shkolaput.ru 1 2 ... 5 6
На правах рукописи 

 
 
 
 
Сиротин  Дмитрий  Викторович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ 
ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДНОЙ АРМАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
Специальность 05.11.16 – Информационно-измерительные и управляющие 
системы (в машиностроении) 
 
 
 
 
 
Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата технических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград-2006 



Работа  выполнена  на  кафедре  «Информационные  и  управляющие 
системы» 
Волгодонского 
института 
(филиала) 
государственного 
образовательного  учреждения  высшего  технического  образования  Южно-
Российского государственного технического университета (Новочеркасского 
политехнического института) 
 
Научный руководитель 
 

 
доктор технических наук,  
 
профессор  Чернов Александр Викторович. 
 
Официальные оппоненты:  
 
 
 
доктор технических наук,  
 
профессор Шилин Александр Николаевич. 
 
   
 
 
 
 
доктор технических наук,  
 
профессор Проскуряков Константин Николаевич. 
 
 
 
 
            

 
 

Ведущая организация 

 
ФГУП концерн “Росэнергоатом”  
Волгодонская атомная станция 
 
 
 
Защита  состоится «14» декабря 2006 г.  в 12.00 на  заседании 
диссертационного  совета  К 212.028.01 при  Волгоградском  государственном 
техническом  университете  по  адресу: 400131, г.  Волгоград,  пр.  Ленина, 28, 
ауд. 209. 
 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  Волгоградского 

государственного технического университета. 

 
 
 
Автореферат разослан «13» ноября 2006 г. 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета 
 
 
 
 
   
Авдеюк О.А. 
 
 
 
 


 
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность проблемы. Поддержание проектной надёжности элементов и 
систем  управления  технологическими  процессами  ядерных  паропроизводящих 
установок (ЯППУ) является одной из центральных задач обеспечения экономичной 
и  безопасной  эксплуатации  атомных  станций  (АС).  Наиболее  распространённым 
элементом  в  системах  управления  технологическими  процессами  ЯППУ  является 
электроприводная арматура (ЭПА). Отказ в работе ЭПА может явиться исходным 
событием  для  непланового  (аварийного)  останова  энергоблока  АС.  Практика 
эксплуатации  показывает,  что  порядка 14% от  общего  количества  неплановых 
остановов  энергоблоков  АС  напрямую,  либо  косвенно,  связаны  с  изменениями 
технического  состояния  электроприводной  запорной  и  запорно-регулирующей 
арматуры,  входящей  в  состав  технологических  систем  и  систем  важных  для 
безопасной эксплуатации АС. 
Существующие  в  настоящее  время  на  АС  штатные  методики  контроля 
технического  состояния  ЭПА  основываются  на  проведении  в  период  ППР 
комплекса  проверок  паспортных  технических  характеристик  арматуры  и  её 
привода  непосредственно  по  месту  их  эксплуатации.  Учитывая  тот  факт,  что  в 
составе  серийного  энергоблока  ВВЭР-1000  находится  порядка 5 тыс.  единиц 
различного рода энергетической арматуры, часть из которой, порядка 1,5 – 2 тыс. 
единиц,  размещена  в  гермозоне  и  находится  в  непосредственном  контакте  с 
теплоносителем I контура, штатные методики не могут в полной мере обеспечить в 

период  планово-предупредительных  работ  объёмы,  качество  и  оперативность 

выполнения  операций  контроля  технического  состояния  и  постановки  диагноза 
ЭПА.  В  этой  связи  для  принятия  своевременных  решений  по  предотвращению 
неплановых  остановов  энергоблоков  АС  возникла  насущная  потребность  в 
усовершенствовании  методов,  средств  и  соответствующего  им    методического 
обеспечения,  позволяющих  осуществлять  в  процессе  эксплуатации  оперативный 
дистанционный контроль технического состояния и постановку диагноза ЭПА. 
Цель  и  задачи  работы.  Целью  работы  является  повышение  безопасности 
эксплуатации  атомных  станций  посредством  совершенствования  методов 
диагностирования механизмов электроприводной арматуры атомной станции..  
Задачи: 
1. Исследовать 
особенности 
процесса 
образования 
дефектов 
в 
кинематических парах электроприводной арматуры; 
2. Исследовать  диагностические  возможности  использования  токового 
сигнала  питания  асинхронного  двигателя  и  разработать  метод  дистанционного 
обследования электроприводной арматуры; 
3. Проанализировать  достоверность  результатов  комплексных  изменений 
электрических сигналов
4. Разработать  информационно-измерительную  систему  диагностики 
электромеханического оборудования; 
5. Разработать  методику  диагностирования  электроприводной  арматуры 
энергоблока ВВЭР-1000. 



следующая страница >>