shkolaput.ru 1 2


На правах рукописи


Морозов Андрей Николаевич


МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА


12.00.10 – Международное право. Европейское право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва – 2008

Работа выполнена в отделе международного публичного права Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».


Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской

Федерации Тиунов Олег Иванович


Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Зимненко Богдан Леонидович


кандидат юридических наук,

заслуженный юрист Российской

Федерации Осминин Борис Иванович


Ведущая организация: Институт государства и права

Российской академии наук


Защита состоится «25» июня 2008 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 503.001.03 при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Автореферат разослан «____»_______________2008 года


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук А.А. Каширкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.


В современном мире международные договоры являются одним из самых эффективных регуляторов международных отношений, им принадлежит особая роль в укреплении международного правопорядка, что в настоящее время является чрезвычайно важным. Согласовывая свои интересы и закрепляя результат такого согласования в нормах международного права, основным источником которых, в настоящее время, является международный договор, государства могут решать определенные задачи и достигать необходимых целей, тем более, что ряд современных проблем, таких как борьба с терроризмом, с международной преступностью, вопросы миграции, экологические проблемы, экономическое сотрудничество и многие другие, не могут быть решены государством в одиночку, требуются согласованные действия государств, выработка взаимоприемлемых подходов и решений. Наиболее подходящей формой для этого выступает международный договор, в котором государства, при наличии соответствующих воль, могут достаточно детально установить те правила, которыми они будут руководствоваться при решении определенных проблем.

Характерная черта современного законодательства государств о международных договорах и практики их заключения состоит в том, что международные договоры заключаются от имени государства на разных уровнях: межгосударственном, межправительственном и межведомственном. Такой подход отражен как в российском законодательстве, так и законодательстве государств-участников Содружества Независимых Государств.

Международные договоры межведомственного характера заключаются министерствами и ведомствами государства, в Российской Федерации для их обозначения используется формулировка: «федеральные органы исполнительной власти».

Министерства и ведомства, осуществляя международное сотрудничество, основной юридической формой которого является международный договор межведомственного характера, опираются как на нормы международного права, так и нормы права внутригосударственного.

Международные договоры межведомственного характера регулируют межгосударственные отношения на уровне министерств и ведомств и в таком качестве вносят вклад в развитие международного права, в его определенные отрасли и институты, а также с санкции государства входят в правовую систему Российской Федерации и оказывают влияние на нормы внутригосударственного права, в первую очередь, на нормативно-правовые акты самих министерств и ведомств.


Цель и задачи исследования.

Целью работы является теоретическое исследование юридической природы и понятия международного договора Российской Федерации межведомственного характера. Данная цель охватывает комплексный анализ вопросов заключения, действия и реализации международных договоров межведомственного характера в свете взаимодействия норм международного и внутригосударственного права. Целью работы также является выработка предложений по совершенствованию международно-правового и внутригосударственного механизмов заключения и реализации международных договоров межведомственного характера.

Поставленные цели определяют основные задачи работы:

- исследование юридической природы международного договора межведомственного характера;

- выработка понятия международного договора Российской Федерации межведомственного характера;

- анализ внутригосударственных нормативно-правовых и международно-правовых актов, а также юридической доктрины относительно компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере заключения, реализации и прекращения международных договоров Российской Федерации межведомственного характера;

- рассмотрение вопросов о применении Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года к международным договорам межведомственного характера;

- исследование и выявление характерных черт и особенностей содержания международных договоров Российской Федерации межведомственного характера;

- определение места международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в иерархии международно-правовых и внутригосударственных нормативно-правовых актов;

- анализ взаимодействия и взаимовлияния норм международного и внутригосударственного права в процессе реализации международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с заключением, действием и выполнением международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.


Предметом диссертационного исследования выступают международные договоры Российской Федерации межведомственного характера, а также теоретические и практические вопросы, возникающие, в связи с заключением, действием и выполнением этих договоров.

