shkolaput.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мичуринска Тамбовской области


МАТЕРИАЛЫ

на 1-й Всероссийский заочный открытый конкурс
«Мастерская учителя»


номинация : «ТЕХНОЛОГИЯ ( техническое, изобразительное, эстетическое творчество, профориентация)»






Мокроусова Оксана Алексеевна,

учитель изобразительного искусства и черчения

МОУ СОШ №1 г.Мичуринска

Тамбовской области





393760

обл. Тамбовская,

г. Мичуринск,

Советская, д.262, МОУ СОШ №1

ox.mokr@yandex.ru



2009 г




Программа дополнительного образования

по изобразительному искусству и черчению

для учащихся 14-16 лет

«ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ»





Пояснительная записка

Вопросы формирования творческой личности привлекали и продолжают привлекать внимание преподавателей высшей и средней школы, а достижения в области искусства последних лет предоставляют широкие возможности для научных изысканий самого разного рода.


«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Поддержка творческих, талантливых детей – важнейшая задача современной школы – является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Поэтому, развитие и формирование творческих способностей, а в конечном итоге творчества детей, сегодня приобретает особенную актуальность. Эту способность призвано формировать искусство, которое является одним из важнейших инструментов в руках учителя – мастера.

Опираясь на предыдущий опыт изобразительной деятельности, техническое рисование расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание; формирует пространственное воображение, знакомит с началами проектирования и конструирования.

Предлагаемая программа дополнительного образования «Техническое рисование» имеет своей целью заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной социально-активной, творческой, креативной личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Курс «Техническое рисование» приобщает учащихся к миру взрослых, призывает их к сотрудничеству.

Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Программа рассчитана на 144 часа.

Профиль творческого объединения:

информационно – технологический

Цель конкретизируется в следующих задачах:


  • создать образовательные ситуации, при которых ученик связывал бы самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью учителя;

  • обучить проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;

  • развить творческие способности и навыки, воображение, фантазию, творческую интуицию;

  • найти и внедрить новые техники выполнения работ, способствующие развитию детского творчества;

  • прививать учащимся культуру труда при выполнении графической документации;

  • приобщить учащихся к графической культуре;

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

  • воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно– прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Новизна программы заключается в том, что она является первой программой, направленной на привлечение одаренных учащихся данного возраста к творчеству в области технического рисования.

Ни в одной из представленных программ технический рисунок не рассматривается как самостоятельный вид изображения предмета. Обычно в образовательных программах на овладение навыками технического рисунка отводится очень мало часов, что препятствует оценке практической значимости этого вида изобразительной деятельности. На мой взгляд, технический рисунок дает широкие возможности для выражения творческой мысли на бумаге для любого человека, даже не обладающего особыми природными способностями.

Актуальность программы определяется изменением условий жизни и деятельности личности в современном обществе и переходом к компетентностно – ориентированному образованию.

Ситуация нового времени требует от современного человека гибкости, помогающей адаптироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах и одновременно позволяющей сохранить свою творческую индивидуальность, способность оставаться самим собой.


Целесообразность программы обусловлена возможностью выявления на ранних стадиях обучения способных к творческому исследованию учащихся и создания для них пространства интеллектуального общения.

Сроки действия программы: 2007/2008 учебный год с перспективой ее продолжения и развития в 2008/2009 и 2009/2010 учебных годах.

Программа «Техническое рисование» рассчитана на учащихся 7 –9 классов с ярко выраженными творческими и исследовательскими способностями.

В этом возрасте подростки психологически «вырастают» из предмета изобразительное искусство, охладевают к урокам рисования и с большим интересом относятся к урокам черчения, где, помимо графических навыков, требуется логическое и образное мышление, а также способность в решении творческих задач. Используя это противоречие, можно синтезировать основы изобразительного искусства и технического рисунка, создав тем самым интегрированный курс «Техническое рисование», который дает четкое представление зачем человеку владеть графическими навыками.

Учащиеся в рамках данной программы не только приобретают графические навыки, но и получат общее представление о проектной деятельности.

Формы занятий:

теоретические занятия (групповые) и практические занятия (групповые и индивидуальные), посещение музеев и выставок.

Основные методические приемы:

Индивидуальный подход педагога к каждому ученику;

использование мастерства более опытных учащихся для помощи менее одаренным и младшим по возрасту.

