shkolaput.ru 1




ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».

Факультет дошкольного и начального образования.

Кафедра/УМЦ психологии и педагогики детства.




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


« Создание выразительного образа птиц детьми старшего дошкольного возраста

в разных изобразительных техниках »


КПК: «Современные технологии развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста».


Проект выполнил:

Анатольева Н.В. воспитатель МДОУ № 14

Лодейнопольского района


Руководитель проекта:

Немченко Л.В.

ст. преподаватель кафедры

психологии и педагогики детства


Санкт – Петербург 2011

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок

представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя

незнакомый и увлекательный окружающий мир. Почему шумит лес и качаются деревья? Отчего летают

птицы?

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Создаваемые детьми образы способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы,

формируют интерес и положительное отношение к ней.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они

Вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.



Выразительность детского рисунка – это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон

отражаемого предмета или явление действительности и передача активного эмоционального отношения к

нему. ( Г.В. Лабунская).


Линия , форма, цвет, композиция – эти основные средства выразительности доступны детям в рисовании.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей

степени изобразительные умения становятся средством замысла.

Степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, а также от

особенностей обучения.


Задача педагога состоит в том , чтобы создать условия для усвоения и расширения знаний об объектах природы, овладения различными практическими умениями, для развития художественно-творческих способностей, а также умения чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы.


Мир природы чрезвычайно велик и многообразен. Для своего педагогического проекта я выбрала более узкую тему « Создание выразительного образа птиц с детьми старшего дошкольного возраста в разных изобразительных техниках». Это не случайно, поскольку пернатые очень близки опыту ребенка, вызывают живой интерес и яркую эмоциональную реакцию. В данном проекте я попытаюсь представить систему работы с детьми над выделением средств выразительности образа в разных художественных техниках, что даст возможность создавать разнохарактерные, неповторимые образы, отражающие богатство окружающей среды и класса птиц в частности.


Цель проекта:

Повышение выразительности художественного образа птиц в различных изобразительных техниках.


Задачи проекта:


- развитие эстетического отношения к миру птиц.

- формирование художественного восприятия образа птиц в процессе знакомства с произведениями искусства.



- развитие умения создавать образ пернатых, используя средства художественной выразительности.


- формирование технических навыков, способствующих воплощению замысла.


- развитие творческих способностей, самостоятельности в создании задуманного образа.

Вид проекта: долгосрочный (ноябрь- апрель).


Тип проекта: творческий


Методы:


- наблюдение


- экскурсии


- обследование


- чтение художественной литературы


- рассматривание произведений искусства


- беседа


Гипотеза:

Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию разнообразных технических навыков и развитию эстетического отношения к миру птиц, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.


Объект исследования:


Рисунки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:


Создание выразительного образа птиц в разных изобразительных техниках


Предполагаемый результат:


- повышение уровня выразительности изображаемого объекта


- развитие творческих способностей и технических навыков у детей


- рисунки.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ


Первичная диагностика показала, что рисование птиц связано с некоторыми затруднениями

со стороны детей:


- им сложно вычленять и осознанно использовать средства художественной выразительности.


- низкий уровень индивидуальности в замысле и воплощении образа.

- недостаточный уровень овладения техническими навыками.



Беседа: « Мое любимое занятие»


Цель:


Определить уровень осознанного отношения ребенка к рисованию, взаимодействие детского сада

и семьи.



  1. Любишь ли ты рисовать?

  2. Что тебе нравится рисовать больше всего?

  3. Чем ты любишь рисовать на занятии в детском саду? Почему?

  4. Какие художественные материалы есть у тебя дома?

  5. Родителям нравится, как ты рисуешь?

  6. Ты всегда прежде, чем начинаешь рисовать?

  7. Когда ты рисуешь дома, ты вспоминаешь о том, чему тебя учили в детском саду? О чем именно?



Критерии оценки:


- отношение ребенка к рисованию

- знание им художественных материалов и их свойств

- отношение семьи к увлечению ребенка


И


гра: « Если бы я был птицей»


(рассказ от имени героя)


Цель:


Определить уровень развития воображения.


