shkolaput.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зональная средняя общеобразовательная школа

Зонального района Алтайского края


Разработка урока литературы

для 7 класса по учебнику «Литература» В.Я.Коровиной


Тема урока: « Песни о войне»


Автор работы: Нелли Николаевна Тибейкина ,

учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МОУ Зональная средняя общеобразовательная школа

Адрес: 659400 Алтайский край, Зональный район,

с.Зональное, ул.Залинейная д.24 кв.2


с. Зональное

2010.


Цели урока:


  • познакомить учащихся с песенной поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;

  • показать, что своё назначение поэты и композиторы видели в служении Отечеству;

  • отработка навыков анализа поэтического текста.


Оборудование: выставка рисунков учащихся на военную тематику, подготовленных к уроку дома, выставка книг о Великой Отечественной войне; ноутбук, мультимедийный проектор.


Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, просмотр презентации, прослушивание песен о ВО войне.


Ход урока


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...


 

А.Т.Твардовский



  1. Вступительное слово учителя

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы размышляли о подвиге солдат в Великой Отечественной войне и рисовали рисунки. Какое счастье, что о войне вы знаете только из книг и фильмов. А ещё из воспоминаний своих дедов и прадедов, из семейного архива.


Как вы понимаете строки А.Т.Твардовского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Вы говорите, что война – это очень страшно. Это смерть, разрушение, горе, что не бывает войн справедливых, как не бывает на войне победителей – одни проигравшие; что, погибая ради нас с вами, воины учили нас, прежде всего, не убивать и ненавидеть, а любить. Любить всё и вся, учили быть на страже всего, что нам дорого. Всё верно… Значит, не зря погибали наши деды и прадеды. В память о них, чтобы ощутить с ними свою кровную связь, предлагаю перенестись в далёкий сорок первый год, во времена их юности, почувствовать атмосферу, которой они дышали. И помогут нам в этом песни тех огненных лет. Ведь песня согревала солдата на войне, песня звала на подвиги, песня помогает помнить о подвигах солдат в мирное время.

Песни первых недель войны – это грозный призыв, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

II Одной из первых песен о Великой Отечественной войне стала «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача.

Прослушивание фонограммы песни «Священная война»

Сообщение заранее подготовленного учащегося истории создания песни.

III Широкую известность в годы войны получили песни «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (автор слов – Исаковский), « В землянке» (А.Сурков), «Соловьи»(Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга.

Давайте послушаем песню на слова Е.Долматовского «Случайный вальс». У неё необычная история.

Сообщение заранее подготовленного учащегося истории создания песни.

IV Стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. Об этом песня на стихи М.Исаковского «Огонёк».


(Звучит песня «Огонёк» в исполнении ученика)

V История создания песни «Эх дороги»

Просмотр презентации к песне, подготовленной учащимися к сегодняшнему уроку.

VI В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Война ж - «совсем не фейерверк, а просто тяжкая работа». Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

VII. Итог урока.

Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку песенного творчества периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы:любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.