shkolaput.ru 1 2 3 4


На правах рукописи


БОБЫЛЕВА Анна Александровна


ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


13.00.01 — общая педагогика, история педагогики

и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Оренбург 2011

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Попова Валентина Ивановна


Официальные оппоненты:


доктор педагогических наук, профессор

Кирьякова Аида Васильевна




кандидат педагогических наук, доцент

Воронина Юлия Владимировна


Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Ульяновский государственный

педагогический университет

им. И. Н. Ульянова»



Защита состоится 28 апреля 2011 г. в 11.00 на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО

«Орен­бургский государственный педагогический университет».


Текст автореферата размещен на официальном сайте ОГПУ www.ospu.ru

28 марта 2011 г.


Автореферат разослан ____ марта 2011 г.





Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор С. С. Коровин

Общая характеристика работы



Актуальность исследования обусловлена происходящими в российском обществе переменами, глубоко затронувшими не только социально-экономи­ческую, но и духовно-нравственную сферу, вызвав сложный, противоречивый процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей. Являясь одним из социальных институтов, школа в настоящее время претерпевает серьёзные изменения, связанные с преодолением негативных последствий снижения роли культурно ориентированной основы вообще и гуманистических ценностей в частности. При этом не учитывается, что «иерархия ценностей — это иерархия конкретно-исторических потребностей человека, выражение различных сторон, аспектов и уровня его природы» (С. Л. Рубинштейн).

Старший школьный возраст характеризуется активностью в своей рефлексии окружающего мира в целом и инфантильностью в плане социальной направленности (Д. И. Фельдштейн), когда сходятся и детство, и взросление. В этой связи требуются качественно иные подходы к конструированию содержания школьного образования, обеспечивающего сбалансированность социальных и личностных интересов, создание условий для ориентации личности на гуманистические ценности.

Введение предпрофильного и профильного образования связано в основном с выбором профессии без учёта назревшей необходимости ориентации старшеклассника на гуманистические ценности как регулятива поведения, определения жизненных перспектив. Это ещё более усиливает требование переориентации школьного образования на гуманитарные модели функционирования (человек как ценность). При этом успешному профессиональному самосовершенствованию, карьерному и личностному росту старшего школьника препятствует неразработанность научного понимания ориентации старшеклассника на гуманистические ценности как цели современной школы.


Вместе с тем можно утверждать, что в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для разработки педагогических условий ориентации старшеклассника на гуманистические ценности: исследования особенностей самоопределения в отношении профилирующего направления деятельности (Ю. Н. Дик, В. Н. Максимова, А. А. Пинский, А. П. Тряпицына, В. А. Чистякова, С. Н. Чистякова); становления личности и «образа Я» старшего школьника (У. Джемс, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн); стратегия самопознания, самообразования и самореализации школьника (А. Я. Журкина, С. В. Сальцева); концепция ориентации личности в мире ценностей (А. В. Кирьякова). Ориентация личности на гуманистические ценности сопряжена с определением содержания гуманистического мировоззрения (Р. М. Рогова); с выраженностью гуманистических ценностей как «ценностей для другого» (В. П. Бездухов); интеллектуальной активностью личности как основой творчества (Д. Б. Богоявленская, А. В. Москвина).



следующая страница >>