shkolaput.ru 1

Глава 3. Проблемы и трудности развития малого и

среднего бизнеса.


Не смотря на некоторые позитивные изменения, малое предпринимательство продолжает сталкиваться с серьезными трудностями роста, среди которых особо выделяются: неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности малого предпринимательства, жесткий налоговый прессинг и чрезвычайная усложненность систем налогообложения, недостаточность начального капитала и собственных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата, ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др. Воздействие процесса приватизации на развитие и финансовую поддержку малого предпринимательства оказалось недостаточным. Большую

тревогу вызывает отсутствие должной социальной и личной защищенности как владельцев, так и работников частных малых предприятий.

Перспективы кыргызского малого предпринимательства напрямую зависит от решения выше перечисленных проблем. При этом определяющее значение для будущего малых и средних предприятий имеет общий ход экономических реформ и их воздействие на состояние общества и национальной экономики, на

Решение социальных, экологических и других проблем переходного периода. Закрепление признаков стабилизации и начало подъема в

экономике должны положительно сказаться на состоянии малого

бизнеса.

На первое место в закреплении позитивных тенденций развития

Малого предпринимательства выходят инновационно-инвестицион-

ная политика, восстановление прерванных кризисом и создание новых кооперационных связей. При этом малый бизнес будет все

более активно приобретать новые формы. , становление предприятий товаропроизводящего и инновационного профилей, а также малых предприятий, оказывающих производственные услуги. При условии стабилизации уровня жизни и расширении платежеспособного спроса произойдет увеличение доли малых


предприятий в сфере услуг населению. Повысится конкурентоспосо-

бность кыргызского малого бизнеса на внутреннем и внешнем рынках, возрастут объем хозяйственного оборота и прибыльность малых предприятий, тем самым будут созданы условия для расширения устойчивой налогооблагаемой системы из числа малых предприятий.



    1. Развитие малого и среднего бизнеса



По данным Нацстаткома, в первом квартале 1998г. в сфере малого


и среднего предпринимательства были заняты 1 млн. 22,8 тыс. чел.,

или 60,6 % занятого населения в отраслях экономики, в том числе индивидуальной трудовой деятельностью - 780,4 тыс. чел. Доля

малого и среднего бизнеса в производстве ВВП составила 38,3 % .

На 1.04.98 г. в отраслях экономики зарегистрированы 21550 малых

Предприятий.

К настоящему времени сделаны только первые шаги в правовом и

организационном обеспечении формирования малого и среднего

бизнеса в качестве особого сектора экономики Кыргызстана. И нет

пока ни действенной системы стимулирования образования малых

предприятий, ни хозяйственного механизма их поддержки.

Объективной причиной сдерживания образования сектора малого и среднего бизнеса, а подчас и ликвидации уже созданных малых предприятий явилась либерализация цен и связанная с ней инфляция

которые подорвали финансовую базу мелкого бизнеса, обесценив сбережения населения и завысив процентные ставки. Это в свое время вызвало паралич формирования малого бизнеса и его инвестиционной деятельности.

Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, не редко оставляющие ему лишь 5-10 % прибыли. В результате малые и средние предприятия , занятые в сфере производства , ставятся на грань банкротства независимо от их значимости для экономики Кыргызстана. Под налоговый удар попадают и предприятия , стратегически значимые для республики.


Малый бизнес также плохо защищен от давления коррупции, преступности и произвола.


Еще одним объективным фактором негативного воздействия на малый и средний бизнес является непрекращающийся спад производства. Он губителен , в особенности для малого бизнеса , поскольку усиливает монополистический характер экономики , ее дефицитность. Все это ведет к сужению емкости внутреннего рынка, что существенно сдерживает развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере , в том числе малого и среднего бизнеса.

Субъективным фактором слабого развития малого и среднего бизнеса в республике , в первую очередь , является отсутствие должной государственной поддержки.

Развитие малого и среднего бизнеса происходит в условиях жесточайшего прессинга кредитно-финансовых структур , фискального налогообложения , неразвитости рыночных отношений,

несовершенного законодательства , отсутствия сервисных , консалтинговых и информационных услуг. Решению этих проблем будет способствовать принятие Законов «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса в Кыргызской республике» и «О Защите прав Предпринимателей».


