shkolaput.ru 1 2

На правах рукописи



Фролова Мария Александровна


Правовые и гуманитарные проблемы передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения

принудительного лечения в странах СНГ


Специальность 12.00.09 – «Уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность»


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва – 2010

Диссертация выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»


Научный руководитель: доктор юридических наук,

профессор, Заслуженный деятель

науки Российской Федерации

Щерба Сергей Петрович


Официальные оппоненты: доктор юридических наук,

профессор, Заслуженный юрист

Российской Федерации

Махов Вадим Николаевич


кандидат юридических наук

Качанов Александр Яковлевич


Ведущая организация: Московская академия

экономики и права


Защита состоится «16» сентября 2010 г. в 16 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 170.001.02 Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15, ауд. 414.


С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по адресу: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15.


С электронной версией автореферата можно ознакомиться на официальном сайте Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.agprf.org/aspirant/dis-sovet-1.html


Автореферат разослан «05» июля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета


доктор юридических наук, профессор С.В. Скляров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные нормативные положения о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Психическое расстройство может изменить отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Лица, нуждающиеся в психиатрической помощи, являются одной из наиболее уязвимых и беззащитных категорий не только в области обеспечения и реализации своих прав и интересов, но и адаптации в обществе после прохождения лечения (налаживание социальных и родственных контактов, устройство на работу и т.п.). Поэтому государство берет на себя обязанность обеспечения защиты их прав, свобод, а также решения вопросов по их реабилитации. Речь идет не только о лицах, страдающих психическими расстройствами и проходящими лечение в добровольном порядке, но и о лицах, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших психическим расстройством после совершения преступления, в отношении которых применены принудительные меры медицинского характера.

Применение принудительных мер медицинского характера всегда связано с ограничением определенных прав и свобод лиц, которым назначены эти меры, в порядке, установленном в законе, и государство должно относиться к соблюдению их прав и законных интересов особо пристально.


В связи с тем, что права и свободы человека и гражданина являются универсальными ценностями и охраняются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, следует говорить о защите прав и соблюдении законных интересов названных лиц не только на уровне национального законодательства того или иного государства, но и в рамках международного сотрудничества.

Для лиц, совершивших преступление на территории иностранного государства, международными конвенциями и двусторонними договорами предусмотрена возможность отбыть наказание в государстве своего гражданства. Основания и порядок передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве всех государств – участников Содружества Независимых Государств.

Однако передача лиц, страдающих психическими расстройствами, для применения принудительных мер медицинского характера не регламентируется ни Модельным уголовно-процессуальным кодексом для стран Содружества, ни Уголовно-процессуальными кодексами стран СНГ. Стремясь восполнить пробелы в национальном законодательстве, 10 государств – участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина) 28 марта 1997 года в г. Москве подписали Конвенцию «О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения»1. Российская Федерация ратифицировала данный документ Федеральным законом от 6 декабря 2000 года № 142-ФЗ.

Основные положения этой Конвенции направлены в первую очередь на «возвращение психически больных лиц к нормальной жизни в обществе» посредством предоставления возможности пройти курс лечения в государстве их гражданства или постоянного места жительства рядом со своими родственниками или близкими людьми. Что очень важно не только для самих лиц, подлежащих принудительному лечению, но и для всего общества в целом.


Говоря об актуальности избранной темы следует отметить, что в Российской Федерации практика передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, начинает только формироваться. Эта проблемная ситуация обусловлена прежде всего отсутствием законодательных механизмов, детально регламентирующих процедуру передачи невменяемых лиц для дальнейшего лечения. В тоже время постоянные обращения иностранных государств и граждан с просьбами о передаче или принятии лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, на лечение Российской Федерацией говорит о необходимости скорейшего создания правовых механизмов сотрудничества с иностранными государствами в данной сфере.

Что касается научных аспектов обозначенной проблемы, то необходимо отметить следующее. В науке уголовно-процессуального права России и других стран СНГ этой теме не посвящено ни одной диссертации и монографической работы.

Все вышесказанное послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования и определения его основных направлений.

Объектом диссертационного исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с передачей лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в странах СНГ.

Предметом исследования являются положения Конвенции «О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения» 1997 года, нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации2 и других нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру передачи лиц иностранным государствам, а также прокурорская и судебная практика в этой сфере деятельности.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и решение теоретических и практических вопросов передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, в государства Содружества, а также разработка научно обоснованных рекомендаций по дополнению и изменению уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и совершенствованию правоприменительной практики.


В соответствии с этими целями, задачами исследования являются :

- анализ значения, целей и нормативных основ передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государства, гражданами которых они являются или имеют постоянное место жительства;

- анализ и обобщение теоретических знаний, накопленных в науке уголовно-процессуального права и связанных с проблемами лиц, страдающих психическими расстройствами;

- разработка научных положений о процессуальном статусе лиц с психическими расстройствами, а также предложений об усиленной охране их прав в уголовном процессе;

- обоснование необходимости включения в УПК РФ дополнительной главы, регулирующей передачу лиц, страдающих психическими расстройствами, в страны их гражданства или постоянного места жительства, после вынесения судом решения о применении к такому лицу принудительных мер медицинского характера;

- подготовка предложений по приведению норм уголовно-процессуального законодательства России в соответствие с положениями Конвенции 1997 года;

- разработка организационных и методических рекомендаций по применению в России конвенционных норм в сфере передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения.

Методология и методика исследования. Для достижения поставленных целей и задач использованы общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, системный и социологический (анализ материалов судебной и прокурорской практики, контент-анализ обращений, включенное наблюдение).