Принципы обучения:

Индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.

Формы и методы обучения:

Творческие мастерские; практические занятия; учебные деловые игры; экскурсии; творческие встречи с мастерами графики, рисунка; игровое проектирование; метод проектов; метод свободы в системе ограничений; метод диалогичности; метод сравнений; метод коллективных и групповых дел; информационные методы.


 Ресурсное обеспечение:


  • Компьютерная техника, проектор, экран;

  • пакет заданий – карточек и творческих задач по темам;

  • чертежные инструменты.

  • наглядные пособия (таблицы, репродукции, макеты геометрических тел и т.д.) по темам программы;

  • карточки индивидуальных заданий;

  • тесты;

  • образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий;

  • слайдовые презентации;

  • звуковой ряд;

  • дидактические материалы к разделу «Сопряжение», «Геометрические тела», «Эскиз», «Технический рисунок».

  • Художественные материалы (карандаш, тушь черная, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.)

  • Интернет – ресурсы.

Ожидаемые результаты выполнения программы:

  • раскрытие индивидуальных творческих возможностей учащихся;

  • овладение новыми техниками выполнения работ;

  • применение графических знаний в новых ситуациях;

  • создание проектов в области технического и художественного конструирования;

  • организация коллективных и персональных выставок работ.


Подведением итогов реализации программы может стать учебно – практическая конференция с представлением творческих, исследовательских работ, выставка, конференция.


К концу 1 года обучения

учащиеся должны знать:

типы графических изображений и их информационные возможности;

теоретические основы рисунка;

сведения о шрифтах и их разновидностях;

понятие «плоские фигуры»: треугольник, квадрат;

правила изображения плоских геометрических фигур на плоскости;

основы метода прямоугольного проецирования;

плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;


правила изображения геометрических тел;

правила передачи объема в техническом рисунке (штриховка, шатировка, точечное оттенение)

должны уметь:

конструировать;

различать геометрические тела и фигуры;

изображать плоские фигуры на плоскости;

изображать предметы окружающей среды на основе геометрической формы;

передавать форму предмета;

решать творческие задачи;

подбирать цветовую гамму.


К концу 2 года обучения обучающиеся

должны знать:

понятие « шестиугольник», «пятиугольник» и т.д.;

понятия «форма», «графический дизайн» и т.д.;

понятие «развертки поверхностей геометрических тел»;

основные этапы проектной деятельности;

основы графического дизайна

должны уметь:

правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части, сопряжение);

строить правильные геометрические фигуры на основе деления отрезков;

анализировать форму несложных предметов окружающей среды (делить на отдельные плоские фигуры);

составлять рисунки, эскизы;

применять полученные знания при решении творческих задач;

строить свою проектную деятельность


К концу 3 года обучения

учащиеся должны знать:

понятия «интерьер», «экстерьер», «фасад», «план здания»;

правила выполнения фасадов, интерьеров и экстерьеров, планов зданий; условные обозначения на планах зданий;

правила выполнения строительных чертежей;

понятия «сложные и простые разрезы»;

основы метода проекта

учащиеся должны уметь:

изображать несложные экстерьеры и интерьеры зданий;


выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;

конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию;

создавать планы здания;

создавать свои проекты зданий;

создавать проекты озеленения городского участка;

проводить самоконтроль выполнения графических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Способы проверки результатов:


выполнением программы являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию изучения каждой темы, зачёты и просмотр работ в конце каждого учебного года, а также участие ребят в выставках (школьных, городских, региональных и т.д.)

Примерный перечень практических работ:



  1. Чертеж шрифта.

  2. Творческая работа, основанная на знаниях шрифта.

  3. Чертеж плоской детали с использованием сопряжений.

  4. Чертеж плоской детали, выполненной на основе деления окружности.

  5. Создание орнаментальных композиций.

  6. Выполнение технического рисунка.

  7. Создание эскиза декоративной плитки в технике мозаика, коллажа.

  8. Создание панно из ткани с использованием геометрического орнамента.

  9. Роспись пасхального яйца в разных техниках.

  10. Творческая работа, основанная на знаниях о геометрической форме предмета.

  11. Построение геометрических тел (куб, призмы, цилиндр, конус, шар, пирамида).

  12. Выполнение орнаментальной композиции для предметов быта.

