shkolaput.ru 1 2 3


На правах рукописи


ИСУПОВА Ирина Викторовна


ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ (МОРАЛЬНЫЕ)

ПРАВА АВТОРА В ГЕРМАНИИ:

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ


Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Владимир 2008

Работа выполнена в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте.




Научный руководитель:

доктор исторических наук,

кандидат юридических наук,

кандидат педагогических наук, профессор

Якушев Александр Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Молчанов Борис Алексеевич


кандидат юридических наук, доцент

Козюра Евгений Николаевич


Ведущая организация – государственное образовательное

учреждение высшего профессионального

образования «Владимирский

государственный гуманитарный

университет»


Защита состоится «___» ноября 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 229.004.01 при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по адресу: 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. Зал Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».



Автореферат разослан «___» октября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета В. В. Мамчун

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В авторско-правовом законодательстве западных стран преобладают две основные концепции. Первая
– это концепция англосаксонского, или общего, права как имущественного права, позволяющего первому владельцу права (обычно автору) свободно и по собственному усмотрению вести переговоры с потенциальными пользователями своего произведения с целью уступки или полной передачи им прав пользования. Она лежит в основе авторско-правового законодательства Соединенного Королевства и США. Другая концепция авторского права, названная французским термином droit d’auteur («право автора»), широко применяется в законодательстве континентальной Европы, ориентирована на право автора как создателя произведения и включает понятие «моральные права автора». В Российской Федерации их называют «личными неимущественными правами автора». К ним в первую очередь относятся право создателя, творца произведения признаваться автором произведения и право неприкосновенности произведения.

В отличие от России авторское право в Германии не входит в гражданское право, а является самостоятельной отраслью. В своем развитии оно прошло довольно долгий путь, начиная от института монополии и заканчивая утверждением мнения, что авторское право является единым правом, в котором неразрывно соединяются лично-правовые и имущественно-правовые интересы. Иными словами, авторское право охватывает сумму отдельных полномочий, одна часть которых служит охране имущественных полномочий автора (имущественные права), а другая – охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению (личное право автора, или droit moral).

Решение современных проблем в сфере авторского права в России и Германии становится возможным только в результате осмысления исторического опыта развития законодательства об авторском праве как в России, так и в Германии.


Выбор темы настоящего исследования обусловлен следующими факторами:

во-первых, неразработанность данной темы в российской юридической науке. Практически отсутствуют монографии и диссертации, посвященные анализу становления авторского права Германии;

во-вторых, высокая степень теоретической значимости темы исследования в юридической науке. Результаты работы в основном обновляют существующие теоретические представления по вопросам авторского права европейских стран. Выводы, к которым пришел диссертант в процессе выявления, анализа и осмысления нормативных правовых актов Германии в области авторского права, позволяют, с одной стороны, ознакомиться с историческим опытом становления норм об авторском праве в Германии, а с другой стороны, увидеть преимущества и недостатки правового регулирования отношений, которые могут возникнуть в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства в России;

в-третьих, наличие проблем в реализации действующего отечественного законодательства в области авторского права. C 1 января 2008 г. была введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ1, которая заменила действовавший до этого Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Ее принятие сопровождалось бурными обсуждениями в среде ученых. Большинство из них едины во мнении, что принятая четвертая часть Гражданского кодекса РФ по ряду моментов закрепила нормы, улучшающие правовое положение в области правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, но в общем характеризуется как документ, который не только не учел уже наработанный теорией и практикой опыт, но отодвинул Россию на шаг назад в вопросе регулирования отношений в области интеллектуальной собственности и не приблизил перспективу присоединения России к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS). С этой точки зрения представляется интересным и необходимым учесть опыт европейских стран и, в частности Германии, в области правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, а именно в области авторского права.


Современный уровень законодательного регулирования личных неимущественных (моральных) прав автора в Российской Федерации свидетельствует о несовершенстве законодательного конструирования по ряду показателей. Проведенное автором исследование даст возможность российскому законодателю, учитывая европейский опыт, усовершенствовать законодательное конструирование и закрепление положений, касающихся, в частности, права обнародования, права авторства и права на неприкосновенность произведения, что наиболее актуально с связи с введением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, есть основания признать тему настоящего диссертационного исследования актуальной как в научно-теоретическом, так и в практическом плане.

Степень научной разработанности темы. Проблема правового регулирования неимущественных прав автора в Германии в период с 1870 по 1963 г. не рассматривалась в российской юридической литературе.

Комплексно вопросы правового регулирования моральных прав автора в Германии в исследуемый период также не были разработаны в этой стране.