Критерии оценки:

- Способность перевоплощаться в образ героя, рассуждая от его имени.

- умение передавать настроение, характер героя с помощью жестов, мимики.


Творческая ситуация: « Я – художник »


Цель:


Выявить уровень детей в замысле и изображении птицы, используя средства художественной выразительности.


Материал:


Г


уашь, акварель, уголь, пастель, восковые мелки.



Инструкция:


Ты сегодня художник-анималист.

Подумай: какую птицу и в какой позе ты нарисуешь.


Дополнительный вопрос:

Кто такой художник-анималист?


Критерии оценки:


- Эмоциональное отношение к объекту

- умение создавать образ птицы, используя средства выразительности.

- уровень оригинальности замысла, самостоятельности исполнения.


П


ЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ




Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Веселый попугайчик»


- учить создавать образ попугайчика, передавая его характер, яркое оперение, особенности строения, позу.


- продолжать работать пастелью, передавая фактуры оперения неотрывной штриховкой.


- воспитывать желание беречь и ухаживать за своими домашними питомцами, желание наблюдать за их жизнедеятельностью



- рассматривание иллюстраций с изображением различных попугаев: ара, какаду, неразлучников, волнистых попугайчиков.


- обобщение знаний детей о птице. Объяснить позитивное отношение к нему.


- использование обучающих пособий: д\и «Попугай», д\и «Подбери перышки по цвету»


- закрепление навыков работы с пастелью.



- Знакомство с информацией о попугаях из энциклопедии «Чудо всюду».


-сочинить рассказ от имени попугая.



Игра в лото

«Подбери птицу»



- Составить рассказ о попугайчике, живущем дома.


- Сфотографировать домашнего питомца.





Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Журавлик»


- обобщить знания детей о журавлях


- формировать трогательное отношение к птицам


- с помощью выразительных средств создать правдивый образ птицы.


- передать особенности пропорций журавля.


- самостоятельный выбор формата листа, художественных средств и техники исполнения

(уголь, восковой мелок, гелиевые ручки, гуашь)




- рассматривание иллюстраций с изображением журавлей.

(из книги Соколова-Микитова «Листопадничек», иллюстрации Никольского из книги «Год в лесу»).


- Использование обучающих пособий: д\и «Журавлик», д\и «Узнай птицу по силуэту», д\и «Подбери перышки по цвету».


- закреплять навыки контурного изображения птиц




- попытаться не пропустить клин журавлей

- знакомство с информацией о журавле из детской энциклопедии «Чудо повсюду»



-п\и «Морская фигура» (отработать позу журавля).




- п\и «Журавль и лягушки»


- работа с трафаретами


- сделать поделку из природного материала






Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Прощальный танец лебедей»


- учить создавать образ лебедя с помощью основных средств выразительности, цвета, формы, линии, композиции.


- попытаться передать в движении настроение птиц перед отлетом.


- продолжать отрабатывать технику работы с пастелью.


- воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать слабых.

- рассматривание иллюстраций с изображением лебедей (Рылов «В голубом просторе»)


- обобщение знаний и представлений детей о лебедях, обогащение словаря определениями: гордый, величественный, прекрасный.


- использование обучающих пособий: д\и «Волшебная веревочка» (контурный способ изображения), д\и «Узнай птицу по силуэту», д\и «Перспектива»

- учить рисовать пастелью

не касаясь рукой бумаги, накладывать штриховку в правильном направлении , сдувать мелкие частички пастели.



- чтение рассказа Барынылина «Встреча с лебедями», сказки Андерсена «Гадкий утенок»


- работа с мозаикой.


- объявить конкурс на изготовление самого красивого лебедя.





Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Декоративный петушок»


- создать образ петушка, передавая особенности строения, пропорции, позу.


- учить выполнять орнамент, учитывая ритм, цветовое сочетание, размер элементов.


