shkolaput.ru 1 2 ... 10 11

На правах рукописи 

 
 
 
 

 

ЩЕЛОКОВА  

Екатерина Галиуловна 

 

 

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ  

КАРЬЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

 

 
Специальность 19.00.05 – «Социальная психология» 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание учёной степени 
кандидата  психологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ярославль – 2012 
 



Работа  выполнена  на  кафедре  прикладной  психологии  Федерального  госу-
дарственного  бюджетного  образовательного  учреждения  высшего  профессио-
нального образования «Южно-Уральский государственный университет» (нацио-
нальный исследовательский университет) 
 
Научный руководитель –  
доктор психологических наук, доцент  
Ященко Елена Федоровна 
 
Официальные оппоненты: 
Назаров Владимир Иванович, 
доктор психологических наук, профессор, 
Ивановский государственный университет, 
заведующий  кафедрой  психологии,  соци-
альной работы и политической психологии 
  
 
Филатова Ольга Валерьевна, 
кандидат психологических наук, доцент, 
Владимирский государственный универ-
ситет имени Александра Григорьевича и 
Николая Григорьевича Столетовых,  
заведующая кафедрой психологии  
 
Ведущая организация –  
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный 
университет имени первого Президента 
России Б.Н. Ельцина» 

 
Защита состоится «25» мая 2012 года в 10.00 на заседании диссертацион-
ного  совета  Д 212.002.02  в  Ярославском  государственном  университете 
им. П.Г. Демидова по адресу: 150057, г. Ярославль, проезд Матросова, д. 9 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  научной  библиотеке  Ярославского 

государственного  университета  им.  П.Г.  Демидова  по  адресу:  150003, 

г. Ярославль, ул. Полушкина роща, д. 1а. 
 
Автореферат разослан «     » апреля 2012 года. 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета                                                                    Клюева Н.В. 
 
 



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Актуальность  темы  исследования.  Проблема  реализации  человеком 
стратегий саморазвития в профессии и карьере в условиях качественных преоб-
разований  современного  российского  общества  становится  чрезвычайно  акту-
альной,  поскольку  предполагает  выбор,  основанный  на  осознании  ценностей 
жизненного,  в  том  числе  профессионального  и  карьерного,  пути,  придающего 
жизни смысл и равновесие в постоянно меняющемся мире. 
Современные  условия  развития  российского  общества  способствовали 
ценностной переориентации, связанной с приходом «культуры успеха», харак-
терной  для  западных  стран.  В  новом  российском  обществе  «делать  карьеру» 
стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным 
человеком.  Образ  успешного  обеспеченного  человека,  пропагандируемый  в 
СМИ и вместе с тем не имеющий собственной культурно-исторической основы, 
вызывает  у  современной  молодёжи  желание  иметь  высокий  статус  и  легкие 
деньги, которое не подкреплено стремлением развивать соответствующие про-
фессиональные  компетенции.  В  этом  отношении  интересно  определить,  как 
сейчас  представляет  своё  карьерное развитие  современное  студенчество,  в  ка-
кой степени молодые люди осознают стратегии собственной карьерной направ-
ленности, ценности и смыслы, на которых она основана.  
На  фоне  происходящих  социально-экономических  и  социально-
политических  явлений  актуален  рефлексивный  подход  к  построению  и  разви-
тию  индивидуальной  карьеры,  осмысление  своей  карьерной  направленности, 

осознанное  принятие  личностных  ценностей  и  создание  собственной  системы 

ценностных  и  смысложизненных  ориентаций.  Особенно  это  представляется 
важным  на  начальных  этапах  профессионализации,  когда  осуществляется  ос-
воение  содержания  будущей  профессиональной  деятельности.  У  студентов, 
особенно на завершающем этапе вузовской подготовки, происходит формиро-
вание  карьерных  ориентаций,  связанных  как  с  определёнными  личностными 
особенностями, так и с социальными влияниями, и определяющих постановку 
карьерных целей и карьерных планов (О.П. Терновская, Н.Н. Мельникова, А.А. 
Жданович).  
Система  общего  и  высшего  образования  не  обеспечивает  в  полной  мере  
формирование у обучающихся готовности к осмысленному и самостоятельному 
выбору  жизненного  и  профессионального  пути  (А.И.  Постовалова),  развитие 
способностей к саморегуляции, самообразованию, саморазвитию (В.А. Сласте-
нин),  личностных  структур,  характеризующих  человека  как  профессионала, 
субъекта  профессиональной  деятельности  (Ю.П.  Поварёнков,  Л.М.  Митина)  и 
своего жизненного пути (Л.И. Дементий, Е.В. Купченко).  
Таким  образом,  актуальность  темы  диссертационного  исследования  обу-
словлена, с одной стороны, объективной необходимостью научной и личност-
ной  рефлексии  о  стратегиях  саморазвития  в  профессии  и  карьере,  а,  с  другой 
стороны, недостаточной изученностью карьерной направленности как социаль-
но-психологического  феномена  в  онтологическом,  структурном,  содержатель-
ном и других планах. 
 



следующая страница >>