shkolaput.ru 1 2 ... 6 7
22 августа 1996 года N 125-ФЗ





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Принят

Государственной Думой

19 июля 1996 года


Одобрен

Советом Федерации

7 августа 1996 года


(в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 N 92-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ,

от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 05.04.2003 N 41-ФЗ,

от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 18.07.2006 N 113-ФЗ,

от 16.10.2006 N 161-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ,

от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ,

от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ,

от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ,

от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008 N 14-ФЗ,

от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,

от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ,

от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ,


от 02.08.2009 N 217-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 27.12.1999 N 19-П, от 24.10.2000 N 13-П,

Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ,

от 23.12.2003 N 186-ФЗ)


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования


1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.


Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования


1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

2) непрерывность и преемственность процесса образования;


3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;


(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)


КонсультантПлюс: примечание.

О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, см. Постановления Правительства РФ от 23.08.2007 N 534, от 28.08.2009 N 699.


5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.



Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки


(введена Федеральным законом от 01.12.2007 N 308-ФЗ)


1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)


6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)


Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)


1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ)

3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.


Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.


Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования


Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).



Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования


(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)


1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

следующая страница >>