shkolaput.ru 1 ... 5 6 7 8

На  фоне  увеличения  предложения  продукции  на  рынке  неизбежно 

усиливается  конкуренция  и  в  первую  очередь  ценовая.  К  факторам, 
обеспечивающим  преимущества  в  конкурентной  борьбе  на  рынке  колбасных 
изделий, следует относить: 
- стоимость сырья, включая расходы на его транспортировку; 
-  технологические  возможности  мясоперерабатывающего  предприятия, 
обеспечивающие достаточно высокий уровень переработки сырья; 
-  мероприятия  по  продвижению  своей  продукции  на  рынок, 
направленные на завоевание доверия потребителей. 
В 
условиях 
сокращения 
отечественной 
сырьевой 
базы 
мясоперерабатывающие  предприятия  вынуждены  использовать  импортное 
сырье,  цены  на  которое  примерно  в 1,5 меньше  отечественного  в  течение 
последних  пяти  лет.  Отечественное  мясное  сырье  используется,  как  правило, 
для изготовления дорогих высококачественных изделий (карбонат, буженина и 
т.д.),  так  как  в  подавляющем  большинстве  импортное  сырье  поступает  в  виде 
фарша. 
В  целом  следует  отметить,  что  в  результате  произведенного  анализа 
рыночной  среды  и  уровня  конкуренции  на  рынке  мясной  продукции 
Волгоградской  области  было  подтверждено  предположение  о  том,  что  в 
настоящее  время  в  регионах  проявляются  общие  тенденции  обострения 
конкурентной  борьбы  местных  и  иногородних  производителей  мясной 
продукции. 
И 
для 
укрепления 
своего 
положения 
на 
рынке 
мясоперерабатывающие 
предприятия 
активно 
действуют 
в 
сфере 
формирования и реализации конкурентных преимуществ, исходя из рыночной 
обстановки  и  своих  внутренних  возможностей,  опираясь  на  собственные 
уникальные и индивидуальные особенности. 
В  третьей  главе  «Разработка  мероприятий  по  повышению 
конкурентоспособности  продукции  мясоперерабатывающих  предприятий» 
исследованы 
вопросы 

формирования 

инструментария 
управления 
конкурентоспособностью  продукции  мясоперерабатывающих  предприятий,  а 
также  предложен  алгоритм  достижения  конкурентного  преимущества 
продукции  мясоперерабатывающих  предприятий,  предполагающий  внедрение 
нового продукта в производимый ассортиментный ряд. 
 
19


В 
настоящее 
время 
эффективное 
экономическое 
развитие 
мясоперерабатывающей  отрасли  предполагает  производство  и  реализацию  на 
рынке продукции, удовлетворяющей по цене и качеству как производителя, так 
и  потребителя,  и  главным  фактором  в  данном  процессе  является  фактор 
конкурентоспособности.  Это  сложная  проблема,  решение  которой  возможно 
при  внедрении  механизмов  управлении  конкурентоспособностью  продукции 
мясоперерабатывающих 
предприятий, 
то 
есть 
при 
осуществлении 
последовательной
целенаправленной 
управленческой 
деятельности 
организации. 
На  основании  проведенного  анализа  факторов  конкурентоспособности 
продукции  и  выявлении  проблем  мясоперерабатывающей  промышленности 
автор 
предлагает 
следующие 
инструменты 
управления 
конкурентоспособностью продукции мясоперерабатывающих предприятий: 
–  анализ  и  формирование  потребительских  вкусов  к  продукции 
мясоперерабатывающих предприятий, пропаганда здорового образа жизни; 
–  выработка  доверия  к  региональной  марке  и  разработка  имиджа 
продукта, построенного на основных потребительских предпочтениях; 
– 
мониторинг 
конкурентоспособности 
продукции 
мясоперерабатывающей отрасли;                                                                                                 
– внедрение систем качества; 
–  политика  формирования  внешнего  вида  производимой  продукции  (в 
том числе, упаковка); 

– ценовая политика; 