- продолжать приобщать детей к народному искусству, воспитывать чувство гордости за русскую культуру.


- рассматривание иллюстраций с декоративными игрушками.


- знакомство с законами декоративно-прикладного искусства.


- использование обучающих пособий: д\и «Создай свой орнамент».


- провести беседу на тему: «Какой вид росписи для тебя самый красивый»


- создавать орнаменты в игре «Мозаика».


- вспомнить потешки, сказки о петушке.


- отыскать дома предметы декоративно-прикладного искусства, совместно оценить их красоту.







Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Сказочная птица»

(витраж)


- учить создавать выразительный образ сказочной птицы, располагая его в центре листа и опираясь на собственное воображение.


- продолжать знакомство детей с понятием «витраж», техникой его выполнения.


- учить детей сочетать правильно теплые и холодные цвета, чтобы рисунок был отчетливо виден.


- рассматривание иллюстраций с изображением сказочных птиц.


- обобщение знаний детей об отличительных признаках сказочных птиц


- выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.


- использование обучающих пособий

д\и «Сложи птицу»

д\и «Цветное геометрическое лото»


- составление рассказов на тему «Сказочная птица»

Настольная игра «Витражи сказок»



- объявить конкурс: «Чудо-витражи»


- выставка птичек (оригами)







Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Павлин»


- учить создавать выразительный образ павлина в разных позах.


- продолжать работать восковым мелком, соблюдая правила штриховки и регулируя нажим.


- развивать интерес к экзотическим птицам, учить видеть их красоту.


- рассматривание иллюстраций с изображением павлина в разных позах.


- обобщить знания детей о павлине: строении, цветовом сочетании, позах и среде обитания.


- закреплять навык штриховки в одном направлении формообразующими движениями, не оставляя просветов.


- использование обучающих пособий д\и «Перо павлина».


- работа с трафаретами


- чтение сказки о жар-птице.


- нарисовать перо павлина мелком на асфальте.


- запланировать посещение зоопарка.





Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Серая Шейка»


- продолжить формировать понятие о перелетных птицах.


- определить цветовую гамму оперения уточки, его фактуру.


- закрепить способ изображения перьев: короткие перья – примакивание, длинные – мазки.


- рассматривание иллюстраций с изображением уток, иллюстраций из сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».


- обсуждение сказки, активизация знаний детей об утке.


- использование обучающих пособий

д\и «Уточка»

д\и «Подбери перышки по цвету»

д\и «Узнай птицу по силуэту»


- закрепить способ изображения мазками разной длины и формы.


- чтение сказки «Серая Шейка»


- работа с трафаретами


- продолжать создавать книгу «Птицы нашего края»






Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Лесные пернатые»

( сова )


- вызвать интерес к лесной жительнице – сове и желание ее изобразить.


- продолжить формировать представление о пропорциях детеныша и характерных отличиях от взрослой особи.


- закрепить различные виды штрихов, используемые при работе графическим материалом ( пастель, уголь )


- рассматривание иллюстраций с изображением совы, филина, совенка.


- чтение рассказа о сове из книги Снегирева «Птицы в лесу», энциклопедии «Чудо всюду. Мир животных и растений».


- использование обучающих пособий д\и «Сова», д\и «Узнай птицу по силуэту», д\и «Нарисуй отгадку»


- закрепить навык работы отрывной и неотрывной штриховкой.


- п\и «Сова и воробушки»


- обобщение знаний детей о сове, ее среде обитания, повадках, строении, характерных позах.


- сложить сову в игре «Мозаика».


- заучивание стихов о сове


- найти загадки о сове.






Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Синичка-невеличка»


- продолжать работать над выбором определенного фона, в зависимости от местонахождения птиц


- создавать образ синички, правильно передавая особенности строения, многообразия поз, цветного оперения.


- продолжать формировать бережное отношение к природе.


- рассматривание иллюстраций с изображением синиц


- обобщение знаний детей


- использование обучающих пособий д\и «Синица», д\и « Дорисуй отгадку», д\и «Подбери палитру к картине»


- продолжать работать тычком.


