shkolaput.ru 1 2

На правах рукописи




Судакова юлия Евгеньевна


Формирование физической культуры Личности

подростков, склонных к употреблению

психоактивных веществ


13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ




диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук




Волгоград – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и истории физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры


Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Кудинов Анатолий Александрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

Вершинин Михаил Александрович;

кандидат педагогических наук

Каинов Андрей Николаевич


Ведущая организация – Самарский государственный педагогический

университет


Защита диссертации состоится 16 июня 2010 г. в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, город Волгоград, проспект В.И. Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.


Автореферат разослан «___» _________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

профессор МОСКВИЧЕВ Ю.Н.


I. общая характеристика работы

Актуальность исследования. Распространение наркомании в Российской Федерации приняло катастрофические размеры и приобрело черты социального бедствия, угрожающего национальной безопасности страны. Это явление оказывает возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности личности и государства [Н.В. Паршикова, 2002; А.Г. Комков, 2002; С.П. Евсеев, 2004; А.Г. Грецов, 2009].


Общественное отношение к наркомании сегодня характеризуется как негативное и отвергающее. Это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Он оказывается на краю общества, загнанный туда одноклассниками, родителями, милицией и социальными службами. Единственная среда, где подростка девиантного поведения принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать», - это среда, в которой господствует культура потребления психоактивных веществ [А.А. Кудинов, В.Н. Сергеев, В.П. Черкашин, А.И. Шамардин, 2009].

«Выдавливание» наркомана из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой «трудный» подросток уже не способен существовать [А.В. Моченов, 2002; О.А. Никулина, 2009]. Наиболее восприимчивым к наркомании является подростковый возраст, когда еще не сложилось мировоззрение молодых людей, поэтому они более подвержены влиянию окружающих, в особенности сверстников [Ю.А. Клейберг, 2006].

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в работе с подростками девиантного поведения, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления подрастающего поколения [А.Т. Паршиков, П.А. Виноградов, В.П. Моченов, С.И. Изаак, 2002; А.А. Сучилин, 2002; В.Н. Сергеев, 2004]. К сожалению, физическая культура и работа с «трудными» подростками сосуществуют практически независимо друг от друга, достаточно редко соприкасаясь. Лучшим иммунитетом к наркотикам является рациональная двигательная активность, оптимистическая, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция молодого человека [В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, 2002; А.Г. Грецов, Е.Г. Попова, Т.А. Бедарева, 2008].

Изучая вопросы формирования физической культуры личности подростков девиантного поведения, склонных к употреблению психоактивных веществ, мнения специалистов разделились: одни ученые [Ю.В. Окуньков, В.А. Лащинский, А.С. Султанов, 2002] предлагают использовать массовую физическую культуру как средство вовлечения подростков в физкультурно-спортивную деятельность, другие [П.А. Виноградов, 2002; С.П. Евсеев, 2004] считают, что необходимо подбирать специфические физические упражнения для коррекции их физического, нравственного и психоэмоционального состояния, формирования физической культуры личности.


К сожалению, современная педагогическая наука не предлагает эффективных подходов для формирования физической культуры личности подростков девиантного поведения. Нерешенность многих проблем использования физических упражнений в процессе формирования физической культуры «трудных» подростков, противоречивость взглядов специалистов об эффективных направлениях решения изучаемых вопросов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле, особенно актуальной в отечественных условиях.

Объект исследования: процесс формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.

Предмет исследования: средства, методы и организационные формы формирования физической культуры личности «трудных» подростков.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.

Гипотеза исследования. Программа формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, будет педагогически целесообразной и эффективной, если в ее основу положить средства и методы физической культуры и спорта, которые смогут обеспечить:

- формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом на основе учета двигательных интересов и потребностей занимающихся, их типологических особенностей;

- условия для личностной самореализации подростка, переход к педагогическому сотрудничеству учителя и ученика;

- сопряженное развитие физических и морально-волевых качеств, психических и личностных характеристик;

- стимулирование позитивного личностного саморазвития и самовоспитания подростков девиантного поведения.

Для достижения поставленной цели в исследовании было определено решение следующих задач:


1. Охарактеризовать распространенность вредных привычек у различного контингента подростков девиантного поведения, изучить их физкультурно-спортивные потребности и интересы.

