shkolaput.ru 1 2 3 ... 5 6

 

4
Методы 
исследования.
 
Для 
анализа 
токовых 
сигналов 
ЭПА 
использовались  методы  спектрального  анализа  и  цифровой  обработки  сигнала. 
Экспериментальные исследования проводились на натурных образцах с помощью 
цифровой информационно-измерительной системы. 
Научная новизна работы. 
1.Получено 
обоснование 
использования 
асинхронного 
двигателя 
электроприводной 
арматуры 
как 
электромеханического 
преобразователя
генерирующего  сигнал  о  состоянии  кинематических  пар  привода  по  изменению 
момента сопротивления нагрузки, приведенного к валу электродвигателя. 
2.Установлено, что в определенных частотных диапазонах спектра токового 
сигнала асинхронного двигателя, работающего в двигательном режиме, содержатся 
гармоники,  отражающие  проявление  дефектов,  возникающих  в  кинематических 
парах механических узлов привода. 
3.Предложен  метод  выявления  дефектов  механических  элементов 
электроприводной  арматуры,  основанный  на  выделении  в  спектре  токового 
сигнала  соответствующих  гармоник,  проявляющихся  в  виде  амплитудной 
модуляции основной сетевой гармоники питающей сети. 
Практическая  ценность  работы.  Применение  разрабатываемой  методики 
и  диагностической  системы  при  эксплуатации  атомных  станций  позволяет 
проводить  оперативный  контроль  технического  состояния  электроприводной 
арматуры,  что  в  конечном  состоянии  позволит  перейти  от  их  планового 
обслуживания  к  обслуживанию  по  фактическому  состоянию.  Положительный 
результат  получен  при  использовании  разрабатываемых  средств  и  методов 
диагностирования электроприводов запорной арматуры энергоблоков АЭС. 
Основные положения, выносимые на защиту: 
-  Метод  выявления  дефектов  электромеханических  систем  по  токовому 

сигналу асинхронного электродвигателя, работающего в двигательном режиме. 

-  Структура  информационно-измерительной  диагностической  системы, 
содержащей тракты измерения токового сигнала,  идентифицирующих зарождение 
и развитие дефектов. 
-  Результаты  теоретических и экспериментальных исследований. 
Апробация  работы.  Основные  положения  и  результаты  работы  
докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах: 
-  Научно-практическая  конференция  «Новые  технологии  управления 
движением технических объектов», 2000 г. 
-  Научно-техническая  конференция  «Обеспечение  безопасности  АЭС  с 
ВВЭР», 2001 г. 
-  Научная 
конференция 
«Проблемы 
динамики 
и 
прочности 
исполнительных механизмов и машин», 2002 г. 
-  Научно-техническая  конференция  «Новые  технологии  управления 
движением технических объектов», 2002 г. 
-  Научная  конференция  молодых  ученых  и  студентов  «Актуальные 
проблемы современной науки», 2004 г. 
-  Научно-практическая  конференция  «Проблемы  развития  атомной 
энергетики на Дону», 2006 г. 


 
5
Публикации.  По  результатам  диссертационной  работы  опубликовано 8 
печатных работ. 
Структура  и  объём  работы.  Диссертация  состоит  из  введения,  четырех 
глав, списка литературы, приложений, изложенных на 127 стр, в том числе 15 табл, 
56 рис. Список используемой литературы  содержит 129 наименований. 
Личный вклад автора. Лично автором выполнен комплекс теоретических  
и экспериментальных исследований, позволивший выявить проявления дефектов в 
токовом  сигнале  асинхронного  двигателя,  а  также  разработан  вариант 
информационно-измерительной системы. 
 
Основные  результаты,  полученные  в  ходе  выполнения  работы,  были 
обсуждены  с  участием  научного  руководителя    д.т.н.,  профессора  Чернова  А.В., 

зам.  директора  по  научной  работе  ВИ  (ф)  ЮРГТУ  (НПИ)  Никифоровым  В.Н., 

начальником  отдела  ТДО  АС  НИИ  "Энергомашиностроение"  ВИ  (ф)  ЮРГТУ 
(НПИ), к.т.н. Пугачевой О.Ю. и др. 
 
 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
 
Первая  глава.  посвящена  анализу  существующих  методов  диагностики 
оборудования,  их  классификации  и  анализу  использования  в  атомной 
промышленности  систем  диагностики  с  целью  выбора  и  обоснования  методики  и 
алгоритма  диагностирования  в  составе  системы  технической  диагностики 
электроприводной арматуры. 
Из  методов  диагностирования  энергетического  оборудования  наибольшее 
распространение  получили  виброакустические  методы.  Известно,  что  опытный 
механик  по  изменению  шума  двигателя  часто  может  определить  возникновение 
дефекта.  Важным  преимуществом  виброакустической  диагностики  считается 
высокая 
информативность
чувствительность 
и 
быстрая 
реакция 
виброакустического  сигнала  на  изменение  состояния  объекта,  что  является 
обязательным требованием в аварийных ситуациях. 
Многочисленные  исследования  и  опыт  диагностирования  различных 
механизмов  (изложенные  в  трудах  Баркова  А.В.,  Рандалла  Р.Б.,  Генкина  М.Д., 
Добрынина  С.А.,  Адаменкова  К.А.)  показали,  что  виброакустические  методы 
являются  эффективными  при  обнаружении  неисправностей  в  узлах  двигателей, 
редукторов,  гидросистем,  электромеханических  узлов  и  т.п.  В  настоящее  время 
известен  целый  ряд  диагностических  систем,  использующих  виброакустические 
методы в качестве основных.  
Многочисленная электроприводная арматура находится в труднодоступном 
месте  или  в  зоне  повышенной  радиоактивности.  Поэтому  применение 
виброакустических  методов  для  диагностирования  невозможно.  Для  определения 
технического состояния электроприводной арматуры активно применяют токовый 

сигнал  электродвигателя  арматуры,  пропорциональный  моменту  нагрузки  на 
электродвигателе (методика изложена в трудах ЗАО «Диапром», ВНИИАМ).  
Сущность  применяемых  методик  токовой  диагностики  состояния 
механических  систем  заключается  в  анализе  временных  составляющих 


<< предыдущая страница   следующая страница >>