    1. Положение о Государственном фонде

поддержки малого и среднего бизнеса при

Правительстве Кыргызской Республики.




Общие положения

1. Настоящее положение определяет правовые и организационные основы деятельности Государственного фонда поддержки малого и среднего бизнеса при Правительстве Кыргызской республики .

  1. Фонд является государственной некоммерческой организацией, осуществляющей государственную поддержку в сфере малого и среднего бизнеса путем финансирования , обучения , оказания информационной , консультационной и иных видов услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
  2. В своей деятельности фонд руководствуется Конституцией Кыргызской Республики , Законами Кыргызской Республики , постановлениями Законодательного собрания и собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской республики , указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики и настоящим положением.


  3. Фонд организует свою работу во взаимодействии с министерствами , государственными комитетами , финансово-кредитными , страховыми учреждениями и субъектами предпринимательской деятельности Кыргызской Республики.


Цели и основные направления деятельности Фонда.


  1. Основной целью деятельности Фонда является реализация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства путем финансирования , обучения, оказания информационной и иных видов услуг.

  2. Основными направлениями деятельности Фонда являются : ---участие в реализации правительственных программ и программ и проектов , направленных на развитие малого и среднего бизнеса ,

-обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства путем привлечения инвестиций .

-выделение кредитов по внутренним линиям и оказания содействия в выделении кредитов по зарубежным кредитным линиям предпринимательским структурам.

-содействие созданию правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства .

-поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

-стимулирование разработки и производства конкурентоспособной продукции.

  • содействие в создании новых рабочих мест .



Источники формирования средств Фонда.


  1. Источниками формирования средств Фонда являются :

-средства, поступающие от приватизации государственного имущества.

-средства поступающие от предоставленных ссуд и кредитов.

-денежные средства и другие активы Фонда.

  1. Доходы от хозяйственной деятельности и проценты от кредитных сумм.



Развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане является первостепенной задачей. Будущее кыргызской экономики во многом будет определяться уровнем развития малого и среднего предпринимательства.


Этот сектор призван внести основной вклад в рост занятости населения,

Повышение доходов малообеспеченных слоев населения и сокращение бедности.

В целом имеется устойчивая тенденция увеличения численности занятых в малом и среднем предпринимательстве в Кыргызстане.

Если в 1992 году на долю предпринимательства приходилось 13 процентов всех поступлений доходной части бюджета , то в 1995 году - 20 процентов , в 1996 -22 процента , 1997 -более 30 процентов.

В 1996 году доля этого сектора в валовом внутреннем продукте составляла 28,9 процента , а в 1997 году- 34,1 процента.

В сферу малого предпринимательства в Кыргызстане входят :


-малые предприятия ( коммерческие предприятия);

- крестьянские , фермерские хозяйства;

-физические лица , занятые предпринимательской деятельностью , без образования юридического лица.

В сферу среднего предпринимательства - средние предприятия (коммерческие предприятия).

Малые и средние предприятия включают в себя государственные предприятия, производственный кооперативы , совместные предприятия , общества с ограниченной ответственностью , акционерные общества и другие.


3.3 Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.


Дальнейшее развитие деятельности Фонда намечается по следующим направлениям при этом приоритеты будут отдаваться выполнению национальных и государственных программ ( национальная программа преодоления бедности "Аракет", государственная программа подъема села).

Первое направление - финансовая поддержка малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день Госфонд имеет внутреннюю (сомовую)

Кредитную линию и "малую" кредитную линию KFW. Источником поступления средств для сомовой линии являются 5% от приватизации госимущества , которые не поступали в течение прошедшего года.

За 1997 год кредитным отделом принято 154 заявления и рассмотрено 92 заявки , принято на финансирование 48 проектов на сумму 7018 тыс.сомов , 1 проект на сумму 50 тыс.сомов - технический кредит.


На начало 1998 года в Кыргыстане насчитывалось 21296 малых предприятий , из них 7079 (30%) зарегистрировано как частные предприятия .По сравнению с 1997 годом произошел рост на 9 процентов.

В сельском хозяйстве на 1 января 1998 года зарегистрировано 38724 крестьянских и фермерских хозяйств , 318 сельскохозяйственных кооперативов и 41 акционерное общество.

