shkolaput.ru   1 2 3

Рис. 1. Элементы инфраструктурного обеспечения рынка инноваций


В этой связи предлагается следующая схема организации взаимодействия субъектов рынка инноваций, представленная на рис. 2.





функциональные взаимосвязи блоков

поток нормативно-правовых документов

информационно-аналитический поток


1* – Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности и др.

2* – Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ и т.д.


Рис. 2. Организация взаимодействия субъектов рынка инноваций


Предлагаемая схема организации взаимодействия субъектов рынка инноваций основана на институциональном подходе к формированию инфраструктурного обеспечения рынка и отличается, во-первых, функциональными взаимосвязями субъектов рынка, во-вторых, выделенными потоками нормативно-правовых документов и информационно-аналитического сопровождения взаимодействия субъектов рынка инноваций, дополняющими традиционную модель взаимодействия, отражающую только движение товарно-денежных потоков на рынке.

Таким образом, предложенный механизм взаимодействия позволит обеспечить не только согласованность интересов всех участников рынка инноваций, но и повысить эффективность их взаимодействия за счет активного вовлечения элементов инфраструктуры в инновационный процесс.

Сложное переплетение выделенных факторов и условий определяет специфические особенности развития рынка инноваций и наиболее эффективную модель его реализации. Опираясь на результаты проведенного исследования поступательный характер развития рынка инноваций можно представить в виде динамической модели, соответствующей колебаниям рыночной конъюнктуры (рис. 3.)





Рис. 3. Динамическая модель развития рынка инноваций

В период кризиса преобладающей в структуре рынка должна стать доля государственного сектора, обеспечивающая поддержку инновационно активным предприятиям за счет потока государственных заказов, субсидий и субвенций. В этот период доля частного сектора на рынке инноваций существенно сокращается в связи со снижением покупательской способности.

В период подъема постепенное развитие доли частного сектора должно сопровождаться минимизацией доли государственного рынка инноваций. В этом случае будет обеспечен ускоренный технологический обмен, в результате которого будет сформирован конкурентоспособный рынок инновационной продукции, соответствующий не только сложившимся общественным потребностям, но и перспективным направлениям их развития в соответствии с законом возвышающихся общественных потребностей.

В период пика доля государственного сектора на рынке инноваций минимальна, приоритетное развитие имеет частный сектор, однако перенасыщение рынка однотипной по своему наполнению продукцией и сокращением числа инновационных идей ввиду отсутствия рыночной заинтересованности производителей обуславливает переход рынка в период спада.

В период спада вновь следует наращивать долю государственного рынка инноваций, что не допустить исчезновения уникальных направлений исследовательских работ и обеспечить устойчивые конкурентоспособные позиции в перспективе, когда периоды спада и кризиса завершатся.

Предлагаемая модель рынка инноваций отражает динамику его развития, вместе с тем уточнения требует и статический вид модели развития рынка инноваций. Обобщая накопленный отечественный и зарубежный опыт с учетом результатов анализа инновационных процессов в отечественной экономике на современном этапе ее развития можно выделить следующие основные модели функционирования рынка инноваций:


  • оборонно-ориентированную модель;

  • приоритетно-ориентированную модель.

Оборонно-ориентированная модель предполагает существование широкой сети государственных структур, которые являются заказчиками (от имени государства) инновационной продукции оборонного профиля. Специфика взаимодействия производственного сектора и государства определяет необходимость выделения двух разновидностей моделей:

1. Замкнутая оборонно-ориентированная модель предполагает проведение НИОКР преимущественно специализированными научно-техническими организациями оборонного профиля соответствующей ведомственной подчиненности. Эта модель является условно-рыночной, поскольку указанные военные организации являются в основном государственными (хотя и не всегда), находящимися на бюджетном финансировании.

2. Ступенчатая оборонно-ориентированная модель предполагает существование развернутой, эшелонированной системы разработчиков – от специализированных государственных научно-технических организаций до частных гражданских предприятий и организаций.

Использование данных моделей существенно ограничивается в условиях современной экономики, поскольку смещение приоритетов с укрепления обороноспособности на решение социальных задач и повышение уровня конкурентоспособности определяют необходимость реализации качественно нового подхода к развитию рынка инноваций.