  13. Создание эскиза и построение технического рисунка.

  14. Создание творческого проекта «Королевство знаний».

  15. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.
  16. Развертка геометрического тела (изготовление модели – сюрприза).


  17. Создание объемной композиции «Город на холме»

  18. Создание проекта «Дизайнерские решения озеленения городского участка».

  19. Выполнение чертежей простейших архитектурных композиций.

  20. Выполнение развертки по наглядному изображению объекта.

  21. Создание витража.

  22. Создание графической серии соборов. Силуэт.

  23. Создание проекта «Моя дача».

  24. Выполнение творческой работы «Проект дома моей мечты».

  25. Создание проекта пришкольной территории.

Учебно-тематический план:

Первый год



пп

Тема

Кол-

во

часов

Теория

Прак-тика


1

Введение.

Техника безопасности.

Графика в жизни человека.

Правила работы.

1

1




2

Разновидности графических изображений.

Графические приемы работы.

Линии чертежа.

4

1

3

3

Шрифты и их геометрическая основа (граттаж).

Классификация шрифтов.

4

1


3

4

Проект «Твое здоровье – в твоих руках».

3




3

5

Сопряжение линий.

2

1

1

6

Творческие проекты с элементами сопрягаемых линий.

3



3



7

Практическая графика и декоративно прикладное искусство.

Геометрические построения.

Орнаментальные композиции.

2




2

8

Составление геометрического орнамента.

Декоративная решетка.

2




2

9



«Кованое чудо». Выполнение эскиза ограды на основе деления окружности на равные части и сопряжения.

3

1

2

10


«Деревянное кружево».

Выполнение эскиза.

4

1

3

11


Выполнение технического рисунка объекта.

Разработка фасада русской избы.

2

1

1

12

Эскиз кафельной плитки. Мозаика.

2




2

13

Эскиз паркета. Коллаж.

2




2

14

Метод проблемного обучения. Решение графических задач.

4




4

15

Практика художественного объемного конструирования. Оригами.

3

1

3

16



Создание панно из ткани с использованием геометрического орнамента.

2




2

17

Роспись пасхального яйца в разных техниках.

«Пасхальные сюрпризы».

2




2

18

Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней».

«Народные промыслы Козловского уезда»


3




3




Итого:

48 ч.

8

38


Второй год



пп

Тема

Кол-

во

часов

Теория

Практи-ка


1

Система прямоугольных проекций. Геометрическое построение

2


1

1

2

«Плоские» детали и их особенности Изображение предметов на основе плоских геометрических фигур.

(« шестиугольник», «пятиугольник»)

2

1

1

3

Изображение объемных геометрических тел (куб, параллелепипед, призма,

пирамида, шар, конус, цилиндр)

4

1

3

4

Изображение группы геометрических тел.

3




3

5

Геометрические тела и предметы окружающего мира.

Эскиз предметов, имеющих в основе геометрические тела.

3

1

2

6

Геометрический натюрморт с натуры.

4




4

7

Циркульные и лекальные кривые. Выполнение орнаментальной композиции для предметов быта.

2




2

8

Эскиз и технический рисунок. Срезы и вырезы на призматических формах.

4

1

3

9

Преобразования формы геометрических тел. Решение творческих задач.

4

1

3

10

Творческий проект «Королевство знаний»

3




3

11

Понятие развертки геометрического тела. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

6

1

5


12

Создание сюрприза – подарка по развертке.

3




3

13

Творческий проект «Город на холме» Создание объемной композиции (бумагопластика).

4




4

14

Дизайн.

Понятие о дизайне.

Проект «Дизайнерские решения озеленения городского участка».

4

1

3




Итого:

48 ч.

8

40


Третий год



пп

Тема

Кол-

во

час

Теория

Практи-ка

1

Архитектурный образ.

Разработка и выполнение чертежей простейших архитектурных композиций. Объемная композиция.

4

1

3

2


Выполнение развертки по наглядному изображению объекта.

4




4

3

Разработка и выполнение творческого проекта.

4




4

4

Стилевое направление в архитектуре. Витраж.

3




3

5

Создание графической серии соборов. Силуэт.

3

1

2

6

Архитектурные памятники нашего края.

3




3

7

Экстерьер здания. Способы изображения.

3

1

2

8

Фасад здания как один из способов проектирования зданий.

3

1

2

9

Проект «Моя дача».