- понаблюдать на участке д\с за повадками, удивительно красивым оперением этих птиц.


- участвовать в изготовлении кормушек.


- чтение книги Н.Сладкова «Синичкина кладовая»


- работа с трафаретами


- найти с родителями загадки о синице.


- совместное с родителями изготовить кормушку для птиц.


- сфотографировать синичек.




Тема задачи



Совместная деятельность



Самостоятельная

деятельность


Взаимосвязь

с семьей

Образовательная

деятельность

Режимные

моменты


«Снегири»


- передавать неповторимый колорит зимнего фона в разное время суток.


- учить создавать образ снегиря, используя различные средства выразительности.


- познакомить с характерным отличием самца от самочки.


- дополнять рисунок всевозможными деталями.


- рассматривание иллюстраций с изображением снегирей


- обобщение знаний детей, полученных в результате наблюдений и чтения художественной литературы.


-использование обучающих пособий д\и «Снегирь»

д\и «Подбери палитру к картине»



- наблюдение за снегирями на участке д\с


- знакомство с занимательной информацией из детской энциклопедии «Чудо всюду»


- работа с трафаретами.


- выучить стихотворение о снегире.


- во время прогулки в парке понаблюдать за поведением снегирей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

Москва «Владос» 2001г.

А.В. Дубровская «Природа». Тематические занятия по формированию изобразительных навыков


у детей 2-7 лет.

Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005г.


Г.Б. Есафьева «Учимся рисовать»

Ярославль «Академия развития» 2005г.


Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

Москва 2007г.


И.В. Гуреева «Игра на занятиях по изобразительной деятельности»

Волгоград «Корифей» 2009г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ПРОЕКТУ




Фамилия имя ребенка

Композиция

Форма

Цвет

Умения работать в разных техниках



Уровень творческого подхода к рисунку



Итог

Умение правильно создавать композицию

Способность передавать строение, пропорции тела, позу

Умение получать различные оттенки или новые цветовые сочетания

Осознанность использования цветовой гаммы для воплощения замысла

Живопись (гуашь, акварель)

Графика (уголь, пастель, восковой мелок, карандаш)

диагностики:


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2


1. Жибарев Даня


2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2. Егорова Лера


2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2


1

2

1

3. Ившичева Лиля


2

2

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4. Клейцман Артем


1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5. Кондратьев Егор


3

2

3

2

3

3

3

3


3

2

3

2

3

2

3

2

6. Мазин Миша


3

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

7.Мастеров Денис


2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8.Наумов Саша


3

2

2


2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

9.Побегов Никита


2

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

10.Сеничева Ксюша


2

2

2

2

3

2

3

3

2

2

3

2

3

2

3

2


11.Смекалов Никита


3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

12.Пузыркин Андрей


1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

13.Ягдарова Лера


1

1

1

1

1

1

2

2

1

1


1

1

1

1

1

1

В


результате диагностик были получены следующие результаты:



Первичная диагностика:


1 (высокий уровень) – 15 %

2 (средний уровень) – 46 %

3 (низкий уровень ) – 39 %


Повторная диагностика:


1 (высокий уровень) – 31 %

2 (средний уровень) – 54 %

3 (низкий уровень ) – 15 %

ВЫВОДЫ:


На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать яркие, выразительные образы птиц. Четко и грамотно спланированная работа педагога плюс взаимодействие с семьей, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.

Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной. Необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда рисунки станут красивым, выразительным отражением богатого мира ребенка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Занятие в подготовительной группе по рисованию на тему


«ЛЕСНЫЕ ПЕРНАТЫЕ»


Программное содержание:


  1. Вызвать интерес к лесной жительнице – сове, и желание ее изобразить.

  2. Продолжать работу над умением изображать птиц в различных позах (сидит, летит, клюет корм).

  3. Формировать представление о том, что отличие детеныша от взрослого не только в величине, но и в

пропорциях частей тела. Видеть отличие совы от филина.