2. Выявить особенности самоощущения и ведущие факторы, определяющие интерес к занятиям физическими упражнениями, установить взаимосвязь между уровнем развития физических способностей и психическим состоянием занимающихся.

3. Разработать и экспериментально обосновать программу формирования физической культуры личности подростков девиантного поведения, склонных к употреблению психоактивных веществ.

Методологическую базу исследования составили: системный подход (Л. фон Берталанфи, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); теория функциональных систем (П.К. Анохин); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); фундаментальные положения теории физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин); концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков); концепция индивидуализации физического воспитания школьников (В.К. Бальсевич, В.А. Ермаков); идеи здоровьесберегающих педагогических технологий (В.К. Бальсевич, П.В. Бундзен, А.В. Шаханова), проблемы развивающего обучения (В.В. Давыдов); концепция формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский); теоретические положения профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта (П.А. Виноградов, Н.В.Паршикова, В.А. Кабачков, С.П. Евсеев); концепция социализации подростков девиантного поведения (Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; обобщение передового практического опыта; педагогическое наблюдение; антропометрические измерения; контрольные испытания; медико-биологические методы исследования; диагностика психических состояний и свойств личности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.


Организация исследования.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 2, 9, 10, 17 города Димитровграда Ульяновской области в период 2005-2010 годы и осуществлялось в четыре этапа. В нем приняли участие 1039 мальчиков девиантного поведения в возрасте 10-15 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечена научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, его современной методологической базой; разнообразием использованных методов и их адекватностью поставленным задачам; достаточным объемом выборки и репрезентативностью экспериментального материала, корректной статистической обработкой данных.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении перспективных направлений формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ; разработке и экспериментальной апробации новых форм организации физкультурно-спортивной деятельности, направленных на формирование физической культуры личности подростков в структуре их личностных ценностей; создании программно-методического обеспечения по формированию физической культуры личности подростков указанной категории.

Впервые доказано преимущество использования личностно ориентированных средств физической культуры и спорта в формировании личностных ресурсов, обеспечивающих у подростков девиантного поведения социально-нормативный стиль жизни с доминированием ценностей здорового образа жизни. Уточнены основные компоненты, направленные на формирование потребности трудных подростков в двигательной активности, а также неприятие асоциального поведения, вредных привычек и употребления психоактивных веществ.

Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в дополнении и конкретизации теории и методики физического воспитания учащейся молодежи положениями и выводами диссертации, в которых:

- детально описаны особенности структуры взаимосвязи показателей физического состояния у различного контингента подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ;

- объясняется механизм сопряженного развития физических, морально-волевых, психических и личностных характеристик у данного контингента;

- дается понимание смысла необходимости и педагогической значимости комплексного воздействия средств классно-урочной, внеклассной и внешкольной форм физкультурно-спортивной работы в процессе формирования физической культуры личности трудных подростков.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанной в диссертации программы формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, повышает эффективность учебного процесса, формирует у изучаемой категории подростков мотивацию к здоровому образу жизни, обеспечивает их социально-педагогическую адаптацию к условиям современной жизнедеятельности.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ, специальных образовательных учреждений, в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки школьных учителей физической культуры, тренеров по видам спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Факт сформированности физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, социально ориентирует данный контингент, вызывает у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствует формированию спортивного стиля жизни, создает условия для появления новых позитивных жизненных целей и позиций, повышает самооценку, способствует самоутверждению личности, борьбе с вредными привычками, нацеливает на здоровый образ жизни и физическое совершенствование.

2. Программа формирования физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, включающая классно-урочную, внеклассную и внешкольную физкультурно-спортивную работу, а также нетрадиционные формы организации и управления этим процессом, которые нацелены на формирование у трудных подростков ценностей физической культуры, является эффективной и педагогически целесообразной для применения в условиях современной общеобразовательной школы.


Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международных (Димитровград, 2009; Чебоксары, 2009; Ульяновск, 2009), всероссийских (Димитровград, 2003, 2005, 2007; Санкт-Петербург, 2009; Ульяновск, 2009) и региональной (Димитровград, 2003) конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории физической культуры и спорта Волгоградской государственной академии физической культуры и кафедры социальных и экологических наук Димитровградского филиала Ульяновского государственного университета и опубликованы в 12 работах.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практику работы МОУ СОШ № 23, спортивного клуба «Нейтрон», ДЮСШ спортивного клуба «Нейтрон», гимназии города Димитровграда.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, практических рекомендаций, выводов, списка литературы. Диссертация изложена на 162 страницах машинописного текста, иллюстрирована 6 рисунками и 18 таблицами. Список литературы состоит из 208 наименований, из которых 13 - на иностранных языках.