4




4

10


Интерьер здания в центральном проецировании.

4

1

3

11

План здания, способ изображения интерьера помещений.

3

1

2

12

Творческая работа «Проект дома моей мечты».

6




6

13

Дизайнерские решения разработки проекта пришкольной территории.

3




3

14

Учебно – практическая конференция

1




1




Итого:

48 ч.

9

39

ИТОГО: 144 ч. 25 ч. 119ч.


Содержание программы:


Первый год

Тема 1. Введение. Техника безопасности. Графика в жизни человека. Правила работы. Графический язык. Художественные и технические особенности графики. Чертеж как основной графический документ. Краткие сведения об истории развития чертежей и их место среди других видов графических изображений. Современные технологии выполнения чертежей. Воспринимают информацию, осмысливают, запоминают, формируют правила и способы их контроля и осуществляют, овладевают алгоритмом практических действий. Построение линий, углов, правила построения и деления. Тема 2 Разновидности графических изображений. Графические приемы работы. Линии чертежа. Техника безопасности. Оборудование. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Масштаб и его роль в выполнении чертежей. Актуализация знаний. Знакомство с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха. Усвоение навыков коллективной работы при фронтальном решении познавательных задач. Материал – карандаш, акварель черного цвета, тушь, уголь. Тема 3. Шрифты и их геометрическая основа (граттаж). Классификация шрифтов. Сведения о шрифтах и об их разновидностях. Шрифт, его размер и ширина. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Применение шрифта. Буквица. Техника «граттаж». Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта. Материал – загрунтованная основа, перо. Тема 4. Проект «Твое здоровье – в твоих руках». Творческое задание в рамках городского месячника. Формирование навыков коллективной работы. Совершенствовать навыки в написании букв чертежного шрифта. Защита проекта. Материал – карандаш, акварель. Тема 5. Сопряжение линий. Знакомство с правилами построения сопряжения. Построение касательных. Сопряжение двух сторон угла дугой окружности заданного радиуса. Сопряжение прямой с дугой окружности. Сопряжение дуг окружностей.Расширение знаний по выполнению модельного сопряжения. Материал – карандаш. Тема 6. Творческие проекты с элементами сопрягаемых линий. Совершенствовать умения и навыки в построении сопряжений. Создание индивидуальных творческих работ с элементами сопрягаемых линий. Формирование технических навыков. Материал – карандаш. Тема 7. Практическая графика и декоративно прикладное искусство. Геометрические построения. Орнаментальные композиции. Знакомство с историей возникновения орнамента и с техникой построения орнамента. Развитие и углубление Создание орнамента на основе геометрических построений. Материал – карандаш. Тема 8. Составление геометрического орнамента. Декоративная решетка. Работаем в группах над полученными заданиями поэтапно. Обучающиеся выступают в роли исследователей, представляют свои проекты и формулируют выводы. Практическая работа – эскиз декоративной решетки. Материал – карандаш, цветные карандаши, фломастеры. Тема 9. «Кованое чудо». Выполнение эскиза ограды на основе деления окружности на равные части и сопряжения. Знакомство с творчеством мастеров чугунной ковки. Совершенствовать умения и навыки в построении сопряжений. Выполнение эскиза ограды на основе деления окружности на равные части и сопряжения. Материал – карандаш, акварель черного цвета, тушь, уголь. Тема 10. «Деревянное кружево». Выполнение эскиза. Знакомство с творчеством мастеров деревянной резьбы. Виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная). Закрепление навыков в построении сопряжений.Выполнение эскиза деревянной резьбы. Материал – карандаш, цветные карандаши.


Тема 11. Выполнение технического рисунка объекта. Разработка фасада русской избы. Знакомство с понятием «технический рисунок», «фасад». Выполнение убранства фасада избы в технике бумажная пластика. Материал – бумага, клей, карандаш.

Тема 12. Эскиз кафельной плитки. Мозаика. Основы искусства мозаики (мозаичная плитка). Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.

Выполнение эскиза декоративного панно в стиле мозаики. Материал – карандаш, цветные карандаши карандаш, цветные карандаши.

Тема 13. Эскиз паркета. Коллаж. Основы коллажа. Формирование у учащихся умение осознанно применять выразительные средства коллажа при создании целостного образа.

Выполнение эскиза декоративного панно в технике коллажа. Материал – газета, журналы, цветная бумага, клей.

