shkolaput.ru 1 2 ... 13 14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Работа выполнена в ГОУВПО „Санкт−Петербургский государственный универ-
„САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ситет информационных технологий, механики и оптики“ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ“ 
 
 
 
 
Научный консультант:  
 

доктор технических наук, профессор 
 
Гатчин Юрий Арменакович 
На правах рукописи 
 
 
Официальные оппоненты: 
доктор технических наук, профессор 
 
Демин Анатолий Владимирович 
 
 
 
доктор технических наук, профессор 
 
Анисимов Владимир Иванович 
 
 
 
доктор технических наук, профессор 
Жаринов 
Игорь Олегович 
Сидоркина Ирина Геннадьевна 
 
 
 
Ведущая организация:  ГОУВПО „Санкт−Петербургский государственный 
 
университет аэрокосмического приборостроения“ 
 
 
ПРИНЦИПЫ 
ПОСТРОЕНИЯ 
 
И 
МЕТОДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 
 
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 
СИСТЕМ ИНТЕГРИРОВАННЫХ 
Защита состоится 16 ноября 2010 г. в 15 час. 50 мин. на заседании диссертаци-
КОМПЛЕКСОВ 
БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ 
онного  совета  Д 212.227.05  при  ГОУВПО  „Санкт−Петербургский  государственный 
 
университет  информационных  технологий,  механики  и  оптики“  по  адресу:  197101, 
 
Санкт−Петербург, Кронверкский пр., д. 49. 
 
 
 
С 
диссертацией 
можно 
ознакомиться 
в 
библиотеке 
ГОУВПО 
Специальность: 05.13.12 
„Санкт−Петербургский  государственный  университет  информационных  технологий, 
„Системы автоматизации проектирования“ 
механики и оптики“. 
(приборостроение) 
 
 
Автореферат разослан “_____” ______________ 2010 г. 
 

 

 
 
 
Ваши  отзывы  и  замечания  по  автореферату  (в  двух  экземплярах),  заверенные 
 
печатью,  просим  направлять  в  адрес  университета:  197101,  Санкт−Петербург,  Крон-
 
веркский пр., д. 49, ученому секретарю диссертационного совета Д 212.227.05. 
АВТОРЕФЕРАТ 
 
диссертации на соискание ученой степени 
 
доктора технических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь 
 
диссертационного совета Д 212.227.05, 
Санкт-Петербург 
кандидат технических наук, доцент 
 
 
В. И. Поляков 
2010 




ОБЩАЯ 
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
К  числу  государственных  программ,  направленных  на  разработку  новых  и  со-
 
вершенствование (модернизацию) существующих комплексов БРЭО с использованием 
Актуальность  
проблемы.  Сложившаяся  за  последнее  десятилетие  ситуация  в 
новых  технических  решений,  включая  конструкторские  и  технологические  решения 
отечественной  авиационной  промышленности  позволяет  констатировать,  что  рынок 
САПР и CALS-технологии в авионике, относятся: 
бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) в Российской Федерации сегодня 
• программа  „Развитие  гражданской  авиационной  техники  России  на  2002—
уже  сформировался.  На  большинстве  специализированных  международных  авиакос-
2010 гг. и на период до 2015 г.“, выполняемая в рамках постановления Правительства 
мических салонов (Ле Бурже (Франция), Фарнборо (Великобритания), МАКС (Россия), 
РФ от 15 октября 2001 года № 728: „О федеральной целевой программе развития авиа-
Бангалор (Индия), Джухай (Китай) и т.д.) постоянно экспонируются новейшие дости-
ционной техники России на 2002—2010 гг. и на период до 2015 г.“; 

жения  авиационной  техники,  сопутствующих  технологий  и  средств  автоматизации 

 программа  модернизации  и  развития  интегрированных  комплексов  и  систем 
проектирования БРЭО. В отрасли создаются и  успешно развиваются  новые все более 
цифрового  оборудования  самолетов  гражданской  авиации  России  на  период  2003—
крупные консорциумы и корпорации  ГК „Ростехнологии“, ОАО «Корпорация „Аэ-
2010 гг. („Авионика − 2010“); 
рокосмическое  оборудование“»,  ОАО  «Холдинговая  компания  „Авиаприбор-
• программа „Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 
холдинг“»,  Холдинговая  компания  „Ленинец“,  ОАО  «НПЦ  „Технокомплекс“»  и  ряд 
2008—2015 гг.“, выполняемая в рамках постановления  Правительства РФ от 23 июня 
других,  объединяющие  под  своим  началом  множество  отдельных  предприятий,  заня-
2007 г. № 972-р и ряд других. 
тых в сферах разработки и производства современной авионики. 
Таким образом, теоретические и прикладные исследования принципов построе-
На  фоне  успехов  перспективных  зарубежных  исследований  (компаний  Astro-
ния  и  методологии  проектирования  интегрированных  систем  и  комплексов  БРЭО  яв-
nautics Corporation of America, Aerospace Display Systems Inc., Display and Technologies 
ляются сегодня актуальными, способствуют повышению обороноспособности страны, 
Interface  Product,  Planar  Advance  Inc.,  Systran  Corporation,  Thales,  Honeywell,  Rockwell 
ускорению  научно-технического  прогресса  и  позволяют  вывести  проектирование 
Collins,  Allide  Signal  и  других),  проводимых  под  эгидой  объединенного  комитета 
авионики на качественно новый уровень. 
НАТО по стандартизации архитектуры авиационных комплексов ASAAC (Allied Stan-
Объектом  исследования  диссертационной  работы  является  вычислительная 
dard Avionics Architecture Council) в рамках программ создания в США новых концеп-