Приоритетно-ориентированная модель государственного сегмента рынка инновационной продукции предполагает финансирование со стороны государства НИОКР по широкой системе государственных приоритетов и программ (невоенных). Эта модель также имеет две разновидности:
  1. Бюджетную приоритетно-ориентированную модель, характерную для почти стопроцентного финансирования НИОКР по государственным научно-техническим приоритетам и программам за счет средств государственного бюджета. Участниками работ здесь являются научно-технические организации различных форм собственности.


  2. Смешанно-долевую приоритетно-ориентированную модель, отличающуюся участием в финансировании НИОКР государства совместно с частными (коммерческими и некоммерческими) организациями. Владельцами инновационной продукции являются смешанные государственно-частные организационные структуры. Они же могут быть как ее потребителями, так и ее продавцами.

Данные модели отражают механизм взаимодействия государственных и рыночных структур, однако, не учитывают емкости рынка инновационной продукции. С включение данного фактора эти модели могут быть модифицированы следующим образом:

1. Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений характеризуется высокой долей государственного сектора НИОКР в общих затратах на НИОКР при высокой емкости государственного сегмента рынка инновационной продукции. Такое сочетание предполагает насыщение государственного рынка разработками государственных научно-технических организаций. Данный рынок является условным, поскольку при передаче результатов НИОКР не происходит смены собственника и рыночного подтверждения потребительской стоимости указанной продукции. Даже если одна и та же технология разрабатывается несколькими научно-техническими организациями, а заказчик принимает ее лишь от одной из них, то эта акция запланирована, как правило, заранее и предусматривает возмещение затрат всех разработчиков.

Использование такой модели в качестве основы развития рынка инноваций не активизирует механизмов мотивации и стимулирования, что является значительным тормозом в развитии научно-технического прогресса и сдерживает темпы экономического роста.

2. Центробежная модель государственных НИОКР предполагает активное участие государственно сектора НИОКР в решении "негосударственных" задач. Она характерна для директивно управляемой экономики, когда все научно-технические организации принадлежат государству. В децентрализованной системе такие организации также могут быть, когда производство относится к частному сектору, а наука – к государственному. В этом случае существует рынок инновационной продукции, в котором потребитель – частный сектор промышленности, а производитель – государственная научно-техническая организация. Рассматриваемая ситуация может иметь место, если государство хочет сохранить профиль и потенциал государственных научных организаций. Однако, ее практическое использование существенно ограничивает поиск, формирование и реализацию инновационных решений в частном секторе промышленного производства, а создание инновационной продукции в отрыве от производства определяет дискретность развития инновационного процесса и замедляет темпы экономического развития как отраслей промышленности, так и экономики страны в целом.


3. Центростремительная модель рынка нововведений характеризуется наличием достаточно серьезных государственных приоритетов без серьезного потенциала государственных научно-технических организаций. Поэтому государство для реализации своих приоритетов широко использует разработки частных организаций. В этом случае на рынке научно-технической продукции выделяется крупный сегмент, образованный государственными потребителями интеллектуальных продуктов. Рассматриваемая модель может быть высокоэффективной, если открыт доступ различным разработчикам на государственный рынок этой продукции, т. е. в случае высокой конкуренции на этом рынке.

4. Модель неразвитого государственного сегмента рынка нововведений отличается отсутствием государственных заказов и государственного сектора НИОКР. Такая модель соответствует слаборазвитым экономикам, которым не под силу ни содержать науку, ни финансировать исследования частного сектора научно-технических организаций.

С точки зрения разделения рыночной власти на рынке инноваций можно выделить:


  1. Контрактная модель характеризуется наличием разработчиков НИОКР, не обладающих четкой специализацией. Эти разработчики не имеют постоянных заказчиков. Заключаемые ими контракты нередко носят случайный характер.

  2. Монопсоническая модель (модель одного заказчика) характеризует ситуацию, когда разработчик научно-технической продукции работает в основном на одного потребителя. Такая ситуация характерна для узкоспециализированных научно-технических организаций, работающих в отрасли, состоящей из одного предприятия (или объединения предприятий). При этом предприятие-заказчик может получать научно-техническую продукцию от других разработчиков.
  3. Полипсоническая модель формируется тогда, когда один разработчик связан с несколькими предприятиями-потребителями. Такой рынок может иметь место среди прочего в двух ситуациях – в случае наличия в отрасли нескольких однотипных самостоятельных предприятий и в случае диверсифицированности разработчика.