Тема 14. Метод проблемного обучения. Решение графических задач. Выполнение чертежа по индивидуальному карточному заданию. Материал – карандаш.

Тема 15. Практика художественного объемного конструирования. Оригами. Знакомство с элементами техники «оригами». Выполнение коллективных работ на тему: «Цветы жизни», «Дерево моей мечты». Материал – цветная бумага, клей.

Тема 16. Создание панно из ткани с использованием геометрического орнамента. Коллективная работа «Мои родные просторы». Материал– основа, ткань, клей, ножницы.

Тема 17. Роспись пасхального яйца в техниках. «Пасхальные сюрпризы». Знакомство с великой, древней, многонациональной культурой, несущей в своих традициях высокие нравственные идеалы. История возникновения трафарета, трафаретное искусство. Технология. Трафарет «открытый», «замкнутый». Знакомство с технологией «трафарет», «набрызга».

Закрепить знания об орнаментах. Создать узор «пасхального сюрприза» в технике «оттиск», «набрызга», «граттаж», используя один цвет. Материал–краска одного цвета, загрунтованная поверхность яйца, листья растений и т.д.


Тема 18. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней». «Народные промыслы Козловского уезда». КТД, работа творческих мастерских, создание коллективных работ. Материал разнообразный.


Второй год

Тема 1. Система прямоугольных проекций. Геометрическое построение. Рассмотреть понятие проецирование, методы проецирования. Каковы основные особенности метода прямоугольного проецирования. Овладеть алгоритмом практических действий. Материал – карандаш.

Тема 2. «Плоские» детали и их особенности Изображение предметов на основе плоских геометрических фигур («шестиугольник», «пятиугольник»). Рассмотреть построения аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Рисунок от об­шей формы к частным деталям. Построение плоских геометрических фигур. Материал – карандаш. Овладевают алгоритмом практических действий, познавательная деятельность.

Тема 3. Изображение объемных геометрических тел (куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, конус, цилиндр). Поверхности и тела. Простые и сложные формы. Анализ формы простых геометрических тел. Шрафировка, штатировка, точечное оттенение. Масштабность, роль света и тени в передаче объема.

Усваивают и запоминают информацию, овладевают алгоритмом практических действий, выполняют упражнения. Тело, геометрические тела (цилиндр, куб, пирамида, конус и т.д.). Построение. Материал – карандаш.

Тема 4. Изображение группы геометрических тел. Построение группы геометрических тел. Усваивают новые знания, овладевают алгоритмом практических действий, выполняют работу в группах. Материал – карандаш.

Тема 5. Геометрические тела и предметы окружающего мира. Эскиз предметов, имеющих в основе геометрические тела. Рассмотреть построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Создают наглядный образ, умозаключения, получают знания, решают задачи, проектируют. Материал – карандаш.

Тема 6. Геометрический натюрморт с натуры. Знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью. Понимание конструктивного строения предметов.

Тема 7. Циркульные и лекальные кривые. Выполнение орнаментальной композиции для предметов быта. Построение овала и овоида. Построение завитков. Обводка по лекалу. Кривые конических сечений. Синусоида. Спираль Архимеда. Эвольвента. Циклоидальные кривые. Материал – карандаш, циркуль.

Тема 8. Эскиз и технический рисунок. Срезы и вырезы на призматических формах. Дать понятие о техническом рисунке, способствовать развитию навыков технического рисунка и аксонометрических проекций предметов по изображениям в системе прямоугольных проекций, выбора вида, аксонометрических проекций и рационального способа построения. Овладевают алгоритмом построения эскиза и технического рисунка, создают новые образы, преобразуют традиционные формы. Материал – карандаш.
Тема 9. Преобразования формы геометрических тел. Решение творческих задач. Решение творческих задач.
Овладевают алгоритмом практических действий, создают новые образы, преобразуют традиционные формы. Материал – карандаш.

Тема 10. Творческий проект «Королевство знаний». Организация работы по созданию проекта задания. Основные этапы работы. Коллективная работа. Материал – карандаш, акварель.

Тема 11. Понятие развертки геометрического тела. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Правила построения разверток поверхностей геометрических тел, сведения о применении развертки. Выполнение чертежа развертки. Правила оформления чертежей. Научить строить чертеж развертки геометрического тела. Построение. Выполнение эскизов развертки. Материал – карандаш.

