shkolaput.ru 1

Кредитно-денежная политика


Курсовая работа по курсу «Экономической теории» Тема: «Кредитно – денежная политика государства». Выполнил: Лазарев Н.В. гр. ЭМС-99 Иркутск 2000 Введение Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральныебанки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касаетсясовременной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когданачали определяться функции центральных банков в экономике с бумажнымиденьгами и коммерческими банками. Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свойцентральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача –центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковскойи финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновениефинансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широкимнабором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачицентральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. Проведение денежной политики – является второй основной задачей. Онаосуществляется в основном посредством инструктирования Бюро по операциям наоткрытом рынке по поводу контроля над денежной массой, чтобы был обеспеченнизкий уровень инфляции и при этом не допущена значительная безработица. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической системы.Однако эта тема полностью не изучена, нуждается в дополнительной разработкеи доработке применительно к условиям Российской экономики, сложившимся насовременном этапе и претерпевающем постоянные изменения, посколькуэкономическое состояние страны постоянно зависит от состояния кредитно-денежной системы. Необходимо учитывать опыт развитых стран, накопившийся вэтой области. Необходимо постоянно совершенствовать и развивать новые формыкредита. Все это должно ускорить развитие экономики нашей страны, вкакой=то степени сделать и более эффективной. Эти вопросы я и постараюсь отразить в своей работе. 1. Цели и направления денежно-кредитной политики. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощьэкономике в достижении общего уровня производства, характеризующегосяполной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит визменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объемапроизводства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Первоначально основной функцией центральных банков было осуществлениеэмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла навторой план, однако не следует забывать, что наличные деньги все ещеявляются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежнаямасса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денегдолжна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуяна кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование нарасширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильногоразвития внутренней экономики, укрепления денежного обращения,сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом,воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задачразвития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятийсвободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок,внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная массаимеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижениежизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране.Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна бытьнаправлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае- на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремитсясмягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержанияконъюнктуры государство использует кредит для стимулированиякапиталовложений в различные отрасли экономики страны. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется каккосвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методамивоздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либооказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений,либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественныхпараметров деятельности банков. 2. Инструменты денежно-кредитной политики. Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования.Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банкпроводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятсяв первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение нормобязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами ииностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткийадминистративный характер. Политика обязательных резервов. "В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидныеактивы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо вформе наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральномбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.Норматив резервных требований представляет собой установленное взаконодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов кабсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных(депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использованиенормативов может иметь как тотальный (установление ко всей суммеобязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части)характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательствкоммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменениемнормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степеньликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне взависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемымцентральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.Посредством изменения норматива резервных средств центральный банкрегулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объемвыдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления имидепозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции,если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленныйнорматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходитнеобходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитнойрестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процентарезирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банкисократить объем активных операций".1 Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельностькредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервовпроисходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западныхэкономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционнымсредством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, восновном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческимибанками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение ролиуказанного метода кредитно-денжного регулирования. Об этом говорит тотфакт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормыобязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средствкредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк можетвыдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги,находящиеся в их портфелях (как правило векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банкипредъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным изкоторых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставкуназывают также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается отставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшуюсторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупаетдолговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования,коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ееростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставкипрямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнееявляется главной целью данного метода денежно-кредитной политикицентрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в периодусиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциямкоммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходитудорожание кредита, и наоборот. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказываетвлияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчениевозможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияетна ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальнойставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков дляклиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активнымкредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переходк новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банкивносить необходимые коррективы в свою деятельность. Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишькоммерческие банки. Если рефинансирование используется мало илиосуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностьютеряет свою эффективность. Помимо установления официальных ставок рефинансирования иредисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку поломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, вкачестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что взалог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых невызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценныхбумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должнабыть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трехмесяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемыецентральными банками". Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования(рефинансирование и обязательное резервирование) утратили своепервостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившиеназвание операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляетоперации купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретениеценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральныебанки периодически вносят изменения в указанный метод кредитногорегулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США,Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынкаценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщееприменение и в Западной Европе. "По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценнымибумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляетсобой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продажеценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранееустановленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект ихвоздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Такдоля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитыхстран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%".1 Если разобраться, томожно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированиюпод залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкампродать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных(конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам впериод их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежатькоммерческим банкам”.1 Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, посколькуобъем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставкамогут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политикицентрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенностьданного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением,не допуская при этом ухудшения ликвидности. 3. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банкрегулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этойобласти и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитныхограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественноеограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных вышеметодов регулирования, контингентирование кредита является прямым методомвоздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят ктому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банкистремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываютсяглавными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политикисдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,государство способствует снижению деловой активности. Поэтому методколичественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать нанеобходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капиталакоммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимальногоразмера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемыеоценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживатьна должном уровне. “При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках вработе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентовцентральный банк может применять к ним самые жесткие меры административноговоздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороныцентрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носитьсистематического характера, а применяться в порядке исключительновынужденных мер”. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) иполитика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чемона заключается и каков механизм реализации той или иной. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достиженияданной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается вследующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг наоткрытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимопровести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы порезервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточныерезервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являютсяосновой увеличения денежного предложения коммерческими банками путемкредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая ростинвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Извышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделатькредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупныхрасходов и занятость. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, чтопорождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытатьсяпонизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продаватьгосударственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервыкоммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, чтоавтоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третьямера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интересакоммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования уцентрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогихденег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервыслишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме ,то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому,чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах,банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новыхссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежноепредложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентнойставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничиваяинфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, тоесть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобыпонизить расходы и сдержать инфляционное давление. Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методовденежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономикустраны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующиедоводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгоевремя из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит делос денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы,регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения опокупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение ипроцентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитыхстранах данная политика изолирована от политического давления, кроме того,она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше ипотому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, еслиее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервыкоммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объемкредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевыхденег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то естьвозможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать,что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. Притакой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данноеявление называется цикличной асимметрией, причем она может оказатьсясерьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. Вболее нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет кпредоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежногопредложения. Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами,заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию менятьсяв направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя илиликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то естькогда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна квозрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличенияпредложения денег в период спада, весьма вероятно падение скоростиобращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличениескорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриватьсякак денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И,следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скоростьобращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются,что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит приполитике дорогих денег. 4. Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной денежно-кредитной политики. (опыт США) Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнуласьэкономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенностала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции вдесятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации вСоединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляетсяамериканская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютныхрынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительноповысились нормы процента за их предоставление. Усиление инфляционных процессов заставило экономистовпровести ряд исследований в данной области. В результатепроведенной работы ученые сделали вывод о необходимостиустановления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами,специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженнаяотношением номинального об'ема производства к величине спроса населенияна денежные средства, является показателем достаточно стабильным ипредсказуемым. V=Y/M, где V - скорость обращения денежной массы; Y - номинальный об'ем производства; M - величина денежной массы в обращении. Исходя из этой формулы, было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого об'ема производстваможно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс болеесложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровеньпроцентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "настепень привлекательности хранения на счетах денежных средств", тоесть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода можетбыть выражена следующим образом: Y=P*y, где Y - рост номинального дохода; P - темпы инфляции; y - темпы роста реального объема производства. Было признано, что современные темпы роста реального объемапроизводства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов,вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также ихпроизводительности. Кредитно - денежная политика не сможет оказыватьсерьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемовпроизводства, или это влияние будет носить негативный характер,поскольку дестабилизируется денежная система и создаются препятствия напути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темповроста величины номинального дохода будет означать аналогичныеизменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции ивосстановления контроля в области ценообразования требует замедленияроста денежной массы. Кредитно - денежная политика СШАосновывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 годуКонгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную РезервнуюСистему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Такжебыл принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте." В немуказывались цели кредитно - денежной политики: обеспечение высокогоуровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этогоФРС предписывалось ежегодно об'являть величину денежной массы и кредитныхресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемоефункционирование экономики и темпы инфляции. Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемоесоотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития,закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежноймассы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должнаобъяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссииобъявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе,представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называютсяпредварительные оценки указанных величин на следующий год. Данная политика преследует три основные цели : во-первых, ограничениероста цен; во-вторых, извещение общественности о будущей стратегииФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить своеэкономическое поведение с намерениями центрального банка. И в-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банказа принимаемые им решения и достижение намеченной цели. Нужно отметить, что опыт американских экономистов в областиборьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционныхмер, тем более, что данное направление экономической реформы признано приоритетным российским правительством. 5. Эффективность кредитно-денежной политики в России. Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает рольдолгосрочного кредита как источника денежных средств в формировании исовершенствовании основных фондов народного хозяйства. Он используется накапитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.Перечень объектов долгосрочного кредитования очень разнообразный. Так, упредприятий и хозяйственных организаций, независимо от форм собственности,это затраты на техническое перевооружение, реконструкцию и расширениепроизводства, на строительство объектов непроизводственного назначения и наприобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредитиспользуется также при строительстве новых предприятий и сооружений,имеющих важное народнохозяйственное значение. Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяйственныморганизациям на указанные выше цели на принципах возвратности, срочности,платности и обеспеченности. Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которыеобеспечивают народнохозяйственную эффективность, решают экономические исоциальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличиваютпроизводство товаров народного потребления. Обязательными условиями долгосрочного кредитования являются: статусзаемщика как юридического лица, экологическая безопасность объектакредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита иуплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительностистроительства. Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кредит, которыйпредоставляется коммерческими банками на договорных началах за счет ихсобственных и привлеченных средств; государственный кредит, источникомкоторого являются средства республиканского бюджета, и кредит под целевыепроизводственные программы за счет централизованных кредитных средствЦентрального банка. Кредитование в каждом из этих случаев существенноразличается. Коммерческие банки предоставляют долгосрочные кредитыинвесторам за счет собственных и привлеченных средств на договорныхначалах. Основными принципами формирования кредитных отношений являются:свободный выбор партнеров этих отношений, формирование условий ихвыполнения, оснований и объемов, ответственности при полном невмешательствегосударственных органов в выбор и реализацию этих условий. Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этомслучае - это собственные средства банков (различные фонды, нераспределеннаяприбыль), средства централизованного ссудного фонда, предприятий иорганизаций, а также средства бюджетов, которые находятся на счетах банков,вклады граждан и займы у других банков. Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кредитнымдоговором, которым предусматриваются размер разрешенного кредита, сроки ипорядок его использования и возврата, процентные ставки за пользованиекредитом, обязанности и имущественная ответственность сторон и формыобеспечения обязанностей. Оформление долгосрочного кредитованияпроизводится банком на основании предоставляемых заемщиком документов,перечень которых определяется кредитным договором. Кредитный договордействует в течение всего периода пользования кредитом. Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостьюзатрат по объекту (мероприятию), если кредит является единственнымисточником финансирования, либо как разность между стоимостью этих затрат исобственными средствами заемщика, направляемыми на эту цель. Возможностьучреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит отуровня этого учреждения (отделение, региональное управление и дирекция,банк) и предоставленного ему права выдавать кредит одному заемщику той илииной категории (предприятия, организации, кооперативы, малые предприятия),а также наличия кредитных ресурсов. Общий срок пользования кредитом складывается из нормативного времениосуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращаетсябанку. Сроки погашения кредита устанавливаются в пределах окупаемостизатрат по проекту. Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспособнымзаемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатитьпроценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособностипредприятий и организаций является одной из важнейших сторон хозяйственнойдеятельности банков в условиях перехода к рынку. Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключениякредитного договора на основе анализа его финансового состояния иэффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служатбухгалтерские балансы, другие отчетные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация, планытехнического перевооружения производства, прогнозные и статистическиематериалы, характеризующие как современное экономическое состояниезаемщика, так и перспективы его развития. Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели,отражающие разные его стороны, например, ликвидность его баланса, покрытиебаланса, привлечение средств. При долгосрочном кредитовании важно оценитьстабильность этих показателей в период пользования кредитом. Такая оценкатребует разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать измененияфакторов, влияющих на доходность заемщика в условиях перехода к рынку. Ктаким факторам следует отнести прежде всего динамичность цен и тарифов,рентабельность производства, энерго-, материало- и фондоемкость продукции,обеспечение сырьем, кадрами и основными фондами, внедрение новых техники итехнологий, рынок сбыта продукции. Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путемпроведения инженерно-экономической экспертизы его проекта. При этомпроверяются наличие и качество проектно-сметной документации и заключенийэкспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателейпрогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. Важнымивопросами при проведении такой экспертизы являются: наличие сырьевой базы,конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз уровня ценна будущую продукцию. В процессе инженерно-экономической экспертизынеобходимо изучить реальность намечаемых сроков строительства с учетоммощностей, нагрузки и материально-технического обеспечения подрядныхстроительно-монтажных организаций, надежность поставщиков оборудования идругих партнеров. В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты нерегулируется нормативными актами. Плата за пользование долгосрочнымкредитом определяется банками с учетом продолжительности срокакредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возвратакредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличиякредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должныобеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли отосуществления хозрасчетной деятельности. Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитнымдоговором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получениядополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды. Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки,предусмотренные кредитным договором. Ответственность за невыполнение заемщиками своих обязательствпредусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), залога, гарантии,страхования кредитного риска. Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройкумашин и оборудования, строительных конструкций, деталей, блоков иматериалов, а также выполненных строительно-монтажных, проектных и другихработ. Банки должны возмещать заемщику расходы по уплате пени поставщикам,за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным инесвоевременным предоставлением кредита. После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заемщик оформляетв установленном порядке задолженность по кредиту срочным обязательством.Погашение кредита обычно начинается со следующего квартала после принятияответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится засчет собственных средств заемщика. Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитныересурсы не на инвестиции в техническое развитие предприятий, а главнымобразом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и выплатызаработной платы. Такое состояние сказывается на материально-техническойбазе народного хозяйства страны, вызывая спад производства продукции иуглубление других кризисных явлений в экономике страны. Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов,связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружениемпредприятий, строек и объектов. Погашение государственного кредитаначинается через год после окончания нормативного срока строительства(реконструкции, технического перевооружения) объекта кредитования ипроизводится за счет собственных средств инвестора или заемных средств.