 №1993-р (с изменениями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1506-р)

Приложение 1.


Формула расчета бюджетной эффективности IP-телефонии (телеф.связь)


a*t + b*s + c*m = F1


  • Общее количество звонков внутри ЛОКОС – а;

  • Общее количество звонков в СПб – b;

  • Общее количество звонков в Москву – c;

  • Средний тариф по Лен.области – t;

  • Средний тариф в СПб – s;

  • Средний тариф в Москву – m;


Формула расчета бюджетной эффективности IP-телефонии (аудиоконференции)


F2 = k*r,

где

  • k – количество человек – участников мероприятия;

  • r – средняя стоимость проезда к месту проведения мероприятия и обратно;






П
Информационное пространство МОУ «СОШ №4 г. Тосно
риложение 2.


Административный блок




Сетевой сервер


Компьютерный класс №1



Компьютерный класс №2



Компьютерный класс №3

Кабинеты учителей предметников



Библиотека



Вышестоящие организации, централизованная бухгалтерия, курирующие организации, спонсоры…

Родители, общественность

Школы района, области

Внешняя среда

Внутришкольная связь


Внешняя связь


IP-телефон

Начальная школа


Тосно

2011 год