shkolaput.ru 1 2 3
На правах рукописи

ШАТИЛОВ Александр Юрьевич
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И АЛГОРИТМОВ ОПТИМАЛЬНОЙ
ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ И ИНФОРМАЦИИ В
ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМАХ НАВИГАЦИИ
Специальность 05.12.14
Радиолокация и радионавигация
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата технических наук
Москва — 2007


Работа выполнена на кафедре радиотехнических систем Московского энергети-
ческого института (технического университета) .
Научный руководитель:
доктор технических наук, профессор
ПЕРОВ Александр Иванович
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор
ЕФИМЕНКО Валерий Сергеевич
кандидат технических наук, доцент
МАРКОВ Сергей Сергеевич
Ведущая организация:
Федеральное государственное унитарное
предприятие «Научно-исследовательский
институт

космического
приборострое-

ния» (ФГУП «НИИКП»), г. Москва
Защита состоится 24 мая 2007 г. в 17 ч. 00 мин. на заседании Диссертаци-
онного совета Д 212.157.05 при Московском энергетическом институте (техниче-
ском университете) по адресу: 115200, Москва, Красноказарменная ул., д.17.,
аудитория А-402.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского энергетического
института (технического университета).
Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по адресу:
111250, Москва, Красноказарменная ул., д.14, Учёный совет МЭИ(ТУ)
Автореферат разослан 23 апреля 2007 г.
Уч¨еный секретарь
диссертационного совета Д 212.157.05.
кандидат технических наук, доцент
Т.И. КУРОЧКИНА

- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы
На фоне общего технического прогресса существенно расширяется при-

менение различных навигационных систем, что требует их непрерывного со-

вершенствования. В ряде современных приложений навигационным системам
предъявляются высокие требования по точности, помехозащищенности, надеж-
ности, непрерывности работы и другим показателям качества при высокой дина-
мике движения потребителя. Таким приложениям соответствуют маневренные
объекты военной техники: боевые самолёты и вертолёты, беспилотные лета-
тельные аппараты, крылатые ракеты, ракетные системы залпового огня, кор-
ректируемые артиллерийские снаряды (КАС) и авиабомбы, сухопутная мобиль-
ная техника. К этому же ряду приложений относятся гражданские системы
управления навигации автотранспорта.
Важнейшее место среди навигационных систем занимают среднеорби-
тальные спутниковые радионавигационные системы (СРНС): отечественная
глобальная навигационная система ГЛОНАСС, и американская система GPS
(Global Positioning System). В перспективе значится развертывание европейской
СРНС Galileo. Достоинствами данных СРНС являются: глобальность рабочей
зоны; неограниченная пропускная способность; высокая точность измерения
текущего времени, пространственных координат, вектора скорости и простран-
ственной ориентации; низкая стоимость навигационной аппаратуры потребите-
ля (НАП).
При создании новых навигационных систем широко используются дости-
жения в области комплексирования СРНС с автономными нерадиотехнически-
ми системами, основными из которых в настоящее время являются инерци-
альные навигационные системы (ИНС). Каждая из указанных навигационных
систем в отдельности не удовлетворяет всем требованиям, которые предъявля-
ются к качеству измерений навигационных параметров подвижных объектов.
В частности, СРНС не удовлетворяет наиболее важным требованиям помехо-
устойчивости1, ИНС – требованиям точности. Комплексирование СРНС и ИНС
должно способствовать объединению лучших свойств этих двух систем, поз-

волив существенно повысить точность, помехоустойчивость, достоверность и

непрерывность навигационных определений.
Таким образом, в настоящее время существует актуальная научно-
техническая проблема совершенствования и разработки новых алгоритмов и
методов обработки сигналов и информации в комплексированных инерциально-
спутниковых навигационных системах (ИСНС).
Состояние вопроса
Общая теория статистического синтеза оптимальных, в т.ч. комплексных,
1 Под помехоустойчивостью понимается способность приемника сигналов СРНС решать целевую задачу с
заданными характеристиками при воздействии внешних помех.



следующая страница >>