система  комплексов  бортового  оборудования,  разрабатываемая  в  рамках  концепции 

ций построения БРЭО  DAIS, Pave Pillar / F22 (Raptor), Pave Pace / JSF (Joint Strike 
интегрированной модульной авионики и образующая ядро современного БРЭО. 
Fighter — F35), MASA (Module Avionics System Architecture), интегрированных систем 
Предметом  исследования  диссертационной  работы  являются  характеристики 
датчиков    ISS  (Integrated  Sensor  System),  стандартных  конструкций  электронных 
вычислительной  системы  БРЭО,  обеспечивающие  статическое,  динамическое  и  ин-
модулей  SEM (Standard Electronic Module), и AAAP (Advanced Avionics Architecture 
формационное  подобие  реального  объекта  разработки  требованиям  тактико-
and Packing) в Великобритании, российскими НИИ и КБ сегодня ведется поиск новых 
технического задания (ТТЗ), а также автоматизированные методы целенаправленного 
научных направлений развития БРЭО, исследования научных основ проектирования и 
изменения  указанных  характеристик  за  счет  технических  решений,  закладываемых  в 
управления качеством проектных работ, методологии построения и функционирования 
систему на этапе ее проектирования. 
БРЭО, способных обеспечить качественный и долговременный паритет отечественных 
В диссертационной работе использован подход к описанию принципов построе-
разработок в целевой эффективности и конкурентоспособной борьбе. 
ния  и  методологии  автоматизированного  проектирования  интегрированных  вычисли-
Детальная  проработка  методов  и  средств  проектирования,  оптимальная  компо-
тельных  систем  комплексов  бортового  оборудования  на  основе  методов  
исследова-
зиция совокупности функциональных систем  в единый комплекс требует от  исследо-
ния,  развитых  в  теории  систем,  теории  подобия,  теории  принятия  решений,  теории 
вателей создания сквозной технологии автоматизированного синтеза, которая обеспе-

алгоритмов, теории и методов САПР, принципов системного подхода и композицион-

чила  бы  снижение  неопределенности  в  оценке  основных  свойств  разрабатываемых 
ного проектирования, математического моделирования. 
систем до уровня, позволяющего осуществить обоснованный выбор наилучшего вари-
Диссертационная работа является дальнейшим развитием теории и методологии 
анта  структуры  и  параметров  БРЭО,  а  также  отдельных  видов  его  подсистем  уже  на 
автоматизированного  проектирования  БРЭО,  значительный  вклад  в  которые  внесли 
начальном этапе  этапе эскизного проектирования. 
такие известные ученые отрасли как: Е. А. Федосов, Г. И. Джанджгава, П. П. Парамо-
В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  такая  технология  отсутствует.  Об 
нов, А. А. Оводенко, П. А. Ефимов, Г. А. Ильенко, А. И. Гайкович, А. А. Турчак, В. С. 
актуальности исследований в этом направлении свидетельствует, в частности, недавно 
Платунов, В. А. Годунов, И. П. Норенков, Р. И. Сольницев, В. В. Курейчик, Ю. А. Гат-
опубликованный  перечень  критических  технологий,  утвержденный  Правительством 
чин, В. Н. Ефанов, Р. А. Шек-Иовсепянц, Ю. И. Сабо, Б. В. Видин, И. Г. Захаров и др. 
РФ, а также ряд целевых федеральных программ РФ, исполнителями  которых высту-
Цель 
диссертационной работы состоит в обобщении и развитии теории и ме-
пают  такие  известные  Российские  предприятия,  как  ФГУП  „ГосНИИ  АО“,  ФГУП 
тодов  автоматизации  проектирования  бортовых  цифровых  вычислительных  систем 
„ГосНИИ  АС“,  ФГУП  „ГосНИИ  ГА“,  ФГУП  „ГосНИИ  Аэронавигации“,  ЦАГИ, 
(БЦВС)  и  создании  на  этой  основе  теоретического  обеспечения,  охватывающего  все 
ФНПЦ РПКБ „Раменское“, ФГУП «СПб ОКБ „Электроавтоматика“ им. П. А. Ефимо-
необходимые  аспекты  автоматизации  и  исследования  принципов  построения  и  мето-
ва»,  КБ  „Сигнал“,  ОАО  „Авиаприбор-холдинг“,  МНПК  „Авионика“,  НПП  „Полет“, 

дологии  проектирования  аппаратных  средств  БЦВС  в  соответствии  с  основными  по-
ВНИИРА, ОАО „Туполев“, ЗАО „Транзас“, ЛИ и ДБ им. М. М. Громова и другие. 
ложениями концепции интегрированной модульной авионики (ИМА). 


следующая страница >>