– 
рецептурная 
политика
создание 
новых 
видов 
продукции 
мясопереработки; 
Кроме того, необходимо отметить ряд макроэкономических инструментов:  
– таможенно-тарифные меры; 
–  государственная  сертификация  и  политика  в  области  обеспечения 
безопасности производимой продукции. 
Создание новых видов мясной продукции является одним из направлений 
формирования 
конкурентных 
преимуществ 
продукции 
предприятий 
мясоперерабатывающей 
промышленности. 
Расширение 
товарной 
номенклатуры  служит  источником  увеличения  объемов  продаж  и  помогает 
осваивать новые сегменты рынка.  Принцип системности управления созданием 
 
20


новых видов мясной продукции означает необходимость учета многоэтапности 
жизненного  цикла  продукта  (этапы  разработки  рецептуры,  опытного 
производства, опытных продаж, внедрения на рынок и т.д.).  
В целях избежания потерь конкурентного преимущества на последующих 
этапах  жизненного  цикла  мясных  изделий  разработку  новой  продукции 
мясоперерабатывающего  предприятия  рекомендуется  рассматривать  как 
комплекс  последовательных  процессов,  прохождение  которых  обеспечивает 
четкую  регламентацию  создания  и  продвижения  на  рынок  новых  видов 
продукции (рис. 5). 
 
21

Внешняя среда 
     Состояние отрасли                            Потребности                        Развитие технологий 
Экономический потенциал 
Исследование рынка: 
Научно-исследовательская 
предприятия 
сегментация и позиционирование 
работа 
Осознание параметров нового товара, удовлетворяющих потребности сегмента рынка 
Разработка рецептуры новой продукции 
Утверждение рабочей документации 
Изготовление опытных партий 
Апробация новой продукции 
Корректировка документации 

Организационно-техническая подготовка производства  

Сертификация нового продукта  
Разработка стратегии распределения и продвижения нового продукта на рынок  
Производство новой продукции  
Продвижение нового продукта на рынок  
Создание имиджа
Реклама
Ценовая политика
   Формирование мнения           Стимулирование продаж    Принятие решения о покупке  
Внешняя среда 
  
Рис. 5. Алгоритм  создания  новой  продукции  мясоперерабатывающего 
предприятия (составлено автором) 
Основа  конкурентоспособности  мясной  продукции  закладывается  на 
предпроектном  этапе,  в  производстве  материализуется,  а  при  потреблении 
 
22


реализуется.  В  силу  этого  конкурентные  преимущества  планируемой  к 
производству продукции должны обеспечиваться уже на этапах создания новой 
рецептуры.  В  связи  с  этим  в  диссертационном  исследовании  предлагается 
комплексно-системная  технология  планирования  новых  товаров,  которая 
позволяет  стандартизировать  процесс  разработки  новой  продукции. 
Использование  этого  подхода  делает  производство  новой  продукции 
ступенчатым и многовариантным. 
Кроме  того,  в  современных  условиях  необходимы  постоянные 
наблюдения,  а  также  непрерывный  контроль  уровня  конкурентоспособности 
производимых  товаров.  Развитие  эффективности  способов  достижения  и 
сохранения  конкурентного  превосходства  на  рынке  мясных  продуктов 
невозможно  без  оценки  покупательских  предпочтений  на  основе  мониторинга 
конкурентоспособности 
продукции 
мясоперерабатывающей 
отрасли. 
Внедрения  механизма  мониторинга  конкурентоспособности  продукции  в 
методику  оценки  покупательских  предпочтений  является  перспективным 
направлением  усиления  конкурентных  преимуществ  мясоперерабатывающих 
предприятий.  
Основные  задачи,  решаемые  в  ходе  экономического  мониторинга 

конкурентоспособности  продукции  мясоперерабатывающего  предприятия,  на 

наш взгляд, должны заключаться в следующем: 
1.  Разработка  комплекса  показателей,  обеспечивающих  целостное  
представление  о  продукции  мясоперерабатывающего  предприятия,  состоянии 
внешней  и  внутренней  среды  предприятия  на  основе  использования  методов 
математического преобразования частных показателей в интегральный. 
2. Сбор и систематизация информации о состоянии и развитии продукции 
мясоперерабатывающего  предприятия  и  его  конкурентов  на  всех  этапах 
жизненного цикла. 
3. Разработка программных средств обработки информации, получаемой 
в 
процессе 
экономического 
мониторинга 
конкурентоспособности 
мясоперерабатывающего предприятия. 
4.  Обеспечение  регулярного  и  наглядного  представления  результатов 
экономического  мониторинга  конкурентоспособности  в  виде  отчетов  для 
менеджеров 
и 
технических 
специалистов 
мясоперерабатывающего 
предприятия. 
 
