shkolaput.ru 1 2 ... 4 5


На правах рукописи


палкина
Марина Викторовна



ФОРМИРОВАНИЕ инновационнОЙ системЫ управления развитием промышленного комплекса региона


Специальность 08.00.05 – экономика

и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами - промышленность;

управление инновациями и инвестиционной деятельностью)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук


Ижевск

2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Вятский государственный университет»


Официальные оппоненты :




доктор экономических наук, профессор

Пыткин Александр Николаевич,

г.Пермь
















доктор экономических наук, профессор

Удалов Федор Егорович,

г.Нижний Новгород
















доктор экономических наук, доцент

Алексеева Наталья Анатольевна,
г.Ижевск








Ведущая организация :




ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», г.Пермь



Защита состоится «21» сентября 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ. 212.275.04 в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1,корп.4, ауд.444.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», с авторефератом на официальном сайте ВАК РФ в сети Интернет : http:/vak.ed.gov.ru/.


Автореферат разослан «____» ___________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, профессор А.С.Баскин

Общая характеристика диссертации


Актуальность исследования. Совершенствование рыночных отношений требует новых организационно – экономических форм управления развитием регионального промышленного комплекса на инновационной основе. Снижение конкурентоспособности промышленных предприятий России во многом связано с тем, что большинство из них используют низкопроизводительное оборудование и устаревшие технологии, не имеют достаточного притока нововведений и инвестиционно – финансовой поддержки по их освоению. Вследствие этого увеличивается технико - технологическое отставание предприятий промышленного комплекса России от зарубежных конкурентов. В связи с чем повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и преодоление процессов технико - технологического отставания от зарубежных конкурентов невозможно без активизации инновационных процессов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года инновации определены ведущим фактором экономического роста во всех секторах экономики и национальной конкурентоспособности в целом. Стратегическими целями инновационного развития Российской Федерации до 2020 года являются: рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40 - 50 процентов; доли инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов; внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Центральным элементом перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста России должно стать формирование эффективной национальной инновационной системы, обеспечивающей объединение усилий и потенциала государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений, организаций научного, образовательного и производственного секторов экономики в интересах ускоренного применения достижений науки и техники в целях реализации стратегических национальных приоритетов развития страны.


В тоже время, несмотря на большое количество принятых в последние годы официальных документов на федеральном и на региональном уровнях, так или иначе связанных с развитием инновационных систем, надо отметить, что их реализация на практике пока не принесла ожидаемых результатов. В частности, по данным статистики, удельный вес промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, с 2000 г. по 2007 год в России не превышает 10%; удельный вес инновационной продукции в общем объеме произведенной предприятиями продукции в среднем составляет 5%; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме произведенной предприятиями продукции не превышает 2% (таб.1.) .


Таблица 1

Динамика удельного веса инновационных затрат

на предприятиях России, %


Наименование показателя

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Промышленные предприятия, осуществляющие технологические инновации, в общем числе предприятий

10,6

9,6

9,8

10,3

10,5

9,3

9,4

9,4

Инновационная продукция в общем объеме отгруженной продукции

4,4

4,2


4,3

4,7

5,4

5,0

5,5

5,5

Затраты на технологические инновации

1,4

1,4

1,8

1,6

1,5

1,2

1,4

1,2

Источник : Российский статистический ежегодник, 2008


Большинство инновационных проектов, реализуемых на промышленных предприятиях, ориентированы на управленческие инновации, а технологические инновации преимущественно связаны с приобретением машин и оборудования зарубежного производства.