Степень научной разработанности. В настоящее время, научные разработки, посвященные международным договорам межведомственного характера в российской доктрине отсутствуют. В советское время специальному исследованию международных договоров межведомственного характера была посвящена работа Н.В. Миронова «Правовые формы социалистической интеграции (международные межведомственные соглашения)» (М. 1977 г.). Под редакцией Е.Т. Усенко были выпущены следующие работы: «Межведомственные связи в условиях социалистической экономической интеграции. Правовой аспект» (М. 1973 г.), «Правовые формы руководства социалистической экономической интеграцией. Очерки» (М. 1983 г.).

В ходе исследования автор обращался к работам отечественных и зарубежных ученых-юристов различных исторических периодов. Автором изучены вопросы права международных договоров, исследованные в дореволюционный период известными юристами: И. Блюнчли, А.В. Гефтером, А.М. Горовцевым, В.П. Даневским, Н.А. Захаровым, П. Казанским, Ф.Ф. Мартенсом.

В советский и современный периоды общетеоретическим вопросам международного права и праву международных договоров посвящены научные труды А.Х. Абашидзе, С.В. Бахина, В.Г. Буткевича, В.В. Гаврилова, Б.В. Ганюшкина, А.Н. Вылегжанина, Н.Г. Дорониной, В.Н. Дурденевского, Б.Л. Зимненко, В.С. Иваненко, Г.В. Игнатенко, А.А. Ковалева, Р.А. Каламкаряна, А.Я. Капустина, И.Н. Карпенко, М.А. Коробовой, Г.И. Курдюкова, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Н.В. Миронова, Т.Н. Нешатаевой, Б.И. Осминина, И.С. Перетерского, А.А. Рубанова, В.Я. Суворовой, А.Н. Талалаева, О.И. Тиунова, Г.И. Тункина, Н.Н. Ульяновой, Е.Т. Усенко, Д.И. Фельдмана, И.О. Хлестовой, Л.Н. Шестакова, В.М. Шуршалова, С.В. Черниченко.


Кроме того, в своем исследовании, автор обращался к трудам ученых-юристов в области теории государства и права, конституционного права и административного права, международного частного права. В их числе следует назвать И.Н. Барцица, М.М. Богуславского, Л.Н. Галенскую, С.А. Голунского, Д.А. Керимова, Н.М. Колосову, Б.М. Лазарева, В.И. Лафитского, Л.А. Лунца, А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, А.Ф. Ноздрачева, А.С. Пиголкина, Л.Л. Попова, А.Е. Постникова, И.С. Самощенко, С.В. Строговича, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, Т.Я. Хабриеву, Б.С. Эбзеева.

При написании диссертационного исследования автором использовались труды зарубежных авторов, в частности, Э.Х. де Аречага, Р. Арнольда, Ф.Е. Аллена, Д. Анцилотти, А.Д. Амато, Т. Бюргенталя, А. Вагнера, Е. Вальдкриха, Дж. Г. Вилсона, К. Гайдарова, Д.Ж. Гинзбургса, И. Генова, М. Геновски, Дж. Джексона, И. Иванова, Г. Кельзена, Р. Кнуббена, В. Кутикова, Р. Кюнера, Х. Мейера, П. Радойнова, Я. Синклера, М. Соренсена, Б. Спасова, В. Таджера, Т. Тодорова, Вильяма Л. Тунга, Чарльза Г. Фенвика, А. Фердросса, В. Фридмана, Ч.Ч. Хайда, М. Эйкхерста.

В качестве методологической и теоретической основы диссертационного исследования были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания, которые включают в себя системный подход, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, анализ, синтез, дедукцию, индукцию, сравнительно-исторический метод, аналогию и другие методы научного познания.

Нормативная и эмпирическая основа исследования. В работе проведен анализ положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», большого массива нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств и ведомств. Особое внимание уделено анализу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и ряда иных международных документов. Исследуется советское законодательство, в частности, Закон СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» и ряд подзаконных нормативно-правовых актов того времени.


Проанализировано большое количество международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

Диссертант уделил особое внимание изучению и исследованию соответствующих положений конституций государств-участников Содружества Независимых Государств, законодательства о международных договорах. Проведен анализ судебной практики, связанной с применением международных договоров межведомственного характера.