Вместе с тем существуют барьеры , препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Кыргызстане :

А) Недостаток знаний у потенциальных предпринимателей о том , как начать новое дело, как подготовить жизнеспособный бизнес-план, согласно международным стандартам ;

Б) Отсутствие доступной информации о законодательстве , рынках , поставщиках производственной техники и технологий , стандартах;

В) Недоступность кредитных средств для предпринимателей из-за жестких условий их выдачи(высокая процентная ставка, высокий процент залогового обеспечения).

Г) Вмешательство в деятельность предприятия множества представителей официальных органов

Д) Трудности налаживании связей с зарубежными партнерами

Е) Бремя налогов и сборов , усложненная система налогообложения.

На преодоление этих барьеров , направлена деятельность фонда.


3.4 Малые и средние предпрятия в производственном секторе республики.

Исторически сложилось , что комплекс машиностроительных , электротехнических , электронных, автомобилестроительных, сельхозмашиностроительных и иных предприятий начал развиваться на основе мелких и средних предприятий (МСП).В дальнейшем чрезмерная концентрация отдельных производств привела к монополизации, бюрократизации и другим отрицательным явлениям. В них были утеряны важные преимущества малого и среднего бизнеса. Во-первых , МСП использует собственные открытия и достижения научно-технического прогресса активнее , чем большие. При этом значительно сокращаются сроки создания новых технических образцов и их освоение в производстве. Во-вторых , на больших предприятиях увеличивается риск при радикальных нововведениях, что вынуждает их ориентироваться на модернизацию существующей техники.


Развитие сектора мелких предприятий является эффективным противодействием этой тенденции из-за их гибкости и мобильности в решении задач технологических , экономических и рыночных освоений новых продуктов и технологий. В-третьих , в условиях динамического развития рабочая сила превращается в главный источник достижения в области качества и производительности труда, а основным ресурсом технологического развития являются новые идеи, то есть высокая квалификация и творческая активность людей , занятых в производстве. Последнее ведет к изменению традиционного механизма трудовой мотивации , к смене приоритетов в ней в направлении от интересов предприятия в целом к самоутверждению и индивидуальному успеху.

МСП всегда в сравнении с предприятиями большого производственного потенциала отличались технологической гибкостью и отчетливо проявляющейся склонностью к обновлению выпускаемой продукции ; организационной мобильностью и способностью к техническим, технологическим , экономическим , социальным экспериментам ; активностью и творческим отношением к решаемым на предприятии задачам и проблемам со стороны руководства и исполнителей ; повышенной мобильностью персонала ; направленностью к удовлетворению рыночных запросов при более низких общих расходах на развитие ; производством специализированных продукции в небольших сериях.

При решении задачи создания и развития МСП необходимо учитывать децентрализацию управления ; внутренний и внешний менеджмент с элементами риска для внедрения новых технических достижений , представляющий перспективную форму инновационного развития предприятия ; роль и значение фирменных центров-генераторов МСП , академических и вузовских учреждений; нестабильное финансирование локальных и региональных программ стимулирования МСП; возможность активизации предпринимательства (антрепренерства).

Цель , которую следует поставить в основу развития МСП , разумно сформулировать таким образом : монотонное избавление национального рынка от дефицита и обеспечение экономики достаточным количеством ресурсов в её компенсационных системах регулирования потребностей.


Это допустимо осуществить с помощью рынка и государственных заказов.

Вполне естественно , что приоритеты следует отдавать механизмам создания МСП , ориентированных на новые виды технологий ( опережающие мировой уровень ), сферам и направлениям , в которых они будут оказывать все большее влияние на модификацию фирменных структур, отношениям координации и субординации в рамках совокупного народохозяйственного комплекса. Очевидно, что при этом основное внимание следует направить на процесс создания и внедрения нововведений , которые при условиях меняющейся экономики должен отличаться максимальной динамикой эффективности.

Развитие МСП необходимо рассматривать и в перспективе , так как их преимущества будут раскрываться на фоне большой диверсификации изделий и технологий и в условиях непрерывного совершенствования их производственной инфраструктуры в региональном и отраслевом аспектах. Целесообразно при этом учитывать и некоторые тенденции динамики и профессиональной структуре людей, занятых в производстве , как и влияние новых технологий на виды и формы трудовой деятельности в будущем .

