shkolaput.ru   1 2

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи, раскрываются его методология и методика, характеризуются эмпирическая база, обоснованность и достоверность исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов исследования.

Первая глава – «Социально-правовая и криминологическая характеристика терроризма» – включает три параграфа.

Содержание главы сводится к анализу терроризма как общественно опасного и уголовно наказуемого деяния; дается понятие терроризма, его отличительные особенности, анализ законодательства Российской Федерации в борьбе против терроризма. Вопросу истории терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах автор посвящает специальный раздел данной главы.

Параграф первый носит название «Понятие, содержание и отличительные особенности терроризма». В нем обосновывается вывод о том, что терроризм – одно из наиболее опасных преступлений, являющееся в международной классификации тяжким преступлением против человечества. Главный отличительный признак террористических организаций – их способность и готовность применить силу для продвижения собственных целей, находящихся в оппозиции к интересам общества и государства. Современный терроризм носит преимущественно организованный характер и обеспечивается системно организованной преступной деятельностью, связанной с созданием организационных формирований, их вооружением, обмундированием, специальной боевой и психологической подготовкой, обеспечением материально–финансовыми ресурсами, подготовкой идеологического оправдания такой деятельности, выявлением уязвимых объектов.

Повышенная общественная опасность терроризма обусловлена целым рядом факторов, а именно: неблагоприятными тенденциям роста, мощной идеологической основой (продолжительный характер преступной деятельности, искажение личностных ориентаций и сознания и др.) и т.д.


Приведенные в работе статистические данные свидетельствуют о том, что в России преступления, связанные с совершением террористических актов, практически не раскрываются, по результатам рассмотрения уголовных дел осуждается к отбыванию наказания незначительное число лиц, виновных в совершении актов терроризма, тогда как террористические акты, произошедшие на территории России за последние 10 лет, унесли жизни тысяч мирных жителей. По сравнению с 1999 г. количество таких преступлений, как терроризм, возросло более чем в 20 раз. В 2003 г. зарегистрировано максимальное количество этих преступлений – 561. Преступления, сопутствующие терроризму и именуемые как «имеющие террористический характер», исчисляются тысячами. В 2003 г. их было зарегистрировано 8664, в 2004 – 9523. Несмотря на то, что в 2005 году отмечено определенное снижение – 3903, опасность эскалации терроризма в России остается весьма высокой, что говорит, в частности, и о снижении эффективности борьбы с этим явлением. Нельзя забывать, что каждый террористический акт способен вызвать колоссальное социальное напряжение в обществе и дестабилизировать социально–политическую обстановку в государстве.

Сегодня в публицистической и правовой литературе очень часто употребляется термин «терроризм». Существует более ста его определений, при этом единого научного подхода к проблеме не сформулировано.

По убеждению автора, терроризм – это одно из проявлений экстремизма, наиболее радикальное по своему характеру и направленности. В работе подробно проанализированы отличительные особенности терроризма (в числе которых применение насилия, устрашение всего населения и пр.).

С учетом приведенных особенностей выработано авторское определение терроризма. Терроризм – это социально-правовое явление, проявляющееся как негативная форма социального протеста на кризисное общественно-политическое состояние, заключающееся в нарушении общественной безопасности, сопряженной с применением насилия либо с угрозой его применения, для устрашения населения с целью оказания давления на властные структуры.


Международному научному сообществу не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущность этого феномена вопросов не вызывает. Как показало проведенное исследование, международно-правовые и внутригосударственные акты не образуют упорядоченной и сбалансированной системы, направленной на борьбу с различными проявлениями терроризма как общей для всего мирового сообщества угрозы. Между тем, организация противодействия терроризму, как на международном, так и на национальном уровне во многом зависит от того, насколько единообразно понимается это сложное социально-правовое явление и – как следствие – формулируется в нормативных правовых актах.

