shkolaput.ru 1 ... 4 5 6 7 8

В результате зависимость российской мясоперерабатывающей отрасли от 

импортного  сырья  снижает  ее  конкурентоспособность  и  делает  чрезвычайно 
подверженной  воздействию  внешних  факторов,  обусловленных  состоянием 
мирового  рынка  мяса,  равновесие  на  котором  в  настоящее  время  весьма 
неустойчиво из-за вспышек различных заболеваний. 
В  силу  этого,  на  наш  взгляд,  выходом  из  сложившейся  ситуации  может 
стать  создание  вертикально  интегрированных  компаний,  что  позволит,  во-
первых,  создать  тесную  и  взаимовыгодную  связь  между  животноводством  и 
переработкой,  что  значительно  уменьшит  импорт  мяса,  защитит  рынок  от 
внешних воздействий и со временем повысит потребление мясных продуктов. 
Во-вторых,  такого  рода  холдинги  будут  заинтересованы  в  развитии 
собственного производства дешевого и качественного мяса, а значит, и кормов. 
В-третьих,  вертикально  интегрированные  предприятия  будут  более 
масштабными  и  устойчивыми,  что  позволит  им  преодолеть  ограниченность 
региональным  рынком  и  выйти  на  федеральный  уровень.  Помимо  этого 
создание  вертикально  интегрированных  компаний  по  производству  и 
переработке мяса в условиях глобализации имеет стратегическое значение, так 
как  это  поможет  сохранить  позиции  на  рынке  при  вступлении  России  во 
Всемирную торговую организацию. 
Выполненный  в  ходе  исследования  количественный  анализ  отрасли  
свидетельствует  о  том,  что  на  одном  из  региональных  рынков – рынке 
Волгоградской  области  наблюдается  волнообразный  рост  динамики 
производства мяса (рис. 3). Поскольку характер публичной публикации данных 
о  производстве  различных  видов  продукции  органами  государственной 
статистики носит значительно запаздывающий характер, в работе осуществлено 
прогнозирование  производства  мяса  с  помощью  линейной  аппроксимации  по 
методу наименьших квадратов начиная с 2006 года (официальные данные еще 

не  опубликованы).  Прогноз  позволяет  сделать  вывод  о  продолжении 

волнообразного  роста  производства  мяса  на  территории  Волгоградской 
области.    
 
16


50
45
40
т. 35

30
производство мяса,тыс.т.
25
20
производство колбасных
изделий,тыс.т.
15
производство
10
5
0
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
год
 
Рис. 3 – Данные о производстве мяса и колбасных изделий на территории 
Волгоградской области (составлено автором). 
Кроме  того,  в  работе  прослежена  взаимосвязь  между  динамикой 
производства  крупнейшего  сегмента  продукции  мясопереработки – сегмента 
колбасных  изделий,  и  динамикой  производства  мяса  на  территории 
Волгоградской  области.  
Расчет  коэффициента  корреляции  как  инструмента  для    определения 
наличия  взаимосвязи  между  двумя  свойствами  (в  данном  случае – 
производством  мяса  и  производством  колбасных  изделий)  за 2000-2005 гг. 
позволил сделать вывод о равенстве данного коэффициента –0,3465. 
 Поскольку коэффициент корреляции является безразмерной величиной и 
так как коэффициент корреляции независимых случайных величин равен нулю; 
коэффициент 
меньше 1 означает, 
что 
величины 
изменяются 
в 
противоположных направлениях, а чем он ближе к 1, тем больше взаимосвязь 
между  величинами,  в  работе  сделан  вывод  об  отсутствии  выраженной 
взаимосвязи между динамикой данных показателей.  
Таким  образом,  на  территории  Волгоградской  области,  очевидно, 
прослеживается  динамика  роста  потребности  в  сырье  для  продукции 
мясопереработки, в то время как собственные производственные мощности не 
способны удовлетворять рост данной потребности. 
 
17


 Основными  причинами  слабых  конкурентных  позиций  местных 

производителей 
продукции 
мясопереработки 
в 
ходе 
проведенного 
исследования на территории Волгоградской области  установлены: 
 1)  потеря  регионального  рынка  сбыта  в  период  структурных 
преобразований экономики
 2)  несвоевременное  осуществление  технического  перевооружения 
производства
 3)  разрушение  региональной  сырьевой  базы  и  животноводческого 
комплекса области
 4)  отсутствие  гибкости  в  работе  снабженческо-заготовительных 
подразделений мясоперерабатывающих предприятий; 
 5)  плохая  организация  маркетинга  и  системы  продвижения  мясных 
изделий на рынок. 
 Потеря 
местного 
рынка 
сбыта 
подтолкнула 
региональных 
производителей  колбасных  изделий  искать  новые  рынки  сбыта  за  пределами 
Волгоградской области. В частности, мясокомбинат «Волжский» (г. Волжский, 
Волгоградская обл.) основной объем произведенной им продукции реализует на 
территории  Астраханской  области,  которая  на  протяжении  длительного 
периода  времени  является  рынком  сбыта  мясной  продукции  волгоградских 
производителей 
в 
силу 
конкурентной 
слабости 
астраханских 
мясоперерабатывающих предприятий. 
 Переняв  приемы  конкурентной  борьбы  у  своих  соперников  на  местном 
рынке  мясокомбинат  «Волжский»  реализовал  в  Астраханской  области  свое 
конкурентное преимущество, которое складывается из следующих компонент: 
 а)  кризисное  состояние  мясоперерабатывающей  промышленности 
Астраханской области; 
 б) территориальное расположение, так как Астраханская область гораздо 
ближе  к  Волгоградской  области,  и  г.  Волжскому  в  частности,  по  сравнению  с 
основными  конкурентами  из  Краснодарского  края,  Москвы  и  Санкт-
Петербурга; 
 в)  наличие  достаточно  прочных  торговых  связей  между  Астраханской  и 

Волгоградской областями; 
 г) удачно выбранное время для проникновения на астраханский рынок. 
 
18


<< предыдущая страница   следующая страница >>