Все это вызывает необходимость разработки комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по формированию инновационных систем, обеспечивающих управление инновационным развитием отечественной промышленности как на федеральном, так и региональном уровнях. В современных условиях субъектам Российской Федерации необходимы новые системы и механизмы управления развитием функционирующих на их территории промышленных комплексов, работающие на повышение инновационной составляющей конкурентоспособности региональных экономик, основанные на последних достижениях науки и техники и активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Во многих регионах России имеется опыт разработки механизмов, форм и методов управления развитием региональной промышленности на инновационной основе. Однако их формирование происходило, как правило, эмпирическим путем, без соответствующего теоретико - методологического обоснования. Существующее региональное законодательство, концепции и целевые программы развития инновационной деятельности в регионах, системы государственной поддержки инновационных предприятий в большинстве случаев не охватывают все виды инновационной деятельности и элементы региональных инновационных систем и, как следствие, не способствуют активизации инновационных процессов, о чем свидетельствуют как статистические данные по инновационной деятельности в России, так и отдельных регионов и отраслей.


Анализ современной литературы также показывает, что несмотря на многочисленные исследования теоретических и практических проблем управления инновационной деятельностью на мезоэкономическом уровне в отечественной экономической науке еще не сложилась целостная система формирования инновационных форм управления развитием региональной промышленности. Отсутствуют теоретико – методологические положения определения целей, состава, стратегической направленности формирования и механизма функционирования инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона. В некоторых исследованиях инновационная система рассматривается как конечная цель инновационной политики региональных органов власти, а не как ее ключевой инструмент. Отсутствуют рекомендации по оценке результативности и повышению эффективности формирования инновационных систем на мезоэкономическом уровне.

Значимость данных проблем и их недостаточная методологическая проработанность предопределили актуальность темы диссертации, выбор объекта и предмета исследования, а также цель и задачи.

Область исследования соответствует паспорту специальностей ВАК 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность; управление инновациями и инвестиционной деятельностью)».

Степень разработанности исследуемой проблемы. Тема диссертационного исследования потребовала ознакомления с широким кругом вопросов, затрагивающих как теоретические, так и практические аспекты регионального управления промышленными комплексами, формирования и развития инновационных систем на мезоэкономическом уровне, государственного регулирования инновационных процессов.

Теоретические аспекты регионального управления промышленными комплексами нашли отражения в трудах отечественных ученых Л.И.Абалкина, С.Т.Васькова, М.К.Бандмана, О.И. Боткина, Д.М.Гвишиани, Л.М.Гохберга, А.Г.Гранберга, Г.В.Гутмана, Ф.Д.Кожурина, Н.Н. Колосовского, Г.В.Копанева, А.И.Ландбасо, Н.И.Лапина, Д.С.Львова, В.Н.Лексина, А.Ю.Манюшиса, П.А.Минакира, Н.Н.Некрасова, М.В.Никитенко, Н.П.Федоренко, А.Т.Хрущева, С.С.Шаталина, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М. Штульберга и других.


Формированию теории инноваций, инновационных систем и экономик посвящены труды зарубежных (Д. Белл, Ж. Будвиль, Дж. Ван Дейн, Дж.Гэлбрейт, П. Друкер, Дж.Доси, А. Клакнехт, Х. Ласуэн, Б. Лундвал, Г. Менш, Э.Мэнсфилд , С. Меткалф, Р. Нельсон, П. Потье, Ф. Перу, И.Перлаки, Б. Санто, Р.Солоу, Б. Твисс, C. Фримен, Р.Фостер, Т.Хегерстранд, Й. Шумпетер и другие) и отечественных ученых (Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, А.И. Анчишкин, Ю.П.Анискин, А.Н.Асаул, Н.В. Бекетов, Л.С. Бляхман, И.В. Бойко, С.В. Валдайцев, С.Д.Валентей, Л.М. Гатовский, С. Ю. Глазьев, О.Г. Голиченко, Л.М.Гохберг, , А.Г.Гранберг, Р.С.Гринберг, И.Г. Дежина, А.А.Дынкин, Е.Г.Егоров, В.В. Иванов, В.В.Ивантер, В. Л. Иноземцев, Г. Б. Клейнер, Н.Д. Кондратьев, С.В. Кортова, В.И. Кушлин , Б.Н.Кузык, Д. С. Львов, В.Л.Макаров, Л. Э. Миндели, М.П. Посталюк, А.Г. Поршнев, А. И. Татаркин, В.Н. Фридлянов, Г.К. Юзуфович, Ю. В Яковец, и других).