Существующая терминологическая путаница в значительной мере снижает эффективность антитеррористической деятельности, поэтому необходимы усилия ученых и практиков для выработки единого подхода к употреблению соответствующих понятий и унификации антитеррористического законодательства.

Во втором параграфе – «Мировой историко-правовой анализ терроризма и особенности борьбы с ним в зарубежных странах»автор последовательно и полно рассмотрел историю появления терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах.

Терроризм известен миру с древнейших лет. Идея террора сформулирована еще в Ветхом Завете, и одним из первых в истории проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. На протяжении всей истории существования человечество сталкивалось с разными формами и проявлениями терроризма. Но особого масштаба это явление достигло в конце ХХ – начале ХХI века.

В работе изложены основные положения, касающиеся борьбы с терроризмом и его пониманием в ряде стран ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Узбекистан и т.д.) и дальнего зарубежья, таких, как США, Италия, Франция.

В результате проведенного исследования проанализированы существующие подходы в доктрине зарубежных государств применительно к явлению терроризма, выявлены различия в практике борьбы с этим явлением. Последние связаны, в том числе, и с многообразием международно-правовых актов, их понятийный аппарат, разработанный в связи с характеристикой различных форм и видов терроризма, бесспорно, не может не оказывать влияния на его формулировку в национальном законодательстве.


Кроме того, сравнительный анализ рассматриваемого явления во времени позволяет сделать вывод, что именно дореволюционная Россия является «родиной» терроризма. Однако интересен с криминологической точки зрения тот факт, что с момента окончания массовых репрессий и до распада СССР терроризм не проявлял себя столь активно, как, например, в период становления демократических принципов и рыночных отношений современной России. Этот феномен автор связывает с прямой зависимостью от массового обнищания основной части общества и его социальной гиперполяризации и, как следствие, – масштабной криминализации населения России, особенно в ее крупных промышленных и финансовых центрах.

Изучая террористические акты в разных странах и регионах мира, неизбежно сталкиваемся с особым видом криминогенного поведения, с личностью человека, который ради достижения цели ставит под угрозу жизни сотен неповинных людей. Проблемы формирования такого типа личности, своевременного предупреждения подобных проявлений требуют пристального научного внимания.

В третьем параграфе – «Законодательство Российской Федерации о борьбе с терроризмом» – рассматривается правовая основа борьбы с терроризмом в России. Здесь, в частности, говорится о том, что такую основу составляют Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Однако описанная законодательная ситуация сложилась не так давно. Законодательство России обходило вниманием проблему борьбы с терроризмом довольно продолжительное время, и только относительно недавно появились акты, регламентирующие понятие терроризма, его формы, меры профилактики и борьбы с ним. Теперь же действует целый ряд нормативных правовых актов, относящихся к проблеме терроризма.


Базовым законом в Российской Федерации, направленным на борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 1 марта 2006 г. № 35-ФЗ, который в ст. 2 закрепляет принципы противодействия терроризму. Это: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно–пропагандистских, социально–экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В данной статье основной идеей является мысль о том, что более эффективным в настоящий момент является не борьба с терроризмом и его проявлениями, а предупреждение совершения террористических актов и появления террористов.

Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 предусмотрено образование Национального антитеррористического комитета, в основные задачи которого входят: подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области; координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В целях пресечения террористической акции, обеспечения безопасности физических лиц, обезвреживания террористов, а также минимизации последствий террористической акции в зоне ее совершения может быть проведена контртеррористическая операция.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образованы в составе Национального антитеррористического комитета Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.


Огромное значение для обеспечения компенсаций лицам, участвующих в борьбе с терроризмом, имеют нормы Федерального закона «О противодействии терроризму», направленные на оказание материальной поддержки этим лицам. Большое значение в процессе пресечения деятельности террористических организаций имеет норма ст. 24 Закона, в соответствии с которой организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства.

