shkolaput.ru 1 2 3


На правах рукописи


Бревнова Виктория Михайловна


Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности


13.00.01- общая педагогика,

история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Омск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО

«Омский государственный педагогический университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Ирина Андреевна Маврина




Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы РФ

Надежда Николаевна Суртаева


кандидат педагогических наук, доцент

Галина Викторовна Дербенева


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет»


Защита состоится 25 апреля 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 177. 02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212. Тел/факс: (38 12) 23-37-64


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан 25 марта 2008 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Дука


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В контексте современной социальной ситуации в России наиболее сложным явлением в последние годы стал значительный рост числа граждан, лишенных родительских прав, добровольно отказавшихся от новорожденных в родильных домах, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская, социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений 10% из них кончает жизнь самоубийством, 40% - попадает в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становится преступниками и лишь 10% - нормально адаптируется в обществе.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.


Решение проблемы социальной адаптации воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности.

В современных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии воспитания детей-сирот в России можно условно выделить следующие направления:

- изучение феномена сиротства в различные периоды развития общества (В.В.Беляков, И.Ф.Дементьева, М.В.Фирсов и др.);

- исследования особенностей развития детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга, Т.И.Юферева и др.) и условий воспитания (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Анализ научных исследований и данных практической педагогической деятельности показывает, что уровень готовности воспитанников детских домов к самостоятельной жизни недостаточен для их полноценной адаптации в социуме.

В качестве ведущих нами были выделены следующие противоречия:

- между высоким уровнем требований (социально-экономических, психологических, политических) сегодняшнего дня к социально-адаптированной личности и недостаточной эффективностью социально-педагогической деятельности в условиях детского дома;

- между необходимостью повышения уровня сформированности знаний, умений и навыков воспитанников детского дома для успешной социальной адаптации и недостаточностью научно-организационного обеспечения этого уровня;

- между потребностью создания дополнительных, новых моделей, программ и определенных средств, способствующих повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома для успешной самостоятельной жизни и отсутствием таковых в традиционной системе воспитания в детских домах.


Проблема исследования заключается в необходимости выявления средств социально-педагогической деятельности, применение которых позволит повысить уровень социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни.

Выявленные противоречия и вытекающая из них проблема исследования обусловили выбор темы диссертационной работы: «Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности».

Объект исследования: процесс социальной адаптации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: социальная адаптация воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста средствами социально-педагогической деятельности.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать совокупность средств социально-педагогической деятельности, способствующих повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома (на этапе подготовки к самостоятельной жизни).

Гипотеза исследования:

Повышение уровня социальной адаптации воспитанников средствами социально-педагогической деятельности будет обеспечено, если:

- выявлены средства и особенности организации социально-педагогической деятельности в условиях детского дома по социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни;

- определены критерии и показатели социальной адаптации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста;

- создана и реализована структурно-функциональная модель социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома;

- разработана и внедрена в практику работы детского дома программа деятельности специалистов детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:


1. Выявить степень разработанности проблемы социальной адаптации воспитанников детского дома в педагогической теории и современной социально-образовательной практике.

2. Раскрыть сущность структурных компонентов модели социально-педагогической деятельности, направленной на повышение эффективности процесса социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома.

3. Разработать критерии социальной адаптации воспитанников детского дома и комплекс диагностических процедур, направленных на выявление уровня социальной адаптации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста.

4. На основе сконструированной структурно-функциональной модели социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома разработать программу деятельности специалистов детского дома, направленную на подготовку воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста к предстоящей самостоятельной жизни.

Идея исследования заключается в том, что специалисты и педагоги (социальные педагоги, психологи, воспитатели), работающие в детском доме, могут помочь воспитанникам успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель социально-педагогической деятельности, в рамках которой на основе диагностики круга проблем воспитанников детского дома, готовящихся к выпуску, будут выявлены средства и создана программа социально-педагогической деятельности, направленная на повышение уровня социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни.

Методологической основой исследования явились:

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).


Теоретическую основу исследования составили:

- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 5», «Детский дом № 6». На констатирующим этапе исследования работа проводилась на базе ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №1», «Детский дом №4, «Детский дом № 5», «Детский дом № 6», «Детский дом №7», «Детский дом №10».

Диссертационное исследование проводилось в период 2004-2007 гг. в три этапа.

На первом этапе (2004-2005гг.) осуществлялись изучение и анализ социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме социальной адаптации у воспитанников детского дома, развития и воспитания детей-сирот в учреждениях государственного попечения; определялась методология и логика исследования. Проводился анализ форм, способов, средств, содержания и организации социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома подросткового и юношеского возраста; разрабатывались критерии и показатели уровня социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовки к самостоятельной жизни.


На втором этапе (2005-2007гг.) проводился анализ психолого-педагогической диагностики, целью которой являлось выявление уровня социальной адаптации воспитанников детских домов г. Омска на пороге самостоятельной жизни. На основе результатов анализа теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования разработана и внедрена структурно-функциональная модель социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации у воспитанников детского дома. На основе модели разработана и апробирована двухгодичная социально-педагогическая программа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Всё в моих руках» и алгоритм ее реализации.

Третий этап (2007 г.) включал анализ, оценку и обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений и выводов, оформление текста автореферата и диссертации.

Методы исследования:

- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

- праксиологические методы: педагогический эксперимент; методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, методы графической обработки данных).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровней, адекватных объекту, целям, задачам и логике исследования, выбором и реализацией личностно-деятельностного и средового подходов к организации социально-педагогической деятельности, количественным и качественным анализом результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:


- определены средства социально-педагогической деятельности, использование которых способствует повышению уровня социальной адаптации воспитанников детского дома: целеполагание в деятельности социального педагога; проблематизация профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия воспитанников; программирование деятельности социального педагога и воспитанника; планирование дальнейших самостоятельных действий выпускника-воспитанника детского дома;

- разработана структурно-функциональная модель социально-педагогической деятельности, направленной на повышение уровня социальной адаптации воспитанников в условиях детского дома, включающая программно-целевой, деятельностный, рефлексивно-прогностический компоненты;

- выявлены критерии социальной адаптации воспитанников детского дома на этапе подготовке к самостоятельной жизни: сформированность у воспитанников профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, коммуникативных умений, здорового образа жизни и самопринятия.

Теоретическая значимость работы состоит в:



следующая страница >>