Исследованию и развитию теории, методологии и практики инновационного развития посвящены работы Л.И.Абалкина, С. Ю. Глазьева, А.А.Дагаева, Б.Н.Кузыка, Д.С.Львова, В.И.Маевского, В.Г.Медынского, В.А. Федорова и других.

Анализ состояния и проблем формирования инновационных систем макроэкономического уровня рассматривается в работах А.Н. Авдулова, Н.А.Алексеевой, И.В.Бойко, Ю.П.Васильева, Г.А.Власкина, С.Д.Валентея, Н.В. Гапоненко, О.Г.Голиченко, Л.М. Гохберга, И.Г.Дежиной, А.А. Дынкина, В. В. Иванова , Н.И.Ивановой, Д.И.Кокурина, А.М. Кулькина, В.И.Кушлина, Е.В. Конева, Е.Б.Ленчука, П.Н. Машегова, Л. Э. Миндели, К.И.Плетнева, А.А.Румянцева, Б.Г. Салтыкова, В.Ф.Уколова, А.Н.Фоломьева, В.Н. Фридлянова, Н.В.Шелюбской и других исследователей.

Анализу состояния и проблем формирования инновационных систем мезоэкономического уровня посвящены работы отечественных (А.И. Анчишкина, К.А.Багриновского, М.А.Бендикова, С.В.Валдайцева, С.Д.Валентея, В.В. Иванова, Н.И.Ивановой, Е.М. Коростышевской, А.И. Татаркина, А.Ф. Суховей, И.М. Головы, М.В. Новоселова, А. П. Егоршина, С. Г. Филимоновой, А. И. Косарикова и других) и зарубежных ученых (Д.Долореса, П. Кука, А.Исаксена и других).


Теоретические и методологические основы государственного регулирования инновационных процессов рассматривают Б. Санто, П. Друкер, Э. Мэнсфилд, И. Ансофф, Б. Твисс и другие. Среди отечественных ученых исследованием этой проблемы занимаются И.Э. Фролов, А.А. Дагаев, Н.В. Шелюбская, М.А. Гусаков, П.Н. Завлин и другие.

Вопросы стимулирования инновационной деятельности и формирования эффективных форм ее организации на региональном уровне рассматриваются в публикациях А.Н. Авдулова, К.А.Багриновского, И.Б.Гуркова, К.И. Грасмик, А.А. Дынкина, Г.И.Жица, А.М. Кулькина, С.В. Кортова , В.Г.Матвейкина, О.А. Романовой, А.Ф. Суховей, В.П.Тарова, Г.Г.Фетисова, Ю.В.Яковца и др.

Проблемам определения инновационных стратегий посвящены работы зарубежных (Й. Шумпетера, М. Фридмена, М.Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, И. Ансоффа, Э. Ренмана, Р. Норманна и других) и отечественных ученых (В.М.Аньшина, В.П.Баранчеева, А.А. Дагаева, В.А.Колоколова, Л.Г.Кудинова, Н.В.Шелюбской, О.А. Дедова, А.Н.Пыткина, О.М.Хотяшевой, В.И. Ляско, Ю.Н.Лапыгина , В.Н. Фридлянова, Б.Н.Кузыка, Ю.В. Яковца, К.А. Багриновского, А.В. Олейника, А.И.Татаркина, А.М.Макарова, О.А. Романовой, Ф.Е.Удалова, С.В.Кортова, А.Ф. Суховей, А.Е. Варшавского, Л.Водачек, И.И.Глущенко, Г.Я.Гольдштейна, П.Н.Завлина, С.Д.Ильенковой, Л.Э.Миндели, А.К.Казанцева, В.Г.Медынского, А.И.Пригожина, В.Н.Переходова, В.С. Сутягина, И.Л.Туккеля, Р.А.Фатхутдинова и других).