Тема 12. Создание сюрприза – подарка по развертке. Моделирование детали. Вырезать и склеить модель. Материал – карандаш, цветная бумага, декоративная тесьма, клей ножницы.

Тема 13. Творческий проект «Город на холме» Создание объемной композиции (бумагопластика). Закрепление темы «Развертки геометрического тела», создание коллективной работы. Материал – карандаш, клей, ножницы, акварель.


Тема 14. Понятие о дизайне. Проект «Дизайнерские решения озеленения городского участка». Организация творческих групп, распределение ролей в группе, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. Фасад, план, линейная перспектива. Конструктивные элементы здания: фундаменты, стены, перекрытия, крыша. Определение каждого элемента. Выполнение технического рисунка объекта. Материал – акварель, карандаш.

Третий год

Тема 1. Архитектурный образ. Разработка и выполнение чертежей простейших архитектурных композиций. Объемная композиция. Общие сведения об архитектуре и градостроительстве. Архитектура больших городов. Ознакомление с назначением и особенностями архитектурно – строительных чертежей: фасады, планы…

Выполнение развертки здания. Материал – бумага.

Тема 2. Выполнение развертки по наглядному изображению или чертежу объекта. Сформировать у учащихся навыки выполнения чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Тема 3. Разработка и выполнение творческого проекта. Конструирование из бумаги макета здания. Склеивание модели. Взаимооценка деятельности и ее результативности.

Тема 4 Стилевое направление в архитектуре. Витраж.

Знакомство с витражным искусством в форме беседы; изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража; развитие композиционных и графических навыков.

Эскиз витража. Материал – карандаш, цветные карандаши.

Тема 5. Создание графической серии соборов. Силуэт. Изображение в графике реальной архитектуры в естественной природной среде. Композиция как равновесие, контраст, ритм. Линейная и воздушная перспектива.

Тема 6. Архитектурные памятники нашего края. Создают свой образ. Материал – карандаш, акварель и т.д.

Тема 7. Экстерьер здания. Способы изображения. Анализируют, выбирают способ изображения, усваивают информацию, овладевают алгоритмом практических действий.


Тема 8. Фасад здания. Усвоение информации, выполнение графического задания. Фасад, отмывка.

Тема 9. Проект «Моя дача». Создают свой образ по выбору. Материал – карандаш.

Тема 11. Интерьер здания в центральном проецировании. Интерьер как жанр изобразительного искусства. Линейная и воздушная перспектива в изображении интерьера.

Тема 10. План здания, способ изображения интерьера помещений. Усвоение информации, анализируют данные, ищут решение проблем, создают образ по своему желанию. Условные обозначения оконных и дверных проемов, санитарно – технического оборудования. Выполнение зарисовок по памяти интерьера своего дома или комнаты с разных точек зрения. Линия горизонта. Изображение пространственных отношений между предметами.

Тема 12. Творческая работа «Проект дома моей мечты». Создают свой образ. Материал – карандаш.

Тема 13. Дизайнерские решения разработки проекта пришкольной территории.

Тема 14. Учебно – практическая конференция. Анализируют деятельность всего курса. Выставка творческих работ.

ИТОГО: 144 часа (срок реализации три года).

Для оценки достигнутых результатов обучающимся предлагаются творческие задания на моделирование форм и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения можно использовать наблюдение за работой обучающегося, оценка творческого проекта по критериям.


Критерии и система оценивания:


1.Теория:

Низкий уровень: знание основных понятий, терминов темы; навык работы с чертежными инструментами;

Средний уровень: умение различать геометрические тела и фигуры; полно излагать изучаемый материал; приводить необходимые примеры;

Высокий уровень: анализирует геометрическую форму предмета самостоятельно;


2. Практика:

 Низкий уровень :обучающийся работает по образцу при помощи учителя;

Средний уровень: обучающийся самостоятельно использует алгоритм действий при выполнении работы;

Высокий уровень: обучающийся применяет полученные теоретические знания на практике в полном объеме; самостоятельно может преобразовывать, изменять, дополнять существующие формы предметов для реализации творческих идей.

Методы оценки:

Мониторинг, апробация, сравнительный анализ, экспертная оценка.