Нормативной базой исследования стали положения Конвенции «О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения» 1997 года; нормы действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства России и других государств – участников СНГ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда СССР и Российской Федерации, нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, законы отдельных стран СНГ, регламентирующие деятельность правоохранительных органов по применению положений Конвенции, а также документы Организации Объединенных Наций, Совета Европы и Содружества Независимых Государств в области охраны прав и свобод человека и гражданина.


Эмпирической базой исследования являются результаты изучения материалов 112 надзорных производств по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Прокуратуры Республики Беларусь в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, и ожидающих передачи для проведения лечения в государства их гражданства, а также статистической и иной официальной информации генеральных прокуратур Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргыстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины о применении названной Конвенции за 2005–2009 годы.

Степень проработанности темы. Как показал анализ юридической литературы, общим проблемам применения принудительных мер медицинского характера посвятили свои работы многие видные ученые-юристы : Ю.М. Антонян, В.К. Бобров, С.В. Бородин, А.И. Галаган, В.И. Горобцов, Л.А. Захожий, В.В. Кальницкий, П.А. Колмаков, Е.И. Конах, А.В. Ленский, П.А. Лупинская, Т.А. Михайлова, А.В. Наумов, В.В. Николюк, Б.А. Спасенников, Л.Г. Татьянина, С.Я. Улицкий, А.И. Чучаев, С.П. Щерба, Ю.К. Якимович, Р.Н. Юрченко.

Однако специальных исследований, посвященных проблемам, возникающим в сфере передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, на диссертационном уровне в России и других странах СНГ не проводилось.

Научная новизна результатов диссертационного исследования. В представленной работе впервые рассмотрены нормативные основы правового регулирования передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, основания, цели и значение такой передачи, проблемы соблюдения прав лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в ходе принятия решений об их передаче для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства, обоснованы и сформулированы предложения по совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства с целью его приведения в соответствие с международным договором Российской Федерации.


Основные положения, выносимые на защиту:


  1. Авторское определение понятия, значения и целей передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства. Под передачей лиц, страдающих психическими расстройствами, в государства, гражданами которого они являются или постоянно проживают, предлагается рассматривать взаимодействие компетентных органов России и других стран СНГ, основанное на нормах международного договора и выражающееся в передаче или приеме иностранным государством лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, на территорию государства его гражданства или постоянного места жительства для применения принудительной меры медицинского характера с целью излечения или улучшения состояния психического здоровья такого лица, возвращения его к нормальной жизни в обществе, а также предотвращения совершения им новых общественно опасных деяний.

  2. Предложенное автором понятие правового статуса лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, научные положения о его содержании и значении, а также о гарантиях прав лиц, страдающих психическими расстройствами, в уголовно-процессуальном законодательстве России.

  3. Авторская правовая позиция о том, что передаче для проведения принудительного лечения в государство гражданской принадлежности подлежат также лица, которым судебным решением назначены принудительные меры медицинского характера как в условиях стационара, так и амбулаторно.
  4. Научные положения, обосновывающие необходимость дополнения УПК РФ новой главой, регламентирующей основания и порядок рассмотрения компетентными органами России обращений компетентных органов иностранных государств о принятии или передаче лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, для проведения принудительного лечения.


  5. Предложения об установлении в Дополнительном протоколе к Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения оснований для отказа в передаче, процедур запроса дополнительных документов или иной необходимой информации, а также положения о том, что в случае отмены судебного решения и начале нового расследования или судебного разбирательства, копия решения об этом и материалы уголовного дела направляются Договаривающейся стороне, принявшей лицо на лечение только после того, как в Договаривающейся стороне, где было вынесено такое решение будут произведены все следственные и иные процессуальные действия, производство, которых возможно в отсутствие лица, страдающего психическим расстройством.

  6. Авторский проект формы отчетности о работе министерств внутренних дел и органов прокуратуры стран СНГ по исполнению указанного международного акта в части учета лиц, страдающих психическими расстройствами, переданных для проведения принудительного лечения.

  7. Предложения автора о внесении изменений и дополнений в Инструкцию о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденную Решением Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 6 сентября 2007 года, с целью учета и розыска лиц, уклоняющихся от исполнения судебного решения о применении к ним принудительных мер медицинского характера.

  8. Предложения о разработке и принятии нового Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения, изменения и отмены принудительных мер медицинского характера, а также рассмотрения российскими судами жалоб заинтересованных лиц на решения компетентного органа о передаче либо отказе в передаче лица для проведения принудительного лечения в государство его гражданства или постоянного места жительства.
  9. Выводы автора о необходимости внесения изменений и дополнений в Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18 октября 2008 года № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения».


Теоретическая и практическая значимость работы определяется новизной результатов исследования, которые вносят определенный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права. Сформулированные автором научные положения обогащают российский уголовный процесс новыми знаниями о сущности, значении и регулировании правовых отношений, возникающих в уголовном судопроизводстве по делам лиц этой категории. Наиболее существенные результаты могут стать основой для дальнейшей разработки предложений по совершенствованию российского законодательства, а также судебной и прокурорской практики по профилю исследованной темы.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке методических рекомендаций, в преподавании курса уголовного процесса, в научно-исследовательской работе, а также непосредственно в практической деятельности дознавателей, следователей, прокуроров, судей и адвокатов.

Апробация и внедрение результатов исследования происходили в форме обсуждения полученных результатов на трех научно-практических конференциях и теоретических семинарах, внедрения соответствующих научных разработок в проект Федерального закона о дополнении УПК РФ новой главой, посвященной передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государства их гражданства, а также в проект Указания Генерального прокурора Российской Федерации «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения», в учебный процесс и правоприменительную деятельность органов прокуратуры.

Работа обсуждалась на заседании отдела проблем международно-правового сотрудничества Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основные выводы, предложения и рекомендации опубликованы автором в восьми научных работах, в том числе в двух – рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.


Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе (Московская академия экономики и права) и практической деятельности (Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.



следующая страница >>