Что касается уголовной ответственности за терроризм (не являющейся самостоятельным структурным элементом непосредственного предмета данного исследования), полагаем целесообразным сделать оговорку следующего свойства: в рамках доктринального анализа отечественного уголовного законодательства следует все преступления с элементами терроризма разделить на три группы: терроризм как самостоятельный состав преступления (ст. 205 УК РФ); преступления террористической направленности (ст.ст. 206–208, 277, 360 УК РФ); иные виды преступлений, в которых элементы террористической деятельности выступают в виде цели или способа совершения преступления (например, ст.163 УК РФ).

Итак, национальное, и международное законодательство уделяет достаточное внимание проблеме борьбы с терроризмом. В целом это меры уголовно–правового характера, т.е. применение к лицу, виновность которого доказана, мер справедливого наказания за совершение противоправных действий, направленных на достижение целей конкретной группы людей посредством угроз, захвата заложников, поджогов, взрывов и т.д. Однако, по мнению автора, указанные источники национального и международного права уделяют недостаточное внимание правовому регулированию обязанностей государственных органов, деятельность которых должна быть направлена не только на борьбу с терроризмом, но и на пресечение, своевременное выявление проявлений терроризма во всех его аспектах, на предупреждение террористических актов, выявление и нейтрализацию условий и причин, по которым отдельные люди принимают решение совершать взрывы, поджоги, захват заложников и т.д.


Во второй главе – «Анализ факторного комплекса терроризма. Политические и социально-криминологические факторы современного терроризма» – для понимания сути совершенного преступления и выработки адекватных методов противодействия уголовно наказуемым деяниям, в том числе и терроризму как крайне опасному методу реализации преступных интересов, автор определяет причины и условия, способствовавшие претворению в жизнь преступного замысла.

По данным проведенного исследования, к совокупности факторов, которые благоприятствуют возникновению и развитию в обществе конфликтогенной ситуации, разрешаемой в том числе террористическим способом, следует отнести: глубокий экономический кризис; хроническую политическую нестабильность; общий структурный кризис государства и его институтов; разрушение исторических, культурных, нравственных, гуманитарных ценностей; рост национализма, национальной нетерпимости, религиозного экстремизма и сепаратистских настроений; слабость государственного аппарата, и, прежде всего, коррумпированность чиновников; низкий профессионализм спецслужб; падение авторитета власти, веры в ее способность обеспечить безопасность граждан; существование значительного нелегального рынка оружия и относительную легкость его приобретения; проявление интересов других государства, ряда зарубежных террористических, религиозных, национал–радикальных и других организаций; крупные сдвиги в социальной структуре, приведшие к маргинализации многих социальных групп; падение жизненного уровня, состояние психологического дискомфорта, тревоги и безысходности, незащищенности, испытываемое значительной частью населения; рост социальной агрессивности.

В исследовании разработана система классификационных признаков, позволяющих предложить авторское видение того, какой сегодня может быть криминологическая детерминация терроризма. А также классификация факторов, способствующих появлению и развитию причин и условий терроризма в экономически развитых и социально благополучных странах. Вопросы политических решений и их влияния на появление и исчезновение терроризма также нашли свое место в данной главе.


В ее первом параграфе«Социальная незащищенность человека как фактор, способствующий появлению терроризма» – особое внимание уделено проблемам социальной незащищенности человека как фактору, способствующему появлению терроризма, межэтнических, межнациональных конфликтов, международного терроризма, представляющему собой отсутствие гарантий получения за честный труд заработной платы, отвечающей уровню цен в данном регионе, достойного уровня пенсионного обеспечения после оставления работы в связи с достижением возраста, а также пособий, т.е. материальной поддержки государства, которые позволили бы человеку прожить определенный период времени в случае наступившей нетрудоспособности, потери работы, инвалидности, болезни и в иных подобных ситуациях. Государство, не способное гарантировать материальную поддержку человеку в указанные периоды, достойную оплату за труд, фактически подталкивает его к тому, чтобы работать за вознаграждение в полулегальной, нелегальной или преступной, в том числе террористической, организации.