При создании МСП возможно возникновение следующих характерных трудностей и недостатков : некоторые крупные производственные организации, используя право получения капиталовложений, не предоставляют МСП юридической самостоятельности , уничтожая его иновационную данность ; отсутствие экономических нормативов для МСП и действующие положения существующего экономического законодательства затруднили их функционирование как динамичных производственных структур ; не создана достаточно эффективная система стимулирования и защиты МСП в экономически более слаборазвитых регионах , что затрудняет направление в них инвестиций ; не используется в достаточной степени финансовые механизмы и стимулирование , предназначенные для МСП , в особенности в области валютного финансирования, что снижает его инновационную активность ; не создан эффективный механизм привлечения исследователей к деятельности вновь сформированных инновационных МСП; не существует объединенного органа МСП , который защищал бы их права и упорядочивал их основные взаимоотношения в масштабе республики; не решен вопрос подбора и подготовки специалистов-инноваторов , которые играют важнейшую роль при организации инновационного МСП. Личность инноватора , который должен совмещать качества руководителя, ученого и производственника , является основной в деятельности МСП ; не решен вопрос с хозяйственным рынком , одним из основных элементов инновационной политики МСП.


В деятельности по организации МСП нужно развивать следующие направления:

Создание специфических экономических разработок и нормативов, гарантирующих инновационную сущность МСП и поощряющих мелкий бизнес.

Создание и реализация программ построения МСП в рамках национального народнохозяйственного комплекса: МСП в строительстве ; инновационные МСП в системе хозяйственных организаций ; рисковые высокоэффективные МСП , в том числе и с международным участием ; МСП в области индустрии для человека.

Увеличение доли национальных инвестиций в МСП.

Создание национальной системы целостного обслуживания деятельности МСП.

Создание системы привлечения трудовых ресурсов при построении МСП.

Создание системы преобразования и оздоровления МСП при потере ими своих преимуществ в определенной области по причине неспособности реагирования на новые потребности.

Повышение эффективности инноваций МСП образованием в них и вне их гибких производственных структур , пользующихся преимуществами МСП.

Стимулирование при определенных условиях построения территориально обособленных комплексов МСП.

Приспособление МСП к системам внутренней и внешней торговли и создание условий для прямого контакта МСП с потребителями новой продукции.

Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов для МСП.

Создание организации труда, адекватной инновационной сути МСП.

Углубление интеграционных процессов МСП.

Активизация научных исследований для МСП.

Глубокая реконструкция МСП пройдет на базе новейших достижений науки и техники, развития стратегических направлений хозяйственного механизма и управления. При этом значительное обновление народнохозяйственного комплекса будет зависеть от успехов в создании и развитии системообразующих технологий и комплексов. Их создание, а также применение сопряжено со значительными трудовыми и материальными затратами, снижение которых возможно при использовании методологии системного проектирования, изготовления и эксплуатации на основе учета закономерностей плановой смены поколений техники .


Здесь главное двигаться не вдогонку уже реализованным кем-то научно-техническим достижениям , а предопределять их, именно через знание , через подготовку кадров и специалистов.

МСП, сокращая в абсолютных величинах число рабочих своих производств, обеспечивают относительное увеличение необходимой численности высококвалифицированного персонала, недостаток которого является существенным фактором , замедляющим освоение мощностей (до 14% случаев несвоевременного освоения). Характерной чертой становится все увеличивающееся отставание среднего разряда рабочих от разрядности работ. Т.е. налицо функциональная неграмотность , - невозможность обученного специалиста работать в нешаблонных, нестандартных ситуациях. Отмеченное в полной мере относится и к специалистам высокой квалификации (инженерам , экономистам ,юристам , менеджерам и т.д.)

Кроме того, назревает противоречие , обусловленное значительным запаздыванием между появлением потребности в новых кадрах и их подготовкой в требуемых объемах и уровнях квалификации , в то время как необходимо опережение по времени этой подготовки. Ведь одно из основных свойств научно-технического прогресса в том , что его достижения позволяют создавать принципиально новые технологии , материалы , комплексы , отличающиеся многоцелевым назначением и способностью самостоятельно или по командам оператора изменять свое поведение в условиях меняющейся среды. Таким образом , возникают новые системы и методы , требующие опять же новых знаний по их эксплуатации и развитию.

МСП, помимо прочего , могли бы стать центрами обучения новым специальностям, адаптации и переподготовки.