II. Основное содержание работы


Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретико-методические основы формирования физической культуры личности подростков» рассматриваются современные физкультурно-спортивные технологии укрепления психофизического состояния учащейся молодежи, выявляются основные направления формирования физической культуры личности подростков, определяются средства физической культуры и спорта, обеспечивающие профилактику подростковой наркомании.

Во второй главе работы дается описание методов исследования, раскрывается содержание основных этапов ее организации.


В третьей главе диссертации рассматриваются эффективные средства, методы и организационные формы физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности учащихся девиантного поведения.

Опрос 376 «трудных» подростков показал, что основной возраст первого знакомства с наркотиками составляет 10-11 лет. Анонимные исследования показали, что данная характеристика повышается с возрастом (рис. 1): от 6,3 % (возраст 10 лет) до 53,6 % (возраст 15 лет). Они рассказывали одноклассникам о «благоприятном» состоянии после принятия наркотиков и предлагали попробовать им.

Среди опрошенных подростков девиантного поведения употребляют спиртные напитки от 25,0 % (возраст 10 лет) до 89,3 % (возраст 15 лет). Наибольший рост числа школьников, употребляющих спиртные напитки, зафиксирован в возрасте 14-15 лет. По данным опроса, крепкие алкогольные напитки начинают употреблять дети 11-12-летнего возраста. Анализ результатов анкетирования показывает сопряженность распространения вредных привычек у подростков девиантного поведения: употребляющие наркотики, курят и выпивают алкогольные напитки. К употреблению наркотиков 58,5 % подростков девиантного поведения пришли из-за любопытства, 19,7 % подражая другим, 11,7 % обследуемых попробовали их по предложению друзей, 9,0 % получили в качестве бесплатного угощения, а 1,1 % респондентов применяли их под воздействием угроз.




Рис. 1. Распространенность вредных привычек у подростков

девиантного поведения

Трудные подростки не считают важными для себя мотивами получения удовольствия от игровой и соревновательной деятельности, самосовершенствования и приобретения практических навыков физкультурно-спортивной деятельности. Эти занимающиеся не принимают идеологию физической культуры и здорового образа жизни. Привлекательными для них являются виды спорта, формирующие силовые способности, которые позволяют защитить себя в экстремальных условиях современной жизни (атлетизм, тяжелая атлетика, единоборства).


Целесообразно увеличить количество нетрадиционных видов спорта, доступных для данного контингента, включать их в программы школьных и городских спортивных соревнований. Мы также считаем, что проведение физкультурно-спортивных мероприятий с учетом интересов подростков девиантного поведения способствует формированию у них физической культуры личности, здорового образа жизни, предупреждает наркоманию в подростковой среде.

Результаты нашего исследования показывают, что только отдельные (14,3 %) учащиеся девиантного поведения заняты организованным досугом (кружки, спортивные секции). Особенность их подросткового досуга – небольшое число (11,4 %) школьников, которые помогают родителям по дому. У «трудных» подростков отмечается дисгармоничность компонентного состава их личностной физической культуры, деятельностная составляющая не является следствием проявления осознанных мотивов, отсутствует целостное представление о возможностях и направлениях применения средств физической культуры и спорта в целях личностного развития. Большинство (71,8 %) подростков девиантного поведения имели низкую толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления. Это указывает о недостаточном уровне физического состояния данного контингента.

Физическое и психоэмоциональное состояние подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, характеризуется наличием взаимосвязи показателей двигательных возможностей с психоэмоциональным состоянием. У молодых людей с низким и ниже среднего уровнями физической подготовленности отмечается повышенный уровень тревожности, низкая умственная работоспособность, недостаточная психическая устойчивость.

При общем положительном отношении к занятиям физическими упражнениями, 45,9 % учащихся девиантного поведения негативно относятся к урокам физической культуры. Такое отношение к учебному процессу по физической культуре определяется плохой организацией уроков (35,9 %), однообразием учебного материала (29,5 %), невнимательным отношением учителя физической культуры (17,8 %), отсутствием ощутимого прогресса показателей физической подготовленности (16,8 %).