Изучение уголовной статистики дает основание утверждать, что в Российской Федерации за последние 6 лет (исследовался период с 2001 по 2006 год) на порядок выросло число лиц, совершивших преступление по ст. 205 УК РФ «Терроризм», в возрасте от 29 до 35 лет. От 68% до 85% преступлений террористического характера совершаются лицами без постоянного источника дохода, в том числе безработными.

Изучение материалов уголовных дел по преступлениям, связанным с террористическими актами в Москве 2001 – 2005 г.г., свидетельствует о том, что среди наемников террористов часто оказывались бывшие военнослужащие, инженеры высокой квалификации, мастера взрывотехники, специалисты, владеющие методикой организации ведения секретных переговоров, составления шифрограмм и т.д., – все они являются не востребованными государством специалистами, которые, однако, необходимы для деятельности террористической организации.

Во втором параграфе«Межэтнические, межнациональные конфликты и международный терроризм» – проведена мысль, согласно которой огромное влияние на формирование и деятельность террористических организаций, причиной, побуждающей отдельных людей участвовать в них, являются межэтнические и межнациональные конфликты.


Как показало исследование, наиболее уязвимыми оказываются: национальные отношения; вопросы равенства (не только юридического, но и фактического) народов; наций и народностей в многонациональном государстве.

Сказанное подтверждают данные проведенного опроса. Так, 61% респондентов из числа террологов и сотрудников правоохранительных органов считают, что именно несоблюдение принципа равенства наций и народов, права каждого народа на самоопределение порождает акции террористического характера, направленные против государства, личности, приводящие к многочисленным человеческим жертвам. Данный вывод соответствует и мнению ученых–террологов.

Иной точки зрения придерживаются сотрудники правоохранительных органов (24% опрошенных экспертов), расследовавших преступления, совершенные террористами в Каспийске, Буденновске и Нальчике 2005 г. По их мнению, в основе совершенных преступлений лежат политические и религиозные мотивы. И лишь 10% респондентов высказали мнение, что анализируемые преступления совершаются на этнической основе. Никак не отреагировали на поставленные в анкете вопросы лишь 5% из числа опрошенных.

По нашему мнению, организации, ведущие террористическую деятельность, основной своей целью имеют завоевание политической власти для получения свободного доступа к экономическим благам и природным ресурсам. Для привлечения широкого внимания и новых участников в контролируемые ими террористические организации ее руководители мотивируют свою преступную деятельность необходимостью борьбы за права той или иной группы людей, используя идеологические постулаты и воздействуя на национальные чувства человека. Как представляется, деятельность террористических организаций в Чечне, прежде всего, направлена на выход из состава Российской Федерации, в том числе и для получения права безраздельно распоряжаться недрами и иными природными ресурсами, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, не испытывая контроля со стороны федеральных органов. Национальные и религиозные мотивы при этом являются прикрытием истинных целей конкретных людей, которые имеют значительные властные рычаги и финансовые ресурсы.


В третьем параграфе«Политические решения и их влияние на динамику появления и исчезновения терроризма» – автор обосновывает свои научные выводы о влиянии на развитие терроризма политической составляющей жизни общества.

Интересными с научной точки зрения представляются результаты интервьюирования государственных чиновников среднего звена (глав администраций городов – мест совершения террористических актов, их заместителей, руководителей муниципальных органов власти городов Кавмингруппы). Так 71% из числа опрошенных руководителей считает, что политические и властные конфликты, нередко связанные с реализацией экономических интересов, являются одной из серьезных причин совершения преступлений террористической направленности.

Обобщив большое количество различных позиций и мнений как теоретиков, так и практиков, автор пришел к выводу, что многочисленные политические решения, нередко облекаемые в правовую форму, часто направлены на удовлетворение интересов отдельных групп людей и в то же время в корне противоречат интересам остальной части общества. В этой связи нередко для отстаивания своих экономических и политических интересов отдельные группы людей предпринимают действия, целью которых является изменение ситуации и побуждение властных структур принять решение, ограничивающие возможности определенных лиц.