23


При  выполнении  поставленных  задач    экономический  мониторинг 
конкурентоспособности 
превращается 
в 
универсальный 
по 
своим 
исследовательским  и  практическим  возможностям  механизм  управления 
конкурентоспособностью продукции. 
В  заключении  исследования  сделаны  выводы  по  проведенной  работе, 
обозначены  перспективы  развития  исследуемого  рынка,  а  также  изложены 
основные результаты исследования. 
 
По теме исследования опубликованы следующие работы: 
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ: 
1. 
Сычева, 
А. 
В. 
Региональная 
специфика 
управления 
конкурентоспособностью продукции мясоперерабатывающих предприятий / А. 
В. Сычева // Известия ВолгГТУ.: межвуз. сб. науч. статей / ВолгГТУ. - Вып. 6. - 

Волгоград, 2006. (Серия  «Актуальные  проблемы  реформирования  российской 

экономики (теория, практика, перспектива)»). – 0,56 п.л. 
В прочих изданиях: 
2.  Сычева,  А.  В.  Метод  оценки  адаптированности  предприятия  к 
изменению рыночных условий / А. В. Сычева // Сборник трудов по материалам 
III  международной  научно-практической  конференции  «Вековой  поиск. 
Модели  хозяйственного  развития  России». – Издательство  Волгоградский 
государственный университет, 2001. –0,2 п.л. 
3. Сычева, А. В. Конкурентная среда рынка мясопродуктов Волгоградской 
области / А.  В.  Сычева // Научно-практическая  конференция  «Философия 
жизни  волжан»  Весна 2002. Выпуск 4. Часть 2. Экономика,  экология, 
педагогика. – Волжский: филиал ВФ МЭИ (ТУ), 2002. – 0,1 п.л. 
4. 
Сычева, 
А.В. 
Исследование 
факторов, 
влияющих 
на 
конкурентоспособность  продукции / А.  В.  Сычева // Современные  аспекты 
экономики. – С.-Пб. – 2005. – № 24. – 0,38 п.л. 
5.  Сычева,  А.  В.  Пути  достижения  конкурентных  преимуществ 
мясоперерабатывающих  предприятий / А.  В.  Сычева // Современные  аспекты 
экономики. – С.-Пб. – 2004. – № 9. – 0,75 п.л. 
6. Сычева, А. В. Создание новых видов продукции как способ достижения 
конкурентного  преимущества  предприятия  мясной  промышленности / А.  В. 
Сычева,  И.  А.  Гришин // Вестник  Волжского  института  экономики  и 
 
24


менеджмента.  Высшая  школа  коммерции.  Серия 1: экономика  и  управление, 
2003. – 0,1 п.л. 
7.  Сычева,  А.  В.  Маркетинговые  исследования  рынков  сбыта  продукции 
ОАО  «Волжский  мясокомбинат» / А.  В.  Сычева // Научно-практическая 
конференция  «Философия  жизни  волжан»,  Московский  энергетический 
институт  (ТУ),  Волжский  филиал,  кафедра  социально-гуманитарных  наук. – 
Издательство Волжский филиал МЭИ (ТУ), 1999. – 0,1 п.л. 

8. Сычева, А. В. Исследование рынка мясной продукции / А. В. Сычева // 

Межвузовская 
научно-практическая 
конференция 
молодых 
ученых 
экономистов,  аспирантов,  преподавателей  и  студентов  экономических 
специальностей. – Волжский, 15 мая 2002 года. – Волгоград, 2002. – 0,2 п.л. 
9. Сычева, А. В. Адаптация предприятий к изменению рыночных условий 
/ А. В. Сычева // VII межвузовская научно-практическая конференция молодых 
ученых и студентов. – Волжский, 2002. – 0,1 п.л. 
 
 
 
25




<< предыдущая страница