shkolaput.ru 1 2 ... 5 6
На правах рукописи 

 
 
 
 
 
 
Пассар Андрей Владимирович 
 
 
РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ 
РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ КОМБИНИРОВАННОГО 
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 
 

 
 
05.04.02 – "Тепловые двигатели" 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ  
диссертации на соискание ученой степени  
кандидата технических наук 
 
 
 
 
Хабаровск - 2009 



Работа выполнена в ГОУВПО «Тихоокеанский государственный университет» 
 
Научный руководитель:                       доктор технических наук, 
                                                                профессор Лашко Василий Александрович 
                                                                                  
    
Официальные оппоненты:                  доктор технических наук
                                                               профессор Самсонов Анатолий Иванович 
                                                                
                                                               кандидат технических наук
                                                               доцент Симашов Рафаиль Равильевич 
 
                  
                                      
                                  
 
Ведущая организация – Дальневосточный государственный университет путей 
сообщений (г. Хабаровск) 
 
 
Защита  состоится    "16"  апреля  2009  г.  в  16.00  часов  на  заседании 
диссертационного  совета  Д  212.294.01  в  ГОУВПО  "Тихоокеанский 
государственный  университет"  по  адресу:  680035,  г.  Хабаровск,  ул. 
Тихоокеанская, 136, ауд. 315 л.  
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Тихоокеанский 
государственный университет». 
 
 

Автореферат разослан                                '' 12 ''  марта  2009 г. 

 
 
 
 
 
Ученый секретарь  
 
диссертационного совета                                                                 А.В. Лещинский 
 
 
 
 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность  темы.  В  настоящее  время  можно  констатировать,  что 
газотурбинный 
наддув 
дизелей 
нашел 
повсеместное 
применение 
в 
комбинированных  двигателях  внутреннего  сгорания.  Однако  использование 
надувочного агрегата – турбокомпрессора в поршневых двигателях породило ряд 
проблем.  Одна  из  главных  –  проектирование  проточных  частей  турбины, 
работающей  в  специфических  нестационарных  условиях.  Следует  отметить,  что 
теория турбомашин хорошо разработана только лишь для стационарного обтекания 
лопаток и не приспособлена для турбин комбинированных двигателей внутреннего 
сгорания.  
Также хорошо известно, что проточная часть турбины оказывает существенное 
влияние не только на систему наддува, но и на эффективность комбинированного 
поршневого  двигателя  в  целом.  Причем  по  степени  влияния  на  эффективность 
поршневых  двигателей,  газотурбинный  наддув  оказывает  самое  существенное 
влияние по сравнению с другими системами ДВС. Это хорошо иллюстрируют уже 
ряд  выполненных  работ,  показывающих,  что  за  счет  изменения  геометрии 
проточной  части  турбины  можно  добиться  снижения  удельного  эффективного 
расхода топлива на 4 – 6 г/кВт.ч на номинальном режиме. Необходимо отметить, 
что  и  это  далеко  не  окончательный  результат,  так  как  в  выполненных 
исследованиях  полученный  эффект  базируется  на  интуитивном  подходе  при 
воздействии на геометрию проточной части турбины. Такой подход, как известно, 
узаконен среди специалистов в области двигателей внутреннего сгорания. 

Цель работы.  Объединить  все  положительные  стороны  существующих 

математических моделей и методов расчета и проектирования, подойти комплексно 
к  проектированию  радиально-осевой  турбины  работающей  в  условиях 
нестационарного потока системы наддува КДВС. 
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: 
1.  Систематизировать  математические  модели  для  расчета  потерь 
работоспособности  газодинамического  потока  в  проточной  части  и 
адаптировать  их  к  расчету  характеристики  радиально-осевой  турбины 
турбокомпрессорного ряда ТКР-14 на базе модели, на среднем радиусе. 
2.  Используя  современные  методы  трехмерного  твердотельного 
компьютерного моделирования создать твердотельную модель рабочего колеса. 
3.  Решить  проблемные  вопросы  применения  математической  модели 
расчета  квазитрехмерного  потока  Я.А.  Сироткина  по  отработке  технологии 
проектирования радиально-осевой турбины турбокомпрессорного ряда ТКР-14. 
4. На стенде для экспериментальных исследований, имеющемся на кафедре 
ДВС ТОГУ произвести проверку адекватности расчета характеристик турбины 
и адекватности расчета полей скорости на выходе из турбины. 
 



следующая страница >>