Однако, несмотря на то, что с каждым годом растет количество исследований, посвященных проблемам развития инновационной деятельности, инновационных систем, совершенствованию методов государственного регулирования и стимулирования инновационных процессов, в целом проблема формирования инновационной системы мезоэкономического уровня, обеспечивающей управление развитием промышленного комплекса на основе инноваций, в отечественной литературе остается не решенной.


В частности, отсутствует однозначное определение сущности инновационной системы мезоэкономического уровня, ее структурно - функционального состава. Малоисследованной остается проблема формирования организационно – экономического механизма управления развитием региональной промышленности на основе инновационной системы мезоэкономического уровня. Проблемы стратегического управления инновационными процессами в регионе все еще остаются малоизученными. В отечественной литературе отсутствует единая методология выработки региональной инновационной стратегии. Практически отсутствует методический инструментарий формирования инновационных систем мезоэкономического уровня, позволяющий учесть стратегические приоритеты инновационного развития и оценить альтернативные варианты их создания. В дальнейшем обобщении нуждается отечественный опыт создания и управления инновационными системами мезоэкономического уровня.

Таким образом, актуальность проблемы формирования инновационной системы управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне, недостаток организационно – экономических разработок, наличие большого числа неразрешенных вопросов по данной проблематике позволили сформулировать тему исследования, цели и задачи диссертационной работы.

Цель исследования - развитие теоретико - методологических основ и разработка на этой базе комплекса рекомендаций по формированию инновационной системы управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:


  • проанализировать эволюцию и исследовать теоретические аспекты управления развитием промышленных комплексов на мезоэкономическом уровне;

  • выявить особенности функционирования и тенденции развития отечественного промышленного комплекса на современном этапе;
  • систематизировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на экономическую сущность и классификационную структуру инноваций, имеющих теоретическое и практическое значение при формировании инновационной системы управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне;


  • обосновать предпосылки формирования инновационной системы как базиса управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне;

  • обобщить и систематизировать положения отечественных и зарубежных ученых по сущности, структуре, технологиям проектирования и механизмам функционирования региональной инновационной системы;

  • исследовать опыт формирования и тенденции региональных инновационных систем в современных условиях;

  • разработать концепцию инновационной системы управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне;

  • обосновать целесообразность применения теории стратегического менеджмента в управлении инновационными процессами на мезоэкономическом уровне; разработать методологические принципы формирования региональной инновационной стратегии;

  • определить структурно – функциональный состав региональной инновационной системы;

  • сформулировать сущность механизма управления развитием промышленного комплекса на основе региональной инновационной системы; разработать структуру и систему обеспечения его функционирования;

  • обосновать критерии оценки и метод определения социально – экономической эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне с учетом факторов риска и инфляции.

Предмет исследования – система научных положений, методологическая база, принципы и методы управления развитием промышленного комплекса региона на инновационной основе.

Объектом исследования является промышленный комплекс региона, рассматриваемый как основная составляющая инновационной системы на мезоэкономическом уровне.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки зарубежных и отечественных специалистов по теории инноваций, экономической теории, региональной экономике, государственного управления экономикой, государственного регулирования инновационных процессов, институциональной теории, теории систем, теории стратегического менеджмента, а также методологическим проблемам стратегического управления инновационными процессами, теории и практики регулирования инновационных процессов на мезоэкономическом уровне, концепции национальной инновационной системы, производственных кластеров.


Информационную базу исследования составили законодательные и другие нормативные правовые акты; официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики; официальные материалы государственных органов власти на федеральном и региональном уровнях; информация, опубликованная в отечественных и зарубежных изданиях, на сайтах Интернет; материалы научно – практических конференций, семинаров; результаты исследований научно – исследовательской лаборатории региональной экономики и управления Вятского государственного университета; результаты проведенных автором социологических опросов и исследований.

Научная новизна исследования.