Третья глава – «Семейные и межличностные кризисные состояния, способствующие появлению и совершению террористических актов» – состоит из трех параграфов. В ней рассматриваются вопросы семьи как важнейшего фактора положительного и негативного воздействия на личность человека, способного совершить акт терроризма; личность человека и особенности формирования черт характера, способствующих осуществлению террористических актов. Особое внимание в данной главе уделяется разработке мер предупреждения терроризма с учетом факторов, проистекающих из семьи, и последствий совершения террористических актов для личности, общества и государства.


В первом параграфе – «Семья как важнейший фактор положительного и негативного воздействия на личность человека, способного совершить акт терроризма» – говорится о том, что на становление личности преступника влияет в целом комплекс факторов, таких как семейное воспитание, обучение, особенности саморазвития и самореализации, характер человека, его способности разрешать жизненные трудности, социальное и материальное положение, окружение и т.д. Однако предпосылки к совершению человеком преступления могут быть заложены уже с раннего детства, причиной чему нередко является пример поведения родителей, их отношение к ребенку, а также применяемая модель воспитания.

Девиантное поведение подростка, т.е. действия и поступки, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения, в том числе и преступные, могут быть обусловлены ситуацией в семье, не сложившимися отношениями на работе, учебе, в трудовом коллективе. Провоцируют девиантное поведение также и социально–экономические условия, семейно–бытовые отношения, социально–культурное окружение, межличностные отношения и стиль общения людей друг с другом. Но преобладающее значение для развития и становления личности преступника имеет конкретная жизненная ситуация. Очень многое в этой связи будет зависеть от характера и личных качеств конкретного человека, его способностей к адаптации и преодолению негативных обстоятельств.

От того, как были построены отношения в семье, насколько внимательно и чутко родители относились к процессу воспитания, роста и развития ребенка, зависит его дальнейшая жизнь, а также во многом и тот факт, окажется ли взрослый человек способен совершить преступление, в том числе и террористического характера. Такие качества, как агрессивность, чувство собственной неполноценности и нежелание что–либо изменить в лучшую сторону, или, наоборот, ощущение собственного превосходства перед другими людьми и вседозволенности, недоброжелательное, неуважительное отношение к людям, эгоизм, лень, отсутствие сострадания и неспособность к сопереживанию несчастья и боли, играющие решающую роль при совершении лицом противоправного деяния, закладываются в человеке с самого детства. Таким образом, наличие или отсутствие семьи, особенности взаимоотношений членов семьи, стиль и методы, применяемые родителями и близкими родственниками в отношении ребенка, играют решающую роль в становлении личности человека, при этом закладываются и качества, которые в дальнейшем при стечении определенных жизненных обстоятельств могут привести к совершению преступления, организации преступного формирования и участию в нем, в том числе и террористической направленности.


Данный вывод, основанный на факторном анализе эмпирических данных, позволяет предложить классификацию факторов, проистекающих из семьи и способствующих вовлечению человека в преступную организацию вплоть до принятия в ее деятельности самого активного участия. В качестве классификационных признаков можно назвать агрессивность и углубленность в себя, сосредоточение на своей личности в сочетании с нуждой и финансовыми проблемами; амбициозность и неумение применить свои знания, навыки и способности в трудовой деятельности; нежелание получить новые знания и профессию в сочетании с низкооплачиваемой работой; мягкость, податливость характера, отсутствие силы воли и криминальное окружение.

Во втором параграфе«Личность человека и особенности формирования черт характера, способствующих осуществлению террористических актов» – автор уделяет основное внимание факторам, влияющим на формирование личности террориста, под которой подразумевается личность лица, обладающего социально значимой совокупностью негативных свойств, сильных настолько, чтобы он мог задумать и решиться на преступление террористического характера.