К наиболее значимым факторам, определяющим интерес к урокам физической культуры, подростки девиантного поведения относят: разнообразие средств и методов тренировки (36,9 %), снижение усталости и повышение физической работоспособности (27,9 %), всестороннее физическое развитие (26,7 %).

Основные особенности физкультурно-спортивной работы с подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ:

- учебно-воспитательный процесс должен сочетать повышенное внимание к учащимся и разумную требовательность, включать педагогическое сотрудничество учителя и ученика, способствовать формированию интереса и потребностей к занятиям физическими упражнениями;

- подбор средств и методов физической культуры и спорта должен быть адекватным личностным особенностям занимающихся, способствовать формированию психофизической устойчивости, положительной самооценки, самодисциплины;

- необходимо постоянно создавать условия для поиска собственных путей преодоления неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды.

Нами специфицировался контингент подростков девиантного поведения на уровне первичной профилактики наркомании. Были выделены следующие типологические группы: «активный», «взрывной», «замкнутый» и «зависимый». Наиболее часто (34,0 %) встречается «активный» тип, далее по частоте проявления выявлены «трудные» подростки зависимого (23,9 %), взрывного (21,8 %), замкнутого (20,3 %) типов. На наш взгляд, целесообразно специфицировать средства физической культуры и спорта для данных типологических групп подростков девиантного поведения, чтобы полнее реализовать их двигательные возможности.

Формирование физической культуры личности подростков девиантного поведения возможно за счет перехода к личностно ориентированным средствам и формам организации занятий физическими упражнениями. Это обеспечит оптимальный объем двигательной активности для каждого молодого человека, будет способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повысит уровень психофизической подготовленности.


Результаты исследования показывают, что с возрастом самоощущение занимающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ, в процессе занятий физическими упражнениями проявляется по-разному: подростки зависимого типа выделяют эгоизм – 1,79 балла, злость – 2,67 балла, страх – 2,82 балла; учащиеся взрывного типа – расслабление – 1,72 балла, азарт – 2,22 баллов, радость – 2,81 баллов; подростки активного типа – азарт – 1,31 балла, эгоизм – 1,81 балла, двигательное удовлетворение – 2,60 балла; подростки замкнутого типа – эгоизм – 1,60 балла, страх – 2,30 балла, злость – 3,04 балла. У анализируемых групп «трудных» подростков гордость и вдохновение занимают низкие рейтинговые оценки.

Проведенное исследование показало, что у различного контингента обследуемых в процессе занятий физической культурой и спортом наблюдаются разные ведущие факторы (табл. 1): у занимающихся активного типа превалируют желание показать себя с лучшей стороны (43,8 %), мода и престиж (39,1 %), возможность расширить круг знакомых (34,4 %); у замкнутого типа – стремление почувствовать себя увереннее (65,8 %), отвлечься от повседневности, активный отдых (42,1 %), желание понравиться противоположному полу (39,5 %); у зависимого типа – почувствовать себя увереннее (60,0 %), показать себя с лучшей стороны (46,7 %), желание научиться красиво двигаться (44,4 %); у взрывного типа – показать себя с лучшей стороны (53,7 %), стремление иметь красивую фигуру (41,5 %), добиваться поставленной цели (39,0%).

Таблица 1


Факторы значимости занятий физической культурой и спортом

у различного контингента подростков девиантного поведения


№ п/п


Факторы

Типологические группы


«Зависимый» (n = 45)

«Взрывной»

(n = 41)

«Активный» (n = 64)

«Замкнутый»

(n = 38)

1.

Отвлечение от повседневности, активный отдых


26,7


22,0


28,1


42,1

2.

Мода, престиж

15,6

19,6

39,1

21,1

3.

Стремление иметь красивую фигуру

31,1

41,5

26,6

18,4

4.

Желание научиться красиво двигаться

44,4

26,8

31,3

26,3

5.

Добиваться поставленной цели

24,4

39,0


29,7

26,3

6.

Расширить круг знакомых

11,1

24,4

34,4

18,4

7.

Здоровье

17,8

17,1

25,0

10,5

8.

Желание понравиться противоположному полу


22,2


22,0


18,8


39,5

9.

Показать себя с лучшей стороны

46,7

53,7

43,8

31,6

10.

Почувствовать себя увереннее

60,0

33,9

23,2

65,8


Примечание. Респонденты могли выбирать три варианта ответов, выделены наиболее значимые факторы.


