shkolaput.ru 1 2 ... 8 9

На правах рукописи

Очирова Нюдля Четыровна
ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. ЭРЕНДЖЕНОВА
Специальность 10.02.22 – языки народов зарубежных стран 
Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии 
(монгольские языки)
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Элиста – 2011
1


Работа  выполнена  в  отделе  языкознания  Учреждения  Российской 
академии наук Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
Научный руководитель:
кандидат филологических наук, доцент 
Омакаева Эллара Уляевна
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор 
Сусеева Данара Аксеновна
кандидат филологических наук, доцент 
Яхонтова Наталия Сергеевна
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный 
университет»
Защита  состоится «_____» января 2012 г.  в _____ часов  на  заседании 
диссертационного  совета  Д.212.305.01  при  ФГБОУ  ВПО  «Калмыцкий 
государственный  университет»  по  адресу: 358000, Республика  Калмыкия, 
г. Элиста, ул. Пушкина, 11, ауд. 218.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО 
«Калмыцкий государственный университет» (358011, Республика Калмыкия, 
г. Элиста, 5 мкр., студгородок).
Автореферат разослан «_____» декабря 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук
Б. В. Бадмаев
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность  темы.  Диссертация  посвящена  комплексному  иссле-
дованию  прозаических  произведений  известного  калмыцкого  писателя 
XX  в.  К.  Эрендженова (1912–1991 гг.)  с  точки  зрения  описания  лексико-
стилистических особенностей его идиолекта, отражающего литературный 
язык данного периода. 

В  связи  с  возросшим  интересом  к  исследованию  функционирования 

языковых средств в различных сферах речевой деятельности все чаще лек-
сические  единицы  начинают  изучаться  с  точки  зрения  их  стилистической 
ценности.  И  это  вполне  закономерно,  поскольку,  как  известно,  объектом 
лингвистического  стилистического  анализа  является  язык  в  процессе  его 
употребления.  Таким  образом,  актуальность  исследования  состоит  в  не-
обходимости детальной разработки одного из перспективных направлений 
современной лингвистики – лингвостилистики и, в частности, лексической 
стилистики.
Творчество  писателей  и  поэтов – мастеров  художественного  слова – 
играет  значительную  роль  в  развитии  любого  национального  литератур-
ного языка. Осмысление роли крупных писателей в истории литературно-
го языка является одной из важнейших задач исследования языка художе-
ственной  литературы  [Цыдендамбаев 1982]. Идиолект  писателя  создается 
на основе национального языка определенной эпохи. 
Талант писателя заключается в умении найти оптимальное соотноше-
ние общего и индивидуального: «Писатель – носитель и творец националь-
ной культуры речи. Пользуясь общенародным языком своего времени, он 
отбирает и в соответствии со своим творческим замыслом объединяет раз-
ные  средства  словарного  состава  и  грамматического  строя  своего  родно-
го языка» [Виноградов 1959, 183]. Индивидуально-авторское выступает на 
фоне общего в той мере, в которой языковое мастерство писателя поднима-
ется над уровнем общего литературного языка своей эпохи [Ларин 1974].
Диссертация выполнена в русле функциональной стилистики художе-
ственного текста, рассмотрение идиостиля автора осуществляется с опорой 
на различные лексические микроструктуры текста в их конкретной эстети-
ческой и стилистической обусловленности.
Функциональный  принцип  выделения    языковых  стилей  формулиро-

вался Л. В. Щербой следующим образом: «Каждая стилевая разновидность 

языка вызывается к жизни функциональной целесообразностью. Различия 
между этими разновидностями литературного языка определяются их раз-
нофункциональной направленностью...» [Щерба 1957, 117–119]. 
Именно в силу такой взаимосвязи художественного стиля с литератур-
ным  языком  анализ  художественных  текстов  не  только  позволяет  понять 
все своеобразие языка отдельного произведения или же творчества писате-
ля в целом, но и благоприятствует наиболее полному и последовательному 
изучению общелитературного языка. 
3



следующая страница >>