  1. Закрепить различные виды штрихов, используемых при работе с графическим материалом (углем)



Материал к занятию:


- уголь, пастель

- листы тонированной бумаги

- иллюстрации совы, совят, филина в различных позах

- детская энциклопедия, содержащая информацию о совах.


Х


од занятия:


Ребята, а вам сейчас хотелось бы оказаться в лесу? Тогда закройте глаза, и вы попадете на лесную полянку. Пахнет хвоей и прелой листвой. Где-то треснул сучок. А как поют птицы. Красота!

Сейчас я вам опишу одну птицу, а вы постарайтесь угадать, о ком я рассказываю.

У этой птицы большая голова. Она хищник и охотится ночью. Яйца откладывает прямо на камнях.

- Конечно же, это сова. Я хочу вас познакомить с целым семейством.

- Покажите маму сову.

- А как вы назовете птенца совы? (совенок). Найдите его на иллюстрации.

- Скажите, а как вы догадались, что это совенок? Ведь он по размеру такой же как и мама сова.

( большая голова, туловище небольшое и практически круглое).

- А кто у совенка папа? (филин)

- Чем папа филин отличается от мамы совы? ( он самый большой и у него есть брови).

- Материал, которым мы сегодня будем работать, называется уголек.

- Как называется линия, которую после себя оставляет графический материал? (штрих).

- Какие вы знаете штрихи? (отрывные, неотрывные, волнистые, длинные, короткие0.

- Давайте рассмотрим строение совы, расположение перьев, и определим характер штрихов.


1. Большие круглые глаза, посаженные рядом. Перья располагаются вокруг глаз. Штрихи короткие, отрывные.

2. Клюв-капелька.


3. Большую голову помогут нарисовать неотрывные штрихи-зигзаг.

4. Туловище – неотрывные штрихи-зигзаг. Живот и грудка покрыты отрывными штрихами.

5. Крыло. Штрихи длинные.

6. Лапы – сильные с когтями.

7. растушевка

Детям предлагаются иллюстрации: летящий филин, маленькие совята, совенок с поднятыми крыльями, сова на ветке дерева.

- Вы можете сейчас придумать каждый, свою историю о совином семействе и нарисовать ее.

З
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


анятие в подготовительной группе по рисованию по сказке


«СЕРАЯ ШЕЙКА»


Программное содержание:


  1. Продолжать формировать понятие о перелетных птицах. Определить цветовую гамму оперения

уточки, его фактуру.

  1. Закрепить способ изображения перьев: короткие перья – примакивание, длинные –мазки. Продолжать

учить смешивать краски на кисти.

  1. Обратить внимание на внутреннюю красоту уточки, воспитывать способность к сопереживанию.



Ход занятия:

( звучит мелодия Сольвейг из оперы Пер Гюнт)


Как всегда незаметно пролетело жаркое, звонкое лето. После теплых августовских наступила золотая осень. По опушкам грибов еще растут грибы, в моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам

румяная клюква. Чист и прозрачен воздух. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету на юг.

Вот послушайте, как описывает птичьи сборы Мамин -Сибиряк в сказке «Серая Шейка» (стр.3).

Вот прислушайтесь ( магнитофонная запись птиц, собирающихся в дорогу).


Все птицы суетились, щебетали. Одной Серой Шейке было некуда спешить.

Почему?



Вы познакомились с этой замечательной сказкой Мамина-Сибиряка.

Вам понравилась уточка? А чем, какая она?


Посмотрите какая уточка плавает рядом со мной.

Как вам кажется, какая она на ощупь? Почему?


Сегодня мы будем рисовать оперение уточки.

Как располагаются перышки? (вдоль или поперек).

Много перышек или мало? Зачем они нужны?

Ребята, уточки чистили свои перышки и обронили несколько из них. Я хочу, чтобы вы нашли перышки, которые принадлежат этой уточке (на картинке).

Нужно подойти к подносу, выбрать перышко и прикрепить на фланелеграф. ( отвечаем на вопросы: какого оно цвета, как его получить?)