Понимание особенностей черт характера и изучение конкретных жизненных условий, в которых сформировался человек, совершивший преступление, предоставляют обществу возможность предотвратить совершение лицами, склонными к правонарушению, начало их преступного пути, в том числе и в террористической организации.

В настоящее время имеется множество разработок ученых, посвященных исследованию биологических и наследственных факторов, влияющих на становление личности человека, способного совершить преступление. Однако с начала двадцатого века и по настоящее время в научной среде криминологов преобладает точка зрения, согласно которой преимущественно совокупность социальных и экономических факторов (семейное воспитание, особенности учебного процесса и обучения, проведение свободного времени, интересы окружения, наличие или отсутствие работы и постоянного заработка и др.) более всего влияет на становление личности преступника.


В диссертации сделан вывод, что к параметрам девиантного поведения подростка относятся: социально–психологические особенности среды воспитания, обучения, развития подростка; особенности его познавательной деятельности, мотивационно–личностной сферы (тревожность, интересы); особенности системы отношений подростка к себе и к миру и поведения в ситуациях социально–психологического взаимодействия.

Систему критериев формирования личности преступника-террориста составляют: 1) наличие или отсутствие семьи, особенности взаимоотношений между родителями и детьми; 2) особенности семейного воспитания и развития ребенка, а также самовоспитания и саморазвития; 3) особенности социализации (обучения, общения со сверстниками, приобщения к культурным, нравственным ценностям и т.д.); 4) социальный статус человека; 5) взаимоотношения в своей собственной семье.

На основе криминологического анализа выведен криминологический портрет личности террориста как особой структурной подсистемы в системе «личности», самостоятельной по отношению к «личности преступника», который характеризуется уже названными типичными чертами: исполнителями терактов чаще всего становятся лица, имеющие криминальный опыт, лица с нарушениями психики, наркозависимые, лица без определенного места жительства. Поэтому потенциальных террористов, повторимся, необходимо искать именно в среде обитания указанных категорий граждан и проводить с ними специальные предупредительные мероприятия.

Третий параграф«Последствия совершения террористических актов для личности, общества и государства». Террористические акты влекут появление так называемых первичных и вторичных жертв. К первичным относят людей, ставших инвалидами, потерявших трудоспособность, приобретших психическое заболевание как последствие нахождения в месте совершения террористического акта. К первичным жертвам следует относить и родственников погибших лиц, а также получивших увечья и травмы во время террористического акта. Ко вторичным жертвам относятся люди, пережившие трагедию террористического акта «издалека», т.е. узнавшие о ней из средств массовой информации. Сообщения о числе убитых, пострадавших, раненых и о причиненных в результате террористического акта разрушениях, передачи по телевидению с места события способны негативным образом воздействовать на психику людей, которые не были в месте совершения теракта, но стали так называемыми косвенными пострадавшими. У них могут развиться невроз, патологическая боязнь поездок общественным транспортом, сильные переживания за своих близких, каждый день ездящих на работу, и т.д.


Таким образом, последствиями террористического акта для личности являются: 1) лица, находившиеся в момент террористического акта в его центре, но выжившие, могут стать инвалидами, нетрудоспособными, получить серьезную психическую травму (психическое заболевание); 2) родственники погибших могут лишиться единственного кормильца в семье, понести серьезнейшие моральные и нравственные страдания, в том числе и при получении изувеченного тела близкого человека или при наличии известия о том, что человек пропал, и о нем отсутствует какая–либо информация.

В процессе проведения исследования была решена задача определения системы классифицирующих признаков, включаемых в понятие «трагические последствия», имевших место после пережитого террористического акта, которая впоследствии стала одной из ключевых в диссертации. Для этой цели был подготовлен специальный научный инструментарий, который позволял определить, что пострадавшие от терактов относят к указанным последствиям. Всего было опрошено 573 пострадавших (исследовались г. Москва, города Северного Кавказа и Закавказья, Ростовская область и Ставропольский край).