- Обосновано введение в научный оборот трактовки понятия региональной инновационной системы как института экономики инновационного типа, неотъемлемой подсистемы национальной инновационной системы, обеспечивающей условия и реализацию совокупности инновационных процессов, осуществляемых субъектами инновационной деятельности, целенаправленно функционирующих и взаимодействующих друг с другом в рамках избранной инновационной стратегии и нацеленных на повышение инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона. Выявлено место региональной инновационной системы в системе фундаментальных понятий инновационной экономики как ее институциональной основы на мезоэкономическом уровне. Теоретически и методологически обоснована сущность и структура региональной инновационной системы, ее функции и свойства (п.п. 4.1 и 15.1 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК)

- Теоретически обосновано понятие инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона как совокупности подсистем по выработке и осуществлению управляющего воздействия со стороны субъектов управления на инновационные процессы, реализуемые в промышленном комплексе региона. Развиты теоретические и методологические положения концепции инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, особенностью которой является комплексная и системная реализация функций управляющей подсистемы, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности региональной экономики на основе эффективного освоения инноваций в промышленности (п.п. 4.1 и 15.1 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).


- Уточнена сущность понятия и разработан методологический базис формирования инновационной стратегии мезоэкономического уровня. Выделены три основные стратегические альтернативы инновационного развития региона, а именно : инновационного лидерства; инновационной стабильности; инновационного аутсайдерства. В соответствии с данной классификацией альтернатив определены направления формирования инновационной системы на мезоэкономическом уровне, выделены отличительные особенности каждого из них и определены возможности их использования (п.п. 4.2 и 15.4 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Разработан структурно – функциональный состав субъектов региональной инновационной системы. Определена и структурирована совокупность ключевых функций субъектов инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, что позволило выявить их полномочия и ответственность в процессах перевода региональной промышленности на инновационный тип развития. Обоснована целесообразность формирования организационных структур общественного регулирования инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне, обеспечивающих объединение потенциалов и интересов, усиление координации действий реальных и потенциальных участников инновационных процессов, реализуемых в промышленном комплексе региона, а также повышение эффективности управляющих воздействий со стороны субъектов управления инновационным развитием промышленного комплекса региона (п. 4.10 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Разработан организационно – экономический механизм управления инновационным развитием промышленного комплекса региона , включающий : методы, инструменты, рычаги, нормативно – правовое, информационное и организационное обеспечение управляющего воздействия на инновационные процессы, согласующий стратегические цели и направления управления развитием инновационной деятельности хозяйствующих субъектов на мезоэкономическом уровне (п.п. 4.10 и 15.2 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).


- Обоснован алгоритм формирования модели региональной инновационной системы на основе имитационного моделирования, что позволяет определять наиболее предпочтительный вариант ее формирования на основе учета избранной в регионе инновационной стратегии и условий развития региональной промышленности (п.п. 4.10 и 15.1 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

- Структурированы базисные теоретические положения метода оценки эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (п.п. 4.2 и 15.15 специальности 08.00.05 паспорта специальностей ВАК).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методологической базы формирования системы управления развитием промышленного комплекса региона на инновационной основе с целью обеспечения качественных изменений в его развитии. Практическая значимость диссертационного исследования представляется в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы государственными региональными и муниципальными органами власти при разработке и реализации концепции и стратегии социально – экономического развития региона, инновационной стратегии региона, инновационной политики, промышленной политики, инвестиционной политики, региональных и муниципальных инновационных программ, для формирования концепции и вариантов развития инновационной системы региона. Теоретико-методологические положения диссертации могут служить основой для разработки краткосрочных и долгосрочных образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области инноватики, национальной экономики, государственного и муниципального управления, экономики и управления на предприятии, менеджмента организации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и были одобрены на 11 международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, в том числе: Втором российско-финляндском экономическом форуме (Петрозаводск, 2007г.), Международной научно – практической конференции ЭКОПРОМ-2009 (Санкт-Петербург, 2009г.), Всероссийской научно – практической конференции «Наука – производство – технологии - экология» (Киров, 2007, 2008, 2009г.г.), круглом столе «Инновации – возможность инвестирования и развития» IV региональной специализированной выставки - конференции «Промышленность. Наука. Инновации. Инвестиции» (Киров, 2008г.), Международной научно – практической конференции «Государство и общество : проблемы взаимодействия» (Киров, 2009г.), Всероссийской научно – технической конференции «Общество, наука, инновации» (Киров, 2010г.).