Программные критерии и индикаторы



Критерии реализации программы

Индикаторы




Системность эффективность программы

Достижение поставленных целей и задач

(позитивная результативность);

реализация планов;

создание оптимальных условий для полноценной и эффективной деятельности:

учебно-методических;

информационно-технологических;

валеологических;

организационно-педагогических.




Инновационность

Наличие инновационных технологий, средств, систем.




Распространение опыта

Апробация; публикации



Методические рекомендации

1. Учитель может перераспределять время в зависимости от выбранных средств обучения и уровня подготовки школьников, что позволит осуществить обучение с учетом их интересов и способностей.


2. Обязательным при проведении занятия является связь ИЗО искусства с уроками литературы, музыки, математики, информатики. Внеурочные занятия помогают углубить и обогатить многие сложные комплексные темы. Эти занятия следует организовать как творческую работу детей.


3. Эффективной технологией погружения в тему является использование ИКТ. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на занятиях в творческом объединении представляется динамичной, видео ряд, звуковой ряд, что повышает эффективность усвоения материала. Можно организовать виртуальную экскурсию по музею, осуществить экскурсию по залам Третьяковской галереи или Эрмитажу, отправиться на остров Кижи, познакомиться с искусством Греции, Египта. При объяснении нового материала учитель может использовать предметные коллекции (фотографии, портреты художников, иллюстрации, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту.

Использование на занятиях презентаций дают некоторые преимущества: обеспечивают последовательность рассмотрения темы, иллюстрации доступны всем учащимся, позволяют ускорить учебный процесс. Основные этапы занятия представляем не в одном программном приложении, например, создание презентаций или показ печатных текстов, или проигрывание дисков по теме, но и организуем контроль приобретенных знаний на уроке, что возможно с применением электронных таблиц или же создание тестов.


Учащиеся – не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов самими учащимися.


4. Программа предусматривает создание пакета заданий – карточек и творческих задач по темам тестов, дидактические материалы к разделу «Сопряжение», «Геометрические тела», «Эскиз», «Технический рисунок», в том числе компетентностно - ориентированных, позволяющие повысить мотивацию учащихся к обучению и качество образования.

Использование составленных дидактических материалов, проблемных заданий, проведение мероприятий на параллели, организация встреч с художниками, экскурсии, поездок в интересные знаменитые места и организация системы внешних связей школы, необходимы для успешного осуществления образовательных проектов и программ. На занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.


5. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме. Развитие творческой активности школьников, введение различных новых заданий невозможно без совершенствования восприятие детьми окружающего мира. Однако в развитии восприятия, воспитании остроты эмоциональных переживаний большую роль играют новизна, острота, свежесть впечатлений, которые дети могут получить при наблюдении малознакомых им объектов.

6. Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, необходимо работать в разнообразных техниках «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», работаем по манке и т.д. В выполнении заданий можно использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером;  использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещать различные художественные материалы, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования.


7. Итоговой работой является учебно – практическая конференция. Одним из действенных средств поддер­жания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Очень важный момент - оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, ес­ли ее оформить со вкусом или создать презентацию детских работ.

8. Программой предусматривается самообразование, возможность самостоятельной работы обучающегося.

9. Все виды работ с детьми надо тесно связывать с жизнью детей. Темы для занятий стоит брать из истории, литературных произведений. Опыт показывает, что если давать детям облегченные задания, то они не затрачивая много сил для их выполнения, заскучают. Слишком же сложное задание вызовет неверие в свои силы и также утрату интереса. Необходимо постепенное усложнение учебного материала и внеурочного материала. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.

9. Фиксировать результаты обучения.

Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

Приведу пример упражнений по развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Они включаются в темы программы, могут предлагаться как часть занятий.


1 Работа по мокрому листу тушью, пером. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно изображать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дорисовать. Техника сложная, но очень эффективная.

2 Упражнение на нахождение изображения в пятнах, полученных путем переноса на лист бумаги красочного слоя, состоящего из скипидара и масляной краски, с пленки поверхности воды, налитой в фотованночки. Изображение известно как текстура « под мрамор».


3 Смятый лист бумаги накатывают с помощью фотовалика масляной или типографной краской, делают с него оттиск. В полученных переплетениях черных и белых пятен необходимо найти образ.

4 На чистый лист наносят рисунок кистью, обмакнутой в чистую воду. Затем на лист с рисунком посыпают марганцовку. Вступая в реакцию, марганец травит бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой.