Часть немецких ученых занимались изучением отдельных полномочий автора в Германии. Так, проблему лично-правовой природы авторского права исследовали Кант, О. Гьерке, Е. Колер. Классификацию прав автора в Германии вообще и моральных прав, в частности, можно найти в работах В. Хекмана и Р. Михаэлиса. Вопросы присвоения авторства рассматривались такими немецкими учеными, как В. Беккер-Бендер и Ф. Хансен.

Объектом исследования являются нормативные правовые акты Германии по авторскому праву (1870–1963 гг.).

Предмет исследования составляют регулирование моральных прав автора в Германии в период с 1870 по 1963 г., историко- и сравнительно-правовой аспекты всеобщего права личности и морального права автора в Германии, развитие системы и содержания моральных прав автора, а также судебное толкование законодательства об авторском праве Германии (1870–1963 гг.).


Цель исследования проанализировать правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, по авторскому праву Германии в период с 1870 по 1963 г.

Цель и предмет диссертационного исследования обусловили необходимость выдвижения и решения следующих задач:

– охарактеризовать степень научной разработанности темы диссертационного исследования в опубликованной научной литературе;

– определить источниковую базу предмета исследования;

– установить лингвистическое происхождение, сущность и историю понятий, составляющих предмет исследования, различия в их толковании и определении;

– проследить развитие законодательства, регулировавшего отношения в области авторского права в Германии с XV по XX в.;

– определить особенности эволюции моральных прав автора в Германии;

– выявить и проанализировать научные подходы к определению и соотношению понятий «всеобщее право личности» и «моральное право автора»;

– проанализировать развитие системы и содержания моральных прав автора в Германии (1870–1963 гг.);

– установить истоки происхождения и сущность плагиата как наиболее часто встречающегося нарушения морального права автора;

– выявить и проанализировать судебную практику к авторскому законодательству Германии в отношении моральных прав автора (1870–1963 гг.).

Хронологические рамки исследования – 1870–1963 гг. – охватывают период с момента принятия Закона от 11 июня 1870 г., касающегося авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения, и до окончания действия последней редакции Закона от 9 января 1907 г., касающегося авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии, которая была принята 30 сентября 1963 г.

Методологической основой исследования выступают всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи, в сочетании с апробированными юридическими науками общенаучными и частнонаучными методами, такими как: анализ, сравнение, формально-догматический, историко-правовой, системный, логический и др.


Теоретической основой диссертационного исследования послужили концепции, выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых, которые принадлежат к различным научным направлениям и школам, отражающих:

теорию и историю авторского права Германии (Адольф Дитц (Adolf Dietz), Бор (H.O. de Boor), Герхард Шрикер (Gerhard Schricker), Ульмер Ойген (Eugen Ulmer), Э. П. Гаврилов, И. Г. Табашников, Г. Ф. Шершеневич);

эволюцию моральных прав автора в Германии (Кант (Kant), Петер Кребер (Peter Kröber), Езеф Колер (Josef Kohler), Ульмер Ойген (Ulmer Eugen), Ринтелен Макс (Rintelen Max);

соотношение всеобщего права личности с моральным правом автора (Ульмер Ойген (Ulmer Eugen), Людвиг Миттайс (Ludwig Mitteis), Петер Вильхельм (Peter Wilhelm), Ханс Габриель Мюссе (Hans-Gabriel Müsse), Петер Кребер (Peter Kröber);

систему моральных прав автора в Германии (1870–1963 гг.) (Петер Кребер (Peter Kröber), Хекман (Heckmann), Роберт Михаэлис (Robert Michaelis), Смошевер Фритц (Smoschewer Fritz), Александр Эльстер (Alexander Elster), Вильхельм фон Грольман (Wilhelm von Grolman);

содержание моральных прав автора в Германии (1870 – 1963 гг.) (Адольф Дитц (Adolf Dietz), Ульмер Ойген (Ulmer Eugen), Смошевер Фритц (Smoschewer Fritz), Георг Мюллер (Georg Müller), Роберт Михаэлис (Robert Michaelis), Александр Эльстер (Alexander Elster), А. Эбнер (A. Ebner), Хансен Фритц (Hansen Fritz).

Источниковую базу исследования составили:

а) основные законодательные акты Германии в области авторского права в период с 1870 по 1963 г. (Закон от 11 июня 1870 г., касающийся авторского права на произведения литературы, изображения, музыкальные композиции и драматические произведения; Закон от 9 января 1876 г., касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства; Закон от 10 января 1876 г., касающийся защиты фотографий от неправомочного воспроизведения; Закон от 19 июня 1901 г., касающийся авторского права на произведения литературы и музыки, и его последняя действующая редакция от 30 сентября 1963 г. (далее: Закон LUG от 1901 г.); Закон от 9 января 1907 г., касающийся авторского права на произведения изобразительного искусства и фотографии, и его последняя, перед принятием Закона об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г., действующая редакция от 30 сентября 1963 г. (далее: Закон KUG от 1907 г.);