  4. Модель монополии разработчика возникает в условиях ориентации потребителя на одного разработчика научно-технической продукции. В этом случае разработчик диктует свои условия производителю, имеет место его низкая заинтересованность в удовлетворении существующих потребностей производителя. Данная модель является преобладающей в ряде отраслей российской промышленности. Во многом к такой ситуации привела многолетняя борьба против дублирования работ. Напротив, конкурентная модель предполагает наличие выбора потребителем разработчиков научно-технической продукции. В этом случае разработчики конкурируют между собой за рынки сбыта продукции и за потребителя.

С позиции взаимодействия фактора изъятия первичных доходов и степени интеграции сферы НИОКР с производством можно выделить следующие модели развития рынка инноваций:

1. Модель потенциально сужающегося рынка промышленной инновационной продукции характеризуется высоким уровнем изъятия первичных доходов при высокой доле промышленных НИОКР, проводимых предприятиями. Значительная продолжительность периода высокого изъятия доходов определяет тенденцию снижения как потребности в научно-технической продукции (так как снизится платежеспособный спрос), так и предложения разработок по причине направления предприятиями меньших средств на проведение НИОКР. Все это создает тенденцию снижения емкости рынка такой продукции и определяет сужение спирали инновационного развития отраслей промышленности.

2. Модель стагнирующего рынка промышленной инновационной продукции характеризуется слабым развитием внутриотраслевых НИОКР и их проведением в основном за счет разработок самостоятельными научно-техническими организациями. При высокой доле изъятия первичных доходов платежеспособный спрос снизится. Но поскольку объем промышленных НИОКР и так невысок, ситуация скорее будет соответствовать случаю застоя, когда будут проводиться незначительные НИОКР и мелкие технологические усовершенствования.


3. Модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР определяется низким уровнем изъятия дохода при высоком развитии внутри отраслевых НИОКР, что может создать основу для наращивания рынка за счет проведения НИОКР силами сторонних контрактных организаций. Эти работы призваны дополнить исследования, проводимые внутриотраслевыми подразделениями, обеспечить основу для диверсификации производства.

4. Модель потенциально расширяющегося рынка промышленной инновационной продукции характеризуется низким уровнем изъятия доходов при недостаточном развитии внутриотраслевых НИОКР, что создает предпосылки для расширения этих НИОКР, а также спроса на научно-техническую продукцию.

Использование этих моделей в практике управления рынком инноваций ограничивается неполным учетом факторов инновационной направленности развития. В связи с этим предлагается сформировать синтезированную статическую модель развития рынка инноваций, учитывающую взаимодействие всех выделенных факторов (рис. 4.).

На рис. 4 буквами обозначены состояния рынка инноваций при котором выделенный фактор (емкость рынка, доля государственного сектора, изъятия первичных доходов) задействован в 100% объеме. Поэтому точка, обозначенная буквой G, характеризует состояние рынка, при котором доля государственного сектора 100 %, первичные доходы изымаются в полном объеме, все затраты на НИОКР принимает на себя государство.

Предлагаемая модель отражает возможные комбинации факторов развития рынка инноваций и позволяет определить для каждой из них наиболее эффективный механизм функционирования, основанный на сочетании базовых моделей развития рынка. Так, например, если все выделенные факторы стремятся к максимальному значению, т.е. схематично рынок приближается к точке G, то наиболее эффективный механизм его развития будет определяться, во-первых, насыщением государственного рынка разработками государственных научно-технических организаций, во-вторых, низким уровнем изъятия дохода при высоком развитии внутри отраслевых НИОКР, что позволит расширить рынок за счет проведения НИОКР силами сторонних контрактных организаций.



Емкость государственного сегмента рынка


Доля государственного сектора в затратах на НИОКР


Доля изъятия

первичных доходов

1 – центростремительная модель рынка нововведений;

2 – квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений;

3 – модель неразвитого государственного сегмента рынка нововведений;

4 – центробежная модель государственных НИОКР;

5 – модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР;

6 – модель потенциально расширяющегося рынка промышленной инновационной продукции;

7 – модель стагнирующего рынка промышленной инновационной продукции;

8 – модель потенциально сужающегося рынка промышленной инновационной продукции;

9 – конкурентная модель;

10 – модель монополии разработчика;

11 – модель монополии заказчика;

12 – контрактная модель



<< предыдущая страница   следующая страница >>