shkolaput.ru 1

Р.В.Валуева, Л.А.Нефёдочкина, Н.М.Сафронова,

МОУ СОШ № 38, г. Калуга


Пять космических юбилеев

Физико-математическая неделя

ПОЛВЕКА НА ОРБИТЕ


В
Выступление учащихся
едущий 1
:
Начало освоения космического пространства-время всеобщего восторга первыми космическими достижениями Первый спутник, первый полёт человека на космическом корабле, первый выход человека в открытый космос, первые полёты автоматических станций к Луне позволяли строить самые дерзновенные планы о космическом будущем человечества.


Ведущий 2:Говорят, что основательность мечты проверяется временем. Если так, то, безусловно, мечта о космическом полёте-одна из наиболее заслуживающих право на осуществление. Ведь люди лелеяли её на протяжении тысячелетий и приближали то день, когда ей предстояло стать явью.


Ведущий 1:И вот наступило 4 октября 1957 года.

( Звучит музыка из к/ф. «Время, вперёд!»)

Весь мир услышал слова диктора Центрального радио, передававшиеся всеми радиостанциями Советского Союза:


Дублёр первого

ИСЗ

Чтец 1 «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли.4 октября 1957 года произведён его успешный запуск»


Ведущий 2:Его сделали максимально простым: сферический корпус диаметром 58 см, масса-83,6 кг, внутри два радиопередатчика, снаружи-четыре уса антенн, продолжительность непрерывной работы-две недели.

4 октября спутник был выведен на орбиту, и с этого запуска началась новая эра-эра космических полётов.



Ведущий 1:Первые советские сообщения о запуске были торжественны, но скромны. И лишь после бурной реакции западных средств информации о спутнике заговорили вплотную. С уст людей всего мира не сходили три слова: «Москва», «спутник», «русские».


Чтец 2:

Вспыхнул праздник, Мы уроки в тот день сорвали

Волшебный и новый, А наутро шумел весь класс:

Завораживая и кружа. - Вы видали?-

«Спутник в космосе!» - И мы видали-!

Каждое слово мы ловили Хоть на самом- то деле едва ли

О нём, не дыша. Видел кто-то его из нас.

А.Васютков

Ведущий 2:Кто же они-непосредственные творцы космической эры? В первую очередь это Сергей Павлович Королёв Его тогда не знали в силу его засекреченности. Проблема, которую взялся решить Королёв, состояла вовсе не в изготовлении спутника, а в создании средства, способного забросить его в космос, сообщив первую космическую скорость примерно 8 км/с. Нужна была мощная ракета-носитель, и её удалось построить.


В
С.П.Королёв
едущий 1
:Ракета состоит из шести основных частей: центрального блока (втора ступень) и четырёх боковых морковок (первая ступень). На верху центрального блока крепится контейнер с полезной нагрузкой.

Двигатели обеих ступеней запускаются одновременно в момент старта. Имя её-

Р-7



Пуск ракеты Р-7

Ракета Р-7на

пусковой установке

Двигатели семёрки заработали 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени на космодроме Байконур. Короткие сигналы мог принимать даже обычный бытовой приёмник.


( Звучит запись сигнала первого ИСЗ)


Ведущий 2:В те времена было заведено значимые события отмечать какими-нибудь техническими достижениями. В ноябре 1957 года предстояло празднование 40-летия Великой Октябрьской революции. И 10 октября С.П.Королёв получил личное указание руководителя страны Хрущёва : -«Запустить к празднику ещё один спутник».




Ведущий 1:Королёв принял решение,

запустись космический аппарат с собакой на борту. Собак было три: Муха, Лайка и Альбина-все обычные дворняжки. Выбор пал на Лайку. 3 ноября 1957 года на орбите появилась вторая рукотворная звезда.

Надёжный мост с Земли в космос был перекинут запуском советских искусственных спутников

.
Третий ИСЗ


В
Второй ИСЗ с контейнером для собаки

Лайки
едущий 2
:
1 декабря 1960 года на орбиту ушёл третий спутник с собаками Пчёлкой и Мушкой . 9 марта 1961 года в пилотском кресле сидел Иван Иванович-манекен, усредненный по росту и весу человека. И когда приземлился последний пятый спутник, учёные поняли: человеку открыта дорога к звёздам!


Чтец 1:После запусков советских и американских спутников встал вопрос о практическом использовании разработанной техники. НАСА, министерство сельского хозяйства США приняли решение продемонстрировать возможности спутниковой системы в прогнозировании роста пшеницы. Благодаря изображениям со спутника, стало возможным быстро оценивать границы лесных пожаров, характерных для западных областей Северной Америки, районов приморья и Восточной Сибири Росси.

Чтец 2:Огромное значение для человечества имеет возможность непрерывного наблюдения за просторами Мирового океана. Под толщами океанской воды зарождаются чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие жертвы и разрушения. Раннее оповещение населения часто имеет решающее значение для спасения жизней десятков тысяч людей. Использование спутников для целей обзора облегчило задачу прокладывания курса морских судов.



Чтец 1:В 1991 и 1994 годах на орбиту были выведены геодезические спутники. Отслеживание земной поверхности имеет большое значение в области охраны окружающей среды. Эта информация необходима, если вспомнить тревожные прогнозы общего потепления Земли, которые приведут к тому, что растают полярные шапки и повысится уровень моря. Наблюдения за полярными областями со спутников создают систему раннего обнаружения в деле о таянии льдов.

Демонстрация видеосюжета «Земля в иллюминаторе»


Ведущий1:Время первых шагов космонавтики - это время перехода через грань между «до» и «после. «До»- это мечта, возвышенная и благородная, приблизиться к звёздам, трудный и тернистый путь, состоящий из многочисленных попыток её осуществления, сначала беспомощных и наивных, потом всё более уверенных и значимых.

«После» - ожидание головокружительных возможностей и обретение новых знаний, того, о чём писал Константин Эдуардович Циолковский: «…горы хлеба, бездна могущества и новая философия»


На космической

орбите

Ведущий 2:Минуло уже 50 лет с тех пор, как человечество вступило в космическую эру. Что значит 50 лет по сравнению с тысячелетиями астрономии? Но по стремительности развития и масштабности проводимых работ космонавтика не знает себе равных. А что нас ждёт впереди? Возможность проникнуть в самые дальние уголки солнечной системы, а за тем и к звёздам, увидеть вблизи другие планеты и…а ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?


Использованная литература:

1.Щербакова В.Б.Физика и экология..-Калуга: ИздательствоН.Ф.Бочкарёвой,2006

2. Энциклопедия для детей. Космонавтика. - М: Аванта+,2004.