б) материалы судебной практики, которые нашли свое отражение в специализированных изданиях, в частности, в журналах: «Правовая охрана промышленной собственности и авторское право» (Gewerblicher Rechts­schutz und Urheberrecht); «Новый юридический еженедельник» (Neue Juristische Wochenschrift) и др.;

в) диссертации по авторскому праву и монографические труды, касающиеся в той или иной мере предмета исследования. В этой группе источников необходимо выделить работы таких ученых, как: Ульмер Ойген (Ulmer Eugen), Роберт Михаэлис (Robert Michaelis), Бор (H. O. de Boor), A. Гольдбаум (A. Goldbaum), Петер Кребер (Peter Kröber), Юрген Симон (Jürgen Simon), Александр Эльстер (Alexander Elster), Герхард Шрикер (Gerhard Schricker), Адольф Дитц (Adolf Dietz), Марсель Шульце (Marcel Schulze), Матиас Дитц (Matias Dietz), Фишер Флориан (Fischer Florian), Хубман Хайнрих (Hubman Heinrich), Беккер-Бендер Вальтер (Becker-Bender Walter) и др.

Научная новизна исследования выразилась в следующем:

1) выявлены нормативные правовые акты предмета исследования, являющиеся источниками немецкого права. Ряд нормативных правовых актов впервые введены в российский научный оборот;

2) определены лингвистическое происхождение, сущность и история понятий, составляющих предмет исследования, различия в их толковании и определении;

3) прослежено развитие законодательства, регулировавшего отношения в области авторского права в Германии с XV по XX в.;

4) определены особенности эволюции моральных прав автора в Германии;

5) выявлены и проанализированы научные подходы к определению и соотношению понятий «всеобщее право личности» и «моральное право автора»;

6) проанализировано развитие системы и содержания моральных прав автора в Германии (1870–1963 гг.);

7) установлены истоки происхождения и основные признаки плагиата как наиболее часто встречающегося нарушения морального права автора;


8) выявлена и проанализирована судебная практика к законодательству об авторском праве Германии в отношении моральных прав автора (1870–1963 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Авторское право в Германии прошло несколько этапов развития: от так называемой теории монополии до представления об авторском праве как едином праве, где неразрывно соединены лично-правовые и имущественно-правовые интересы, одна часть которых служит охране имущественных интересов автора (имущественные права), а другая – охране интеллектуальных и личных отношений автора к своему произведению (моральные права автора).

2. Моральное право автора представляет собой особенную форму выражения всеобщего права личности, сравнимое с правом на имя или правом на собственное изображение. Моральное право автора является частью единого авторского права.

3. Действовавшее в Германии в период с 1870 по 1963 г. законодательство об авторском праве не признавало морального права автора, однако исходя из содержания законов можно сформулировать положения, касавшиеся моральных прав автора, объединив их в несколько групп: группа положений, касающихся права обнародования, обозначения автора и права на неприкосновенность произведения.

4. Плагиат как одно из наиболее распространенных нарушений морального права автора связан не с присвоением произведения, а с нарушением прав в отношении этого произведения, носящих в первую очередь неимущественный характер, так как нарушается право автора именоваться автором произведения. Плагиату отводят место между свободным использованием и переработкой.

5. Проблематичным оставался вопрос о разграничении свободного и несвободного использования. При этом прибегали к следующей методике: во-первых, осуществлялось сравнение использованного и вновь созданного произведения. Представляется верным, что за основу разграничения брались совпадения этих двух произведений. Во-вторых, учитывался объем заимствования, причем важно, чтобы заимствованной части как таковой было достаточно для авторско-правовых условий охраны.


6. Анализ судебной практики к законам LUG от 1901 г. и KUG от 1907 г. свидетельствует о тенденции к расширению содержания моральных прав автора, закрепленных законодателем.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы, сформулированные в диссертации, имеют существенное значение для развития научного направления в области истории авторского права, уточняют и расширяют объем научной информации об особенностях развития законодательства об авторском праве как в России, так и в Германии. Полученные результаты могут послужить основой для проведения прикладных исследований в рамках авторского права Германии по уже другим аспектам, в частности: реализации моральных прав автора, развитию системы и содержания имущественных полномочий автора, свободному использованию произведения, защите моральных прав автора, эволюции законодательного закрепления права на обнародование произведения и др.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы:

– в научных исследованиях проблем в сфере авторского права в России и Германии;

– в законотворческом процессе при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства в России;

– при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран;

– при подготовке спецкурсов по проблемам авторского права в России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации: неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Невинномысского государственного гуманитарно-технического института; докладывались автором на научно-практических конференциях; используются в учебном процессе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института по истории государства и права зарубежных стран; отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.



следующая страница >>