Результаты диссертационного исследования используются Департаментом экономического развития Кировской области, Департаментом промышленного развития Кировской области, администрациями муниципальных образований Кировской области.

Научно-практические выводы и рекомендации по формированию инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона, полученные автором, были использованы при подготовке: закона «О развитии инновационной деятельности в Кировской области»; «Стратегии социально – экономического развития Кировской области до 2020 года»; целевой комплексной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2007 – 2009 годы»; целевой комплексной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2010 – 2014 годы»; «Программы социально-экономического развития муниципального образования «Город Вятские Поляны» на 2007-2011 годы».

Результаты диссертационного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Региональная экономика и управление», «Управление развитием территорий», «Государственное регулирование экономики» в высших учебных заведениях Кировской области; использованы при подготовке аспирантов по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 37 работ общим объемом 40,25 п.л., в том числе авторских – 38,4 п.л., из них 3 монографии и 12 статей в изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует логике научного исследования и принятым в исследовании методологическим положениям и методам, состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем диссертации составляет 308 страниц основного текста. Диссертация содержит 34 рисунка и 20 таблиц.


Во введении обоснована актуальность темы исследования, анализируется состояние разработанности проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая и теоретическая база исследования, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, приводятся данные об апробации и практическом внедрении полученных в ней результатов.

В первой главе - «Теоретические положения управления развитием промышленного комплекса региона» раскрыта понятийно – терминологическая конструкция категории «развитие промышленного комплекса региона»; проведен ретроспективный анализ эволюции теоретических подходов к управлению развитием промышленного комплекса; анализируются особенности функционирования, тенденции и проблемы развития промышленного комплекса России на современном этапе.

Во второй главе - «Инновации и их роль в управлении развитием промышленного комплекса региона» раскрыта экономическая сущность инновации как рыночной категории; систематизированы существующие теоретико-методологические подходы к определению понятия и классификационной структуры инноваций; определены предпосылки и обоснована необходимость создания инновационной системы как базиса управления развитием промышленного комплекса на мезоэкономическом уровне в современных условиях; систематизированы и критически проанализированы научные взгляды и практический опыт регионов РФ по определению понятия, построению и функционированию инновационных систем.

В третьей главе - «Методология концептуальной модели инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона» определяется сущность и дается авторское определение понятия инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона (ИСУРПКР) ; систематизируются научные подходы к определению понятия стратегии; формулируется авторское определение понятия и видовой классификации инновационной стратегии региона, раскрывается ее содержание; определены принципы формирования инновационной стратегии региона ; предложены методические рекомендации по разработке и реализации инновационной стратегии региона; разрабатывается концепция управления ИСУРПКР на основе стратегического подхода; определяются функции, свойства, структура и субъектно – объектный состав ИСУРПКР; исследуются факторы, оказывающие воздействие на выходные параметры ИСУРПКР; определена сущность и структурный состав организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе ИСУРПКР; разработано содержание структурных элементов организационно – экономического механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе ИСУРПКР.


В четвертой главе - «Механизм формирования и оценки эффективности реализации инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона» разработаны рекомендации по формированию ИСУРПКР, включающие алгоритмическую процедуру разработки, оценки и выбора наиболее предпочтительного направления формирования ИСУРПКР на основе методов экспертного оценивания и имитационного моделирования; разработаны критерии оценки и метод определения социально – экономической эффективности реализации ИСУРПКР с учетом факторов риска и инфляции.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы выводы и наиболее значимые результаты.

В приложениях содержатся материалы информационного и прикладного характера, подготовленные и разработанные автором в период своей научной и практической работы по теме исследования.



следующая страница >>