Кредит на приобретение оборудования, которое не входит в сметы строек,погашается, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не болеедвух лет. Гарантом погашения государственного кредита выступает министерство,ведомство или другой орган хозяйственного управления. Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кредиту, атакже значительная часть платы за пользование этим кредитом перечисляютсяфинансирующими банками в доход государственного бюджета. На покрытиерасходов по обслуживанию государственного кредита эти банки оставляют О,4начисленных процентов за пользование кредитом и О,3 так называемых"штрафных" процентов. При нарушении сроков строительства более чем на 3 месяца и приконсервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативеинвестора процентная ставка повышается на 100%. Инвесторы, не соблюдающиесроки платежей, должны уплачивать дополнительно 25% годовых от сумм,которые не уплачены в установленные сроки. Контроль за целевым использованием инвесторами государственногокредита, а также за своевременным его возвратом в государственный бюджетосуществляют финансирующие банки и Министерство финансов. Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производственнойпрограммы, но не может превышать 5 лет. Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее вминистерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе,составляет смету затрат и представляет обслуживающему его коммерческомубанку заявку на долгосрочный кредит с обоснованием его потребности иэффективности намеченной программы. Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной заявки. Принеобходимости получения централизованных ресурсов Центрального банкакоммерческие банки подают заявки областному управлению Центрального банка. Региональные управления Центрального банка анализируют заявкикоммерческих банков и свои предложения относительно целесообразностикредитования целевых производственных программ и экономических возможностейэтих банков направляют в управление кредитного регулирования Центральногобанка. Целесообразность предоставления долгосрочного кредита коммерческимбанком предварительно рассматривается в кредитном комитете и утверждаетсяправлением Центрального банка. Центральный банк заключает с коммерческими банками, кредитующимицелевые программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи. Центральный банк открывает коммерческому банку кредитную линию, чтодолжно обеспечить оперативное целевое и эффективное использованиецентрализованных ресурсов для кредитования производственных программ. Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели,предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, перечисленныхим Центральным банком для целевого кредитования. Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммерческому банку онеобходимой ему сумме кредита для оплаты расчетных документов покредитуемому объекту. Только при соблюдении этого условия Центральный банксможет своевременно предоставлять коммерческому банку средства в пределахоткрытой ему кредитной линии. Использование, погашение кредита и уплата процентов за пользование импроизводятся в установленном порядке. Контроль за целевым использованием кредита коммерческими банкамиосуществляет Центральный банк и его региональные управления, а за целевымиспользованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При выявлениифактов нецелевого использования кредита Центральный банк (региональныеуправления Центрального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф вразмере 5% суммы кредита, использованной не по назначению. Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляемый накапитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства,снижению его себестоимости и ускорению окупаемости затрат, еслистроительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметнойдокументацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями идеталями, а капитальные вложения и средства выделяются соответственнонормам продолжительности строительства. Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощностямистроительной индустрии, которые следует эффективно использовать. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляютв основном учреждения Сбербанка. Объектами кредитования являются затраты настроительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальныхжилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустройствосадовых участков, строительство гаражей, на приобретение квартир в жилищномкооперативе, в личную собственность, на покупку у граждан индивидуальныхжилых домов с надворными постройками, на хозяйственное обзаведение семейнымстудентам и другие цели. Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принциповцелевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.Кредиты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкциюиндивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач идругих строений предоставляются в размере до 75% сметной стоимостистроительства, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределахразмеров, устанавливаемых Сбербанком в зависимости от уровня цен и впределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобретаемыхв других банках. Кредиты населению выдаются на основании заключаемых междуссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их постоянногожительства (прописки), за исключением кредитов на строительство и покупкуиндивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах,которые выдаются по месту застройки или нахождения индивидуального дома иликооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которыепредоставляются по месту нахождения вузов. Сроки представления документов, подтверждающих целевое использованиесредств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости отобъекта кредитования, и не позднее установленного срока освоения. При этомсрок освоения кредитов, связанных со строительством, реконструкцией,капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х лет, а по ссудам,предоставляемым на приобретение домов и квартир - 2 месяца. Кредитныйдоговор оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользованияссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком. Долгосрочныекредиты могут выдаваться частями таким образом, чтобы расходы, срокипогашения, процентные ставки по частично выданным суммам соответствовалиусловиям кредитного договора. Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком врамках условий кредитного договора, оформляется срочным обязательствомзаемщика и подписывается заемщиком. Для получения кредита и оформления кредитного договора индивидуальныезаемщики предоставляют банку следующие документы: - паспорт или другой заменяющий его документ; - справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указаниемполучаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых изнего удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения изкоторого проставляются в кредитном договоре заемщика; - документы, необходимые для определения платежеспособности клиента; - договор залога имущества или договор страхования; - поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющихпостоянный источник дохода; - документ, подтверждающий право на соответствующие льготы. Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреждение банка дляполучения кредита следующие документы: - на строительство индивидуального жилого дома - заверенную вустановленном порядке выписку из решения госадминистрации о выделенииземельного участка под застройку дома, а также разрешенный и приложенныйпроект дома с указанием сметной стоимости строения или сведения из проектно-сметной документации, заверенные районным архитектором. При совместномстроительстве многоквартирных жилых домов представляется также одинэкземпляр договора, заключенного между участниками застройки с указаниемсведений об участниках и доли каждого из них в совместном строительстве; - на строительство надворных построек - справку госадминистрации отом, что заемщик является владельцем дома и не имеет указанных построек, атакже паспорт с постоянной пропиской в этом доме; - на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жилого дома снадворными постройками, присоединение их к инженерным сетям, наприобретение оборудования для инженерного обустройства дома - документ,удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт спропиской в этом доме и перечень предстоящих работ; - на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надворнымипостройками (дом покупается как основное жилье) - справку бюро техническойинвентаризации о балансовой (остаточной) стоимости строения. При отсутствииуказанной справки можно представить справку органов Госстраха о страховойстоимости строений; - на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садовых домикови благоустройство садовых участков - справку правления садоводческоготоварищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащихвыполнению работ; - на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку кооператива,свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копиюакта о приемке дома в эксплуатацию; - на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку отом, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначальноговзноса; - на покупку квартир в личную собственность - решение госадминистрациина выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры; - на строительство гаражей - справку гаражно-строительного кооперативалибо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ. По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется гарантийноеписьмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемогопокупателем кредита после оформления в установленном порядке договора купли-продажи дома. Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залогаимущества, поручительств граждан, а также других справок и документов,определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежаосновного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика, производитрасчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользованиякредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита ипроцентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор исрочное обязательство. На основании подписанного руководителем банкакредитного договора бухгалтерия оформляет индивидуальному заемщику лицевойсчет. В случае увеличения предельного размера кредита на строительство,реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовыхдомиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета максимальновозможного размера при условии соблюдения установленных сроков освоениякредита. Дополнительный кредит на окончание строительства индивидуальногожилого дома может быть выдан только после предварительной проверки целевогоиспользования ранее полученного кредита на основании справки районнойгосадминистрации или районного архитектора об измененной сметной стоимостистроительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работпо старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные проверки наместе целевого использования не производятся, но обязательно должен бытьпредставлен промежуточный отчет об использовании ранее полученного кредита. Дополнительная выдача кредита производится на условиях, действующих намомент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитныйдоговор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетомостатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которымустановлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочноеобязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий идокументов по первоначальной выдаче. При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитногодоговора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательствопо ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения вграфики платежей. Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляютсяна беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка. Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним производитсязаемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам,выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные срокиплатежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чемчерез 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссудавыдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтомдомов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размережемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммыкредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. Пожеланию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашениязадолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с объединениемсуммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику возвращаютсяпроценты, полученные с него за недоиспользованный кредит. Погашениезадолженности по ссудам и процентам по ним может производиться заемщикамичерез учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятиясвязи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания иззаработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщикабухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Невнесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд.Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспорномпорядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан вмесячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись навзыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с заемщика или сего поручителя. При неуплате заемщиком очередных платежей, включаяпроценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с иском в суд о досрочномвзыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком. За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленныена договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре.Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных случаев, когда всоответствии с банковским законодательством Центральным банком и СоветомСбербанка вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд икатегориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентныхставок между учреждениями банка, находящимися на территории страны, путемустановления минимальных и максимальных границ величины процента засоответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссудзаемщикам. Минимальная граница процентных ставок устанавливается взависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению ирасходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспечиватьопределенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка.Максимальная граница устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка,спроса и предложения на отдельные виды потребительского кредита, может бытьодинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентныеставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах,предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентныхставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как правило,непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в зависимости отусловий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд иучетом платежеспособности заемщика. Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммыпроцентов за весь период пользования кредитом на время пользования им,исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользованияпринимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежейчерез равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороныдругих банков учитывается необходимость приоритетного предоставлениякредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее 1года или получает заработную плату через его учреждения независимо отсроков. В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль заправильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверкидокументов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о расходованиисредств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а такжепутем проверок на местах. При нарушении сроков платежей по ссуде ивозникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита вустановленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф вразмере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа за каждый деньпросрочки, что также предусматривается в договоре.6. Развитие ипотечного кредитования в Иркутской областиМеня как человека молодого и не располагающего достаточными средствами дляпокупки своего жилья наибольший интерес вызывает ипотечное кредитование иего развитие в Иркутской области. Так 23 июля 1999 года вышло распоряжениезаместителя главы областной администрации С.Брилко об образовании рабочейгруппы для подготовки распоряжений и законодательных актов касающихсясоздания Иркутского ипотечного агентства. Которое будет заниматьсявопросами ипотеки в Иркутской области. На данный момент группа ужеподготовила часть законов для рассмотрения и утверждения в Законодательномсобрании. По России за основу взята германская модель ссудосберегательныхкасс работающих по схеме 3-4% годовых на 8-10 лет, но у нас процентноесоотношение удвоилось, а где и утроились, а рассрочка сократилась вдвое,сделав ипотеку малодоступной для простых граждан. В Германии 80% ипотекисубсидируется правительством, наше же правительство с его проблемами не всостоянии делать такие взносы. Банкам тоже не выгодно в наше не стабильноевремя давать кредиты под небольшие проценты на длительный срок. Поэтомуадминистрация сначала должна будет среди наиболее надёжных банков выбратьуполномоченный и предложить различные льготы, то есть сделать работу повыдаче ссуд населению наиболее привлекательной. Установить льготные ставкиналога на прибыль, уменьшение размера арендной платы, компенсациязаниженной процентной ставки за счёт средств областного бюджета.Администрация области планирует подготовить предложение по решению вопросаполучения долгосрочного ипотечного кредита работнику предприятия подгарантии работодателя посредством продажи части государственного пакетаакций. Предприятиям, финансирующим строительство и приобретение жилья,будут предоставляться льготные процентные ставки по налогу на прибыль.Для развитее ипотечного кредитования в области существует немаловажнаяпроблема – отсутствие у кредитора возможности продавать заложенное клиентомжильё. Таким образом, банк выдав кредит и поучив в залог жильё, не можетвернуть свои деньги, если клиент оказался неплатёжеспособным. Дляпреодоление этой проблемы планируется создать фонд «отселенческого» или«временного» жилья. Также будет проработан вопрос по отселениюнеплательщиков ипотечного кредитования из заложенной квартиры(строительного объекта). Большое внимание при разработки документа уделенонезавершенному строительству и именно на «незавершенку» будет делатьсяставка при областном строительстве. Планируется, что в счёт долговпредприятий в областную собственность будут переданы недостроенные жилыедома с готовностью не менее 80%.Нам простым гражданам остаётся только надеяться, что все документы будутразработаны и приняты и ипотечное кредитование вступит в силу и будетобщедоступно как можно раньше.Заключение В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как,впрочем, и остальные государства, нелегкие времена. На современном этапе Центральный банк РФ использует всевышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенноприятно заметить тот факт, что главными методами, применяемымиЦентробанком, стали экономические. Важнейшим способ решения проблемы приодаления инфляции в течениепоследних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики,прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призваннымиограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самымоказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активнаяденежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов,правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спадпроизводства, одной из причин которого является уменьшениеплатежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказываетвоздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственногоположительного влияния на сферу производства. В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита вкачестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будетспособствовать снижению инфляции. Важное направление преодоления негативных результатов осуществленияжесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, врасширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересахразвития производства, улучшения соотношения между спросом и предложениеми, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколькоослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширенияиспользования кредита предприятиями, а также населением. Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационныезаймы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц.Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которыеотличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама системакредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могутосуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличенияденежной массы. И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелатьглавному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране -Центробанку удачи в его непосредственной деятельности. ПЛАН.Введение.Цели и направления денежно-кредитной политики.Инструменты денежно-кредитной политики.Рефинансирование коммерческих банков.Политика обязательных резервов.Операции на открытом рынке.Некоторые административные методы денежно-кредитной сферыОсновные типы денежно-кредитной политики (дешевых и дорогих денег ) Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной денежно-кредитной политики.(Опыт С.Ш.А.).Эффективность денежно-кредитной политики в России.Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальныевложения.Долгосрочное кредитование население на потребительские цели.Развитие ипотечного кредитования в Иркутской области.Заключение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное пособие. М., «Тандем» 1998 г.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М. «Дело» 1993 г.Маневич В., Козлова Е. «Альтернативная модель денежно-кредитной политики»«Деньги и кредит» 1996 г. № 12Ямпольский М.М. «Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики»«Деньги и кредит» 1996 г. № 8Симпсон Т. «Американский опыт функционирования центральной банковскойсистемы и угроза инфляции»; «Вопросы экономики», 1992, № 12.Андреев Б.И. «Ипотечное кредитование в регионе»; «Экономика, право,менеджмент», 1999, №7Михайлов С.Т. «Ипотека в Иркутске»; «Дело», 1999, №17