Какая уточка больше похожа на Серую Шейку?

Все ли перышки одной длины?

Какая кисточка нам поможет рисовать?

Каким способом ( примакивание - хвост, крыло – мазки).

Ну что же, сейчас вы каждый останетесь наедине со своей уточкой.

А в конце занятия мы вместе на них полюбуемся.

( Отвечаем на вопрос – какая получилась уточка?)

( Можно нарисовать улетающих птиц).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Занятие в подготовительной группе по рисованию на тему:

«ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ЛЕБЕДЕЙ»


Программное содержание:


  1. Учить создавать образ лебедя с помощью основных средств выразительности: цвета, формы, линии, композиции.

  2. Пытаться передать в движении настроение птиц перед отлетом.

  3. Закреплять определяющие характер качества лебедя: гордый, величественный, прекрасный…
  4. продолжать отрабатывать технику работы с пастелью – рисовать, не касаясь рукой бумаги, накладывать штриховку в правильном направлении, сдувать мелкие частички пастели.


  5. Воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать слабых.



Ход занятия:


Наступила поздняя осень. Природа как будто замерла в ожидании зимы. История, которую я хочу рассказать, произошла в один из таких дней.





-


Вечер тихо опустился


Успокоил шум ветвей,

Но не спится почему-то

Стае белых лебедей.


- Суетятся беспокойно

Почему? Зачем? Куда?

Так, что даже задрожала

Гладь любимого пруда.


- Надо в путь нам собираться!

Старый лебедь вдруг сказал.

Рано утром улетаем

И на юг всем указал.


- Стая тот час же притихла

Кто-то принялся рыдать,

А потом звенящий голос

Предложил всем станцевать.


- Пусть полет прощальный этот

Разорвет ночную тишь,

Чтобы танец мог увидеть

Сердцу дорогой камыш.


Пусть березы, ель, кустарник

Все посмотрят и поймут,

Что остаться здесь мечтаем

Дом родной – он только тут.


- Ночью той кружилась долго

Лебединая семья

И была теплом согрета

Вся любимая земля.



- О каких птицах идет речь в этом стихотворении?

- Как вы считаете, какое настроение у птиц?

- Почему?

- Почему они не могут остаться?

(выставляю лебедя на фланелеграф)


-

Взгляните на лебедя и скажите – вам нравятся эти птицы?


- Почему? Какой он – лебедь?

- Из каких частей состоит лебедь?


- Карточки с последовательностью изображения перепутаны.

(Необходимо определять порядок).

- Что решили сделать лебеди на прощание?

- Какие движения могут выполнить птицы во время танца?

( на фланелеграфе)


- Сегодня мы попробуем нарисовать лебединый танец.

- Каким материалом будем рисовать?

- Почему?

- как называется след, который оставляет пастель?

- Чем покрыто тело птиц?

- Какими штрихами будем рисовать? (короткими, неотрывными).


Вспомните правила работы пастелью:

- рукой листа не касаться

- крупинки пастели можно осторожно сдуть

- руки в конце работы вытереть сначала влажной салфеткой, а затем сухой.


Представьте, какие танцевальные движения будут выполнять ваши лебеди. Нарисуйте и мы обязательно полюбуемся на ваши работы.


П
Тема занятия: «СИНИЧКА - НЕВЕЛИЧКА»
РИЛОЖЕНИЕ 4


Рисунки детей














Тема занятия: « СНЕГИРИ »




Тема занятия : «ЖУРАВЛИК»




Тема занятия : «Лесные пернатые» ( сова)








Тема занятия : «Лесные пернатые» ( глухари)








Тема занятия : «ПИНГВИНИЙ ПЛЯЖ»





Тема занятия : «ВЕСЁЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК»











Тема занятия : « ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ЛЕБЕДЕЙ»





Тема занятия : « ПАВЛИН»








Тема занятия :

«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕТУШОК»








Тема занятия :

« СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»