shkolaput.ru 1 2 ... 139 140
 

 
10 
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ 
УДК 371.26 
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ  
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО 
РАЙОНА 
Громова Н.М., Колчина Н.М., Михалкина Т.К. 
Старорусский филиал Санкт-Петербургского государственного  
университета сервиса и экономики, Старая Русса, Россия 
 
Предложена  система  оценки  качества  обучения,  поставлены  цели  и  за-
дачи  этой  системы.  Методологические  основы  предлагаемой  системы 
апробированы в одном из образовательных учреждений муниципального 
района, качество обучения в котором можно обеспечить путем введения 
модульно-рейтинговой системы. 
 
Ключевые  слова:  качество  образования,  модульно-рейтинговая  система 
оценки качества обучения, рейтинг 

 
Система  оценки  качества  обучения  в 
Оценка  качества  образования  –  это 
профессиональных  образовательных  учре-
процесс,  с  помощью  которого  устанавли-
ждениях муниципального района представ-
ваются диагностические и оценочные про-
ляет  собой  совокупность  организационных 
цедуры  степени  соответствия  ресурсного 
и  функциональных  структур,  норм  и  пра-
обеспечения  образовательного  процесса, 
вил,  диагностических  и  оценочных  проце-
образовательных  результатов  норматив-
дур, обеспечивающих на единой концепту-
ным требованиям, социальным и личност-
ально-методологической  основе  оценку 
ным ожиданиям. 
образовательных  достижений  обучающих-
Основными  целями  системы  оценки 
ся, эффективности деятельности общеобра-
качества обучения являются: 
зовательных учреждений и их систем, каче-
-  создание  единой  системы  диагно-
ства  образовательных  программ  с  учетом 
стики и контроля состояния образования, 
запросов  основных  пользователей  резуль-
обеспечивающей  определение  факторов 

татов системы оценки качества образования 

и  своевременное  выявление  изменений, 
муниципального района. 
влияющих  на  качество  образования  в 
Основными  пользователями  резуль-
районе; 
татов этой системы являются: 
-  получение  объективной  информа-
• обучающиеся и их родители; 
ции  о  состоянии  качества  образования, 
• органы  законодательной  и  испол-
тенденциях  его  изменения  и  причинах, 
нительной власти муниципального района;  
влияющих на его уровень; 
• Комитет  образования  администра-
-  повышение  уровня  информирован-
ции  муниципального  образования  муни-
ности  потребителей  образовательных  ус-
ципальный район
луг  при  принятии  решений,  связанных  с 
• общеобразовательные учреждения; 
образованием; 
• общественные  организации,  заин-
-  принятие  обоснованных  управлен-
тересованные
ческих
  в  оценке  качества  образова-
  решений  Комитетом  образования 
ния
администрации

 муниципального района. 
Качество
Задачами
  образования  –  интеграль-
  системы  оценки  качества 
ная
обучения
  характеристика  системы  образования, 
 являются: 
отражающая степень соответствия ресурс-
-  формирование  системы  аналитиче-
ного  обеспечения  образовательного  про-
ских  показателей,  позволяющей  эффек-
цесса
тивно
,  образовательных  результатов  нор-
 реализовывать основные цели оцен-
мативным
ки
  требованиям,  социальным  и 
 качества образования
личностным ожиданиям. 
- оценка уровня индивидуальных об-
разовательных  достижений  обучающихся 


 
 
 
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ 
11 
для  их  итоговой  аттестации  и  отбора  для 
-  соблюдения  морально-этических 
поступления  на  следующие  ступени  обу-
норм  при  проведении  процедур  оценки 
чения; 

качества образования. 

-  оценка  состояния  и  эффективности 
В структуре системы оценки качест-
деятельности  общеобразовательных  учре-
ва  образования  в  муниципальном  районе 
ждений,  муниципальной  образовательной 
выделяются следующие элементы: 
системы; 
- комитет образования администрации; 
-  оценка  качества  образовательных 
-  муниципальные  образовательные 
программ с учетом запросов основных по-
учреждения  дополнительного  образования 
требителей образовательных услуг; 
детей; 
-  выявление  факторов,  влияющих  на 
- общеобразовательные учреждения;  
качество образования
-  образовательные  учреждения  про-
-  разработка  учебно-методических 
фессионального образования;  
материалов  для  подготовки  специалистов 
- общественные институты. 
по  оценке  различных  аспектов  качества 
В  настоящей  статье  будет  рассмот-
образования; 
рена система оценки качества образования 
-  содействие  повышению  квалифи-
в  образовательном  учреждении  высшего 
кации  работников  системы  образования, 
профессионального  образования  (на  при-
принимающих участие в процедурах оцен-
мере  Старорусского  филиала  Санкт-
ки качества образования; 
Петербургского  государственного  универ-
-  содействие  подготовке  обществен-
ситета сервиса и экономики). 
ных  экспертов,  принимающих  участие  в 
Организация  и  внедрение  этой  сис-
процедурах оценки качества образования. 
темы заключается в разработке: 
В  основу  системы  оценки  качества 
-  методики  оценки  качества  образо-
обучения положены следующие принципы: 
вания в учреждении

объективности,  достоверности, 
-  системы  показателей,  характери-
полноты и системности информации о ка-
зующих  состояние  и  динамику  развития 
честве образования;  

образовательного учреждения; 

- реалистичности требований, норм и 
-  контрольно-оценочных  процедур, 
показателей  качества  образования,  их  со-
мониторинговых,  социологических  и  ста-
циальной и личностной значимости;  
тистических  исследований  по  вопросам 
-  открытости,  прозрачности  проце-
качества образования; 
дур оценки качества образования; 
-  управленческих  решений  по  ре-
-  оптимальности  использования  ис-
зультатам оценки качества образования на 
точников  первичных  данных  для  опреде-
уровне образовательного учреждения. 
ления показателей качества и эффективно-
Оценка  качества  образования  на  со-
сти образования (с учетом возможности их 
временном  этапе  может  быть  осуществле-
многократного  использования  и  экономи-
на  в  виде  модульно-рейтинговой  системы 
ческой обоснованности); 
(МРС)  подготовки  студентов.  Целью  вне-
- минимизации системы показателей;  
дрения МРС является: 
- технологичности используемых по-
-  повышение  качества  обучения  за 
казателей  (с  учетом  существующих  воз-
счет  интенсификации  учебного  процесса, 
можностей  сбора  данных,  методик  изме-
активизации 
работы 
профессорско-
рений,  анализа  и  интерпретации  данных, 
преподавательского  состава  и  студентов 
подготовленности  потребителей  к  их  вос-
по  обновлению  и  совершенствованию  со-
приятию); 
держания и методов обучения; 
-  сопоставимости  системы  показате-
-  осуществление  регулярного  кон-
лей  с  региональными  и  федеральными 
троля  и  расчета  рейтинга  качества  обуче-
аналогами; 
ния студентов при освоении ими основной 
- доступности информации о состоя-
образовательной  программы  по  направле-
нии и качестве образования для различных 
нию (специальности). 
групп потребителей;  

Модульно-рейтинговая  система  под-
готовки  студентов  –  система  организации 
процесса  освоения  основной  образова-


следующая страница >>