Таким образом, заметно изменяется структура значимости факторов занятий физической культурой и спортом у подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, под воздействием их типологических особенностей.

Результаты наших исследований позволили установить специфику взаимосвязи между уровнями развития физических способностей и показателями психического состояния у данного контингента (табл. 2): наиболее выраженно коррелируют характеристики самочувствия и выносливости («зависимый» − 0,525), самочувствия и гибкости («замкнутый» − 0,605), активности и выносливости («взрывной» − 0,534), объема внимания и координационных способностей («зависимый» − 0,562), настроения и гибкости («замкнутый» − 0,524), активности и силовых способностей («замкнутый» − 0,488), самооценки и координационных способностей («замкнутый» − 0,508), настроения и выносливости («активный» − 0,532).


Следовательно, чем чаще подросток, склонный к употреблению психоактивных веществ, в течение дня занимается физическими упражнениями, тем устойчивее его психика и менее агрессивное поведение.

В процессе учебной деятельности эти подростки выполняют различные физические упражнения, направленные на сопряженное развитие физических способностей и морально-волевых качеств, поэтому важно знать такую взаимообусловленность. У данного контингента обследуемых показатели качества «решительность» взаимосвязаны с результатами бега на 30 м («замкнутый» − -0,634; «взрывной» − -0,601; «зависимый» − -0,572; «активный» − -0,536), а характеристики качества «настойчивость» − с показателями подтягивания на перекладине («активный» − 0,634; «замкнутый» − 0,603; «взрывной» − 0,517).

По нашим данным, результаты наклона туловища вперед взаимосвязаны с показателями качества «правдивость» («взрывной» − 0,567), «самокритичность» («замкнутый» − 0,516) и «справедливость» («зависимый» − 0,517; «активный» − 0,434). Результаты бега на 1000 м оказывают влияние на сформированность качества «справедливость» («замкнутый» − -0,615; «взрывной» − -0,492). У подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, результаты прыжка в длину с места достоверно взаимосвязаны с показателями качества «решительность» («зависимый» − 0,524; «активный» − 0,496) и настойчивость («замкнутый» − 0,636; «зависимый» − 0,520).

Материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что занятия физической культурой и спортом, с одной стороны, сопряженно развивают физические способности и формируют морально-волевые качества у подростков девиантного поведения, с другой стороны, отчетливо выражена специфичность влияния направленности тренировочных средств в процессе их физической подготовки.

По нашим данным, на мотивированность общественной деятельности молодых людей также оказывает фактор их типологических особенностей. Отмечается высокий уровень пассивности в общественной деятельности учащихся зависимого (35,6 %) и замкнутого (52,6 %) типов. Подростки взрывного и активного типов чаще выступают инициаторами общественных дел, а отдельные из них активно выполняют общественную работу в школе, в процессе организации физкультурно-спортивных мероприятий по месту жительства. У различного контингента трудных подростков отношение к общественным


Таблица 2

Взаимосвязь показателей развития физических способностей и психического состояния

у различного контингента подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ

№ п/п

Физические

способности

Типологические группы

Признаки психического состояния

Самочувствие

Активность

Настроение

Тревожность

Самооценка

Объем внимания


1.


Выносливость

«Зависимый»

525

526

424

-470

174

133

«Взрывной»

496

534

486

201

164

166

«Активный»


478

530

532

-474

133

180

«Замкнутый»

515

494

498

224

072

230

2.

Силовые

способности

«Зависимый»

148

404

130

-124

170

204

«Взрывной»

264

436

292

-225

302

170

«Активный»

139

424

164

-124

116

133

«Замкнутый»

116

488

438

170

-062

103

3.


Скоростные

способности

«Зависимый»

234

167

188

-111

210

160

«Взрывной»

172

465

280

-205

426

292

«Активный»

421

404

194

-222

479

177

«Замкнутый»

469

501

485

135

154

072

4.

Координационные способности

«Зависимый»

276

172

211

-197

472

562

«Взрывной»

199

436

174

-203

459


480

«Активный»

235

480

230

-174

450

476

«Замкнутый»

452

509

172

150

508

501


5.


Гибкость

«Зависимый»

472

201

480

-463

166

139

«Взрывной»

497

136

476

-490

409

160

«Активный»

512

204

458

-178

492

173

«Замкнутый»

605


436

524

-469

170

234


Примечание. Коэффициенты корреляции умножены на 103, выделены достоверные

характеристики взаимосвязи.