Научная новизна диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые за последние тридцать лет исследованы актуальные теоретические, а также научно- практические вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации межведомственного характера. В диссертации определена юридическая природа международных договоров межведомственного характера, предложено понятие таких договоров. С учетом положений юридической доктрины, а также анализа международно-правовых и внутригосударственных нормативно-правовых актов рассмотрена динамика процесса заключения и реализации международных договоров межведомственного характера. Диссертантом предложены подходы к определению иерархии международных договоров, в зависимости от уровня государственных органов на котором они заключены. Особое внимание уделено месту международных договоров межведомственного характера в правовой системе России. Разработаны теоретические предложения, направленные на повышение эффективности реализации международных договоров межведомственного характера.

Диссертантом выработаны предложения и рекомендации, направленные на совершенствование внутригосударственных и международно-правовых нормативных актов, которые способствовали бы осуществлению эффективного международного межведомственного сотрудничества.

Основные положения, выносимые на защиту:

Анализ доктрины международного права, положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, законодательства Российской Федерации, содержания международных договоров межведомственного характера, позволяет вынести на защиту следующие положения:


1. Сформулировано следующее определение понятия международного договора межведомственного характера. Международные договоры межведомственного характера Российской Федерации – соглашения, заключенные от имени Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в различных сферах сотрудничества (министерствами или ведомствами) с иностранными государствами в лице их уполномоченных органов (министерств или ведомств), процесс заключения, исполнения и прекращения которых регулируется международным правом, что не исключает соответствующего внутригосударственного регулирования, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

2. В круг органов, уполномоченных от имени Российской Федерации заключать международные договоры межведомственного характера входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства как федеральные органы исполнительной власти. Международное сотрудничество министерств и ведомств на основе межведомственных договоров имеет многообразные сферы регулирования - борьбу с преступностью, экономическое сотрудничество, вопросы транспорта и связи, военной сферы, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере культуры, финансовые вопросы, вопросы безопасности и др. Министерства и ведомства выражая волю государства в международной сфере, ограничены пределами своей компетенции, которая определяется преимущественно нормами внутригосударственного права. В отдельных случаях, - в порядке, определенном международными договорами более высокого уровня, т.е. международными договорами межгосударственного и межправительственного характера, министерства и ведомства могут наделяться полномочиями по заключению международных межведомственных соглашений.

3. Юридическая природа международных договоров межведомственного характера зиждется на соглашении государств как способе создания норм международного права, что идентично природе международных договоров, заключаемых на межгосударственном и межправительственном уровнях. Нормы международных договоров межведомственного характера - являются преимущественно локальными нормами, носящими диспозитивный характер.


4. За невыполнение международных договоров межведомственного характера государство несет ответственность по международному праву. Недобросовестная реализация международных договоров межведомственного характера также влечет ответственность должностных лиц государства с учетом соответствующих норм национального права.

5. Заключая и выполняя международные договоры межведомственного характера, государства вносят вклад в развитие одного из основных принципов международного права – принципа сотрудничества государств, содержание которого следует рассматривать в контексте содержания других основных принципов международного права, в том числе, принципа суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, соблюдения международных договоров.

6. Международные договоры межведомственного характера как разновидность международных договоров государства являются одним из источников современного международного права. Исходя из объекта и предмета этих договоров их нормы следует относить к той или иной отрасли международного права, регулирующей соответствующие международные отношения.

7. Органы публичной власти государства в лице его министерств и ведомств, действуя на международной арене от имени государства, представляют его интересы. Обязательства, которые принимают федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, являются международно-правовыми обязательствами государства, а не обязательствами органа, который действовал от имени государства, что отвечает положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Положения Венской конвенции применимы к международным договорам межведомственного характера и по другим вопросам, в том числе, о действии международных договоров по отношению к третьим государствам - не участвующим в договоре, к положениям, касающиеся недействительности договоров.

8. Толкование части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации приводит к выводу о том, что международные межведомственные договоры Российской Федерации, входят в правовую систему России. Введение международных договоров межведомственного характера в правовую систему не является самоцелью, благодаря этому закрепляется возможность их непосредственного использования и применения во внутригосударственных отношениях, создаются благоприятные правовые условия для их реализации.


Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в правовой системе России обладают приоритетом применения по отношению к актам соответствующего министерства или ведомства. Однако если международный договор России межведомственного характера ратифицирован, что, при определенных условиях, по Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» возможно, то он обладает приоритетом применения по отношению к федеральным законам.

9. Положения международных договоров Российской Федерации межведомственного характера могут войти в систему права России, если такие положения будут включены во внутригосударственные нормативно-правовые акты. Положения международных договоров межведомственного характера могут быть включены в законодательные акты, тем самым они получат законодательное закрепление и будут регулировать внутригосударственные отношения как нормативно-правовые акты. Однако более реальна рецепция положений межведомственных договоров в нормативно-правовые акты министерств и ведомств – органов, непосредственно заключающих такие договоры. Благодаря такой рецепции положения международных договоров межведомственного характера обретают способность оказывать регулятивное воздействие на правоотношения субъектов национального права, для которых такой нормативно-правовой акт является обязательным.

10. В системе международных договоров, заключенных между двумя государствами, международные договоры межведомственного характера должны соответствовать договорам, заключенным на межгосударственном и межправительственном уровнях. Это определяется иерархией международных договоров, которая обусловлена уровнем федеральных органов исполнительной власти по внутригосударственному праву, - представляющих государство на международной арене.

Иерархия договоров должна основываться на том, что в отношениях между одними и теми же участниками на самом высоком уровне – межгосударственном - должны находиться межгосударственные договоры, затем, соответственно, межправительственные договоры и, наконец, международные договоры межведомственного характера.


Вместе с тем, по взаимному соглашению государства могут отдать преимущество договору, заключенному органом публичной власти более низкого уровня.

11. При заключении международных договоров межведомственного характера с теми государствами, с которыми уже имеются межгосударственные и межправительственные международные договоры, относящиеся к этому же вопросу, необходима правовая экспертиза на соответствие межведомственных международных договоров международным договорам более высокого уровня. Это будет способствовать построению более четкой системы норм международного права и позволит избежать коллизий между международными договорами, заключенными на разных уровнях.

12. В целях эффективной реализации международных договоров межведомственного характера требуется, чтобы они соответствовали федеральным законам, иначе может быть затруднено их последующее выполнение.

Министерства и ведомства Российской Федерации с целью избежания коллизий обязательно должны учитывать положения российского законодательства как на стадии подготовки договора, так и на стадии его реализации. Это обеспечит согласованность норм международного и внутригосударственного права, что крайне важно для нормального функционирования внутригосударственной и международной правовых систем.

13. Имплементация международных договоров межведомственного характера представляет собой нормотворческую и организационно-исполнительную деятельность государств в лице их уполномоченных органов и организаций, направленную на реализацию международно-правовых обязательств, вытекающих из международных договоров межведомственного характера. Основными участниками имплементационного процесса в первую очередь выступают федеральные органы исполнительной власти, т.е. министерства и ведомства.

В связи с тем, что вопросы реализации международных договоров межведомственного характера отражены в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» недостаточно, целесообразно разработать и рекомендовать принять постановление Правительства Российской Федерации, которое было бы посвящено реализации международных договоров межведомственного характера.


14. Реализации подлежат как официально опубликованные, так и не опубликованные международные договоры межведомственного характера. Вместе с тем, договоры, затрагивающие права и свободы человека и гражданина в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ должны быть опубликованы в официальных источниках.

Наиболее важные международные договоры межведомственного характера, включая договоры, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, целесообразно публиковать в специальном едином официальном сборнике.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что автором сформулированы положения о правовой природе международных договоров межведомственного характера, выработано определение понятия таких договоров. Определено место международных договоров межведомственного характера в иерархии договоров, заключаемых на межгосударственном и межправительственном уровнях.

Автором дано теоретическое обоснование положений о действии международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в правовой системе России, воздействии рассматриваемых договоров на внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также влиянии российского законодательства на содержание международных межведомственных договоров и их реализацию.