Классифицирующие признаки, включаемые в понятие «трагические последствия», можно расположить в следующей иерархической последовательности: 1) огромное число человеческих жертв (погибших при захвате заложников, во время взрыва бомбы, осуществляемого штурма помещения и т.д.); 2) создание атмосферы всеобщего страха, подозрения, тревожности и психологического давления; 3) огромные материальные и финансовые затраты, связанные с восстановлением разрушенного терактом имущества, а также инженерной и транспортной инфраструктур; возобновлением надлежащей работы организаций, предприятий и учреждений; 4) необходимость привлечения значительных дополнительных кадровых, финансовых, материально – технических ресурсов для предотвращения совершения новых террористических актов, обезвреживания террористических, экстремистских и иных преступных организаций; 5) появление в случае удачно проведенных терактов у людей ощущения неизбежности новых подобных преступных акций, а также чувства неизвестности, подавленности, полной беззащитности, ожидания очередного ужаса и трагедии; 6) дальнейшее увеличение численности и мощи террористических организаций вследствие ранее удачно проведенных преступных акций, что вызывает существенное усиление деятельности таких организаций, их финансирование в еще более значительном объеме, что многократно способствует усложнению борьбы с ними; утрата веры в возможности государства, используемые для борьбы с терроризмом, снижение авторитета государственной власти внутри страны.


Для восстановления разрушенного террористами имущества, выплаты пострадавшим от террористических актов денежных средств, а также противодействия терроризму государство вынуждено расходовать из бюджета значительные денежные средства. При этом объем таких выплат растет пропорционально числу и масштабности совершенных террористических актов.

К последствиям террористического акта для государства автор относит: 1) масштабные финансовые затраты на восстановление экономики и борьбу с террористическими организациями, прежде всего выделение бюджетных средств на поддержание эффективной работы в данном направлении сотрудников всех силовых ведомств; 2) удачно проведенный теракт свидетельствует о неспособности государства организовать борьбу и противодействие террористической организации, а также о слабости его правоохранительных органов и вооруженных сил, об отсутствии у них возможностей для организации эффективной борьбы с терроризмом; 3) неэффективность борьбы с терроризмом свидетельствует о крайне неблагоприятной социально–экономической и политической обстановке в стране, а продолжающаяся деятельность террористических организаций – о застое и безграмотности существующего управления; 4) многократное падение авторитета государства на международной арене; 5) появление международного терроризма и транснациональной преступности, борьба с которыми также должна вестись на международном уровне.

В этой связи государство обязано принимать комплекс серьезных мер по предупреждению терроризма, устранению причин и условий, его определяющих, и, прежде всего, в рамках продуманной экономической, социальной и национальной политики.

В заключении диссертации автор делает основные теоретико-методологические, методические и фактические выводы исследования, формулирует практические рекомендации и дает некоторые прогнозные оценки тенденций развития терроризма в России на среднесрочную перспективу.

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 5 научных статьях общим объемом 2,6 п. л.



Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Белявский Д.Г. Последствия совершения террористических актов для личности, общества и государства // Закон, № 12. 2006. 0,7 п. л.;

  2. Белявский Д.Г. Законодательство Российской Федерации в борьбе против терроризма // Законодательство и экономика. № 12. 2006. 0,5 п. л.


3. Белявский Д.Г. Криминологические детерминанты терроризма // Законы России: опыт, анализ, практика. № 9. 2007. 0,4 п. л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

4. Белявский Д.Г. История появления терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах // TRIPLICATUS. Сб. научных трудов Международной школы безопасности и сыска «БОНИАЛ», вып. 2. М.: «БОНИАЛ», 2004. 0,8.п. л.;

5. Белявский Д.Г. К вопросу о понятии терроризма // Сборник научных трудов аспирантов ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М.: ИМПЭ, 2005. 0,2.п. л.


<< предыдущая страница