shkolaput.ru 1 2 3 4
На правах рукописи



КИРИЧЕНКО Андрей Владимирович


Влияние социально-экономической среды

на механизмы реализации корпоративного управления

в России


22.00.08- Социология управления


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва-2009

Диссертация выполнена в Институте Экономики Российской Академии Наук


Научный руководитель доктор экономических наук, профессор

Исправникова Наталия Револьдовна

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Куликов Всеволод Всеволодович


кандидат социологических наук


Тарасенко Елена Анатольевна


Ведущая организация Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова


Защита состоится «___»июня 2009 г. в ___ часов в ____ ауд. На заседании Диссертационного совета Д 501.001.03 по социологическим наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, _____________________________

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан «__ » мая 2009 года


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук Малиева Н.А.




Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

В процессе создания системы эффективного корпоративного управления в России, который длится уже более 15 лет, на протяжении всего переходного периода, исследователи, законодатели и менеджмент предприятий столкнулись с рядом проблем, до сих пор не нашедших удовлетворительного решения. Ситуация усугубляется и тем, что в это же время в системе корпоративного управления во всем мире возникли кризисные явления (случаи компаний Enron, Parmalat, WorldCom и др.), которые поставили под сомнение эффективность давно апробированных в развитых странах институтов управления корпорациями.


В корпоративном управлении соединяются факторы, относящиеся ко всем трем главным структурам социально-экономического пространства: государству (как регулятору фондового рынка, отношений «агент – агент» и «принципал – агент»), экономике (экономические интересы компании и ее стейкхолдеров) и обществу (формирующему установки для инвесторов). Поэтому результаты научных исследований в сфере корпоративного управления должны стать базой общего видения ситуации в этой области, способствовать улучшению взаимодействия государства, бизнеса и общества, гармонизации отношений между субъектами экономики, а соответствующие прикладные разработки – сыграть важную роль в формировании институциональной среды, а также принятии судебных решений.

Степень разработанности проблемы.

Решать проблемы корпоративного управления в России можно на основе главным образом трех классов работ: концептуальных, «идеологических» исследований, опирающихся на классическую работу А. Берли и Г. Минза1; посвященных анализу институтов, возникающих в рамках новых экономических отношений2; эмпирических исследований процессов, связанных с корпоративным управлением3.

Среди классиков социологии и экономики управления исследованием корпоративного управления занимались: Дж. К. Гэлбрейт, Д. Белл, Т. Парсонс, Д.Р. Блази, Д.Л. Круз4. Среди отечественных ученых эта проблематика рассматривалась в работах: Афанасьева М.П., Белых Е., Веркеенко Г., Васильева Д., Голубкова Д.Ю., Львова Ю.А., Русиновой В.М., Саулина А.Д., Страховой О.А., Храбровой И.А5. Вопросы развития корпоративных отношений в нашей стране, возможности использования зарубежного опыта в данной сфере нашли отражение в ряде научных публикаций