Определен механизм реализации таких договоров и выработаны предложения по его совершенствованию.

Положения и выводы, содержащиеся в настоящей диссертации могут быть использованы для совершенствования законодательства Российской Федерации, посвященного международным договорам, для развития международно-правовой базы, касающейся международных договоров межведомственного характера, совершенствования международной деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также в учебном процессе определенных высших учебных заведений, в частности, в курсе международного публичного права, спецкурсах по вопросам международных договоров.


Апробация результатов исследования.

Диссертационное исследование выполнено в отделе международного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, где оно было обсуждено, рецензировано и рекомендовано к защите. Основные положения и выводы, сделанные в настоящей работе, были отражены автором в научных публикациях, среди них имеются научные публикации в изданиях, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук». Диссертант выступал на заседаниях отдела международного публичного права с научными докладами. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, апробация результатов исследования также осуществлялась посредством выступлений: на Международном научном симпозиуме 21 апреля 2008 года «Принцип соблюдения международных договоров: коллизии международного и национального права»; на заседаниях Второй международной школы – практикум молодых ученых-юристов 24-26 мая 2007 года «Влияние международного права на национальное законодательство»; на круглом столе 10 декабря 2007 года «Ратификация международных договоров: законодательное регулирование и практика». Кроме того результаты исследования были апробированы на круглых столах, проведенных на юридическом факультете в Российском государственном гуманитарном университете 27 марта 2007 года «Гуманитарные нормы в правовой системе России» и круглом столе 4 октября 2007 года «Актуальные проблемы современного международного права».

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, логикой научного исследования и состоит из введения, четырех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка источников.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы диссертационного исследования, показаны цели и основные задачи, объект и предмет исследования, проанализирована степень научной разработанности темы, определены теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования, обоснована научная новизна диссертационного исследования, выделены основные положения, выносимые на защиту, показана теоретическая и практическая значимость исследования и апробация результатов диссертационного исследования.


В главе I «Понятие и юридическая природа международных договоров межведомственного характера» исследуется юридическая природа и понятие международного договора межведомственного характера, рассмотрена и проанализирована компетенция федеральных органов исполнительной власти, т.е. министерств и ведомств, в сфере заключения международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

В § 1. «Понятие и юридическая природа международных договоров межведомственного характера – теоретические аспекты» исследована и проанализирована юридическая природа международного договора межведомственного характера, выработано понятие таких договоров. Проанализировав труды отечественных и зарубежных юристов-международников, диссертант приходит к выводу о том, что юридическая природа международного договора межведомственного характера неразрывно связана с природой международных договоров, заключаемых на более высоком уровне, т.е. межгосударственных и межправительственных договоров. Она определяется соглашением государств относительно содержания норм таких договоров и признания за ними юридической силы.

Федеральные органы исполнительной власти, т.е. министерства и ведомства, при заключении международных межведомственных договоров действуют от имени и в интересах государства и, тем самым, принимают в отношении своего государства определенные международно-правовые обязательства, содержание которых ограничено рамками компетенции соответствующих органов.

Диссертант делает вывод о том, что международные договоры межведомственного характера как разновидность международных договоров, являются одним из источников современного международного права.

В результате анализа обширной нормативной и теоретической базы диссертантом сформулировано понятие международного договора Российской Федерации межведомственного характера.

Исследованию компетенции министерств и ведомств в сфере международного договорного сотрудничества посвящается второй параграф «Компетенция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере заключения международных договоров межведомственного характера». Диссертант показывает, что в соответствии с действующей структурой федеральных органов исполнительной власти, к последним относятся: федеральные службы, федеральные министерства и федеральные агентства, а также государственные комитеты.


Компетенцию органа исполнительной власти целесообразно рассматривать как совокупность его задач, функций, прав и обязанностей.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти устанавливается внутригосударственными нормативно-правовыми актами. Однако в настоящее время, в связи с развитием, международно-правового регулирования, компетенция министерств и ведомств, в сфере международного межведомственного сотрудничества, может устанавливаться в межгосударственных и межправительственных международных договорах.



следующая страница >>