поручениям хотя и проявляется по-разному, но многих из них привлекает процесс деятельности, направленный на решение своих личных проблем.

Серьезные проблемы подростки с отклоняющимся поведением испытывают в учебной деятельности: большинство из них учится в общеобразовательной школе без интереса, часто пропуская уроки («зависимый» – 31,2 %, «взрывной» – 30,0 %, «активный» − 15,6 %, «замкнутый» − 13,2 %) или посещая учебные занятия избирательно («взрывной» – 35,6 %, «активный» - 34,4 %, «замкнутый» − 31,6 %, «зависимый» – 25,0 %). Только отдельные (15,2 %) учащиеся регулярно посещают учебные занятия в школе.

Большинство (56,3 %) подростков активного типа добросовестно выполняют физическую нагрузку, из них 14,1 % учеников работают увлеченно, не допускают небрежность. Вместе с тем, выявлено достаточно большое число (42,7 %) подростков, которые физическую нагрузку на уроке выполняют только под контролем спортивного педагога.

По нашим данным, небольшое число (8,6 %) школьников, склонных к употреблению психоактивных веществ, мотивированы на преодоление сложных условий учебной, тренировочной и соревновательной деятельности. Большая часть респондентов («зависимый» − 53,3 %, «замкнутый» − 57,8 % типы) не хотят жертвовать здоровьем и временем для достижения высоких спортивных результатов. Они участвуют в соревнованиях без желания, а отдельные ученики (12,7 %) принимают участие в них лишь при корыстных мотивах. Вместе с тем, многие (59,4 %) подростки активного типа предпочитают соревноваться. У них наиболее значимыми мотивами, побуждающими спортивную этику, следует считать чувство ответственности перед спортивным коллективом (46,9 %), стремление получить похвалу и признание (34,4 %).


У подростков зависимого и замкнутого типов приоритетными мотивами, побуждающими соблюдать спортивную этику, являются чувства самоутверждения (37,8 и 39,5 % соответственно), иметь перспективы в личном продвижении (33,3 и 28,9 %). Только у учащихся активного типа интересы спортивного коллектива чаще воспринимаются как собственные, у них проявляется активность в спортивно-общественной деятельности. У другой группы анкетируемых превалируют личностные интересы. Выбор решения во многом зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива.

Результаты анкетирования свидетельствуют о серьезных проблемах в формировании физических, морально-волевых и нравственных качеств у «трудных» подростков. Многие респонденты концентрируют свое внимание на материальных ценностях, считают личные интересы доминирующими, обладают низким уровнем нравственного самосознания, общественная деятельность для них не привлекательна.

Корреляционный анализ дает основание утверждать, что у 10-15-летних подростков активного и взрывного типов сформированность навыков здорового образа жизни взаимосвязана в основном с уровнями развития скоростных и координационных способностей, у учащихся зависимого и замкнутого типов – скоростных и скоростно-силовых физических качеств. У учеников активного и взрывного типов главным образом показатели скоростных и координационных способностей оказывают достоверное влияние на уровни физического состояния, а у школьников замкнутого и зависимого типов такими составляющими являются характеристики скоростно-силовых и скоростных способностей.

У мальчиков активного типа показатели координационных и скоростных способностей оказывают достоверное влияние на сформированность навыков физкультурно-спортивной деятельности, а результаты координационных и скоростно-силовых способностей учащихся взрывного, зависимого и замкнутого типов влияют на результативность этой характеристики.

Социально-познавательный интерес у мальчиков активного типа во многом зависит от комплексного развития физических способностей, у школьников замкнутого и зависимого типов показатели координационных и скоростных способностей в основном определяют результаты этой характеристики. Скоростно-силовые способности – наиболее важное физическое качество в процессе формирования социально-познавательного интереса у подростков взрывного типа.


На основании данных корреляционного анализа нами выделены ведущие компоненты физической подготовленности у 10-15-летних учащихся девиантного поведения различных типологических групп. Данные результаты легли в основу блока физической подготовки школьников экспериментальной группы.

По нашим данным, личностно ориентированные средства физической культуры и спорта в большей мере способствуют освоению ценностей физической культуры и специфических знаний у занимающихся девиантного поведения, эффективнее формируют физическую культуру личности, стимулируют мотивы и потребности занятий физическими упражнениями, отражают здоровый образ жизни и сформированность собственной личностной двигательной активности.



следующая страница >>