5 Упражнение с обыкновенной ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец опускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находятся образы или дорисовывают по воображению.

6 Использование гербария, различных растительных форм. На покрытый краской линолеум накладываются растения и делается оттиск. Получаем белое изображение на черном фоне. Листочки гербария снимают с линолеума и окрашенной стороной кладут на чистый лист, делают оттиск, прокатывая сверху фотоваликом. Получаем черное изображение на белом фоне, которое можно дорисовать тушью.

7 Упражнение с раздуванием капельки туши. Пример задания на изображение веток дерева разного характера.

8 Изображение рисуется обычной свечой на листе. Затем зажженной свечой коптится все нарисованное, и копоть убирается ватой. В итоге интересно не только детям, но и взрослым.


Эти упражнения, классифицируя их с учетом подготовки и возраста учащихся, позволяют развивать их творческое воображение. Возможны и другие варианты заданий с использованием клише, трафаретов, резиновых шаров и т.д.


Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений

На внеурочных занятиях в творческом объединении необходимо применять тренировочные и развивающие упражнения, направленные на развитие художественно – творческих способностей учащихся:


Тренировка двигательного навыка

Упражнение 1 изображение предметов, а также простого орнамента, повторяется не менее 10 раз.

Упражнение 2 изготовление из соленого теста орнамента, повторяется не менее 10 раз.

Упражнение 3 основные нетрадиционные техники: рисование свечой, "пушистое рисование", рисование на мокрой бумаге или "по-мокрому", рисование на мятом листе, "кляксография", "монотипия", "точечный рисунок", "объемное рисование" (прямо из тюбика с краской), печатание, "набрызг", процарапывание ("Граттаж"), "ниткография", рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей, объёмная аппликация (бумага, песок, ракушки, яичная скорлупа, различные крупы, вата, нитки и др.)

Тренировка зрительно – двигательной координации

Упражнение 1 Срисовывание с доски образца разной сложности. При этом ученик должен знать стоящую перед ним задачу.

Тренировка воображения

Упражнение 1 Преобразование предмета в более красивую и удобную форму. Например, из трубочек строим крепость. От простых предметов можно переходить к более сложным. Примером служит итог занятия «Город на холме».

Упражнение 2 Придумать, а потом изобразить новое использование знакомых предметов.

Упражнение 3 Соединение разных предметов для получения нового, более совершенного КТД. Можно отдельно давать в мастерских тематические задания – деревья, жилище, памятники, люди и т.д. В итоге коллективная работа: «Город новый – город старый».

Тренировка творческих способностей

Упражнения 1 Для тренировки зрительной памяти очень полезны игры – задания «На что похож?» предмет и что к нему можно добавить и прибавить, чтобы получилось что – нибудь новое. В этом случае предмет обрастает ассоциативными связями и легко запечатлевается.

Учащиеся со слабой зрительной памятью должны стремиться развить ее на каждом занятии по изобразительному искусству.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ


  1. Бартенев И.А. Основы архитектурных знаний для художников, М.,1964 г.

  2. Борисов Д.М., С.И. Дембинский, Д.Н Каменский, Е.Н. Скляренко, П.М. Цымбалюк. Черчение с основами начертательной геометрии.

  3. Ботвинников Д.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М: Педагогика, 1979.

  4. Воротников И.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  6. Бартенев И.А. Основы архитектурных знаний для художников, М., 1964 г.

  7. Лук А.Н. “Учить мыслить творчески”. М., 1970.

  8. Маклакова Т.Г., Архитектура гражданских и промышленных зданий, М., Стройиздат, 1981 г.

  9. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна, М., 1994 г.

  10. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

  11. Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графике: Учеб. – метод. Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

  12. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

  13. Страунинг А .М. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991

  14. Суворов С.Г., Суворов Н.С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: Справочник, - 2-е изд., исправл. и доп., М. Машиностроение, 1992 г., 368 с.: ил.

  15. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007г.

  16. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ. 43 задачи для развития воображения. СПб.: Триз-шанс, 1995.
  17. http://www.museum.ru/M988 Музеи города Мичуринска


  18. sit@.pedsovet.org

  19. www.museum.ru/M1554 Музей-усадьба А.М.Герасимова

  20. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России.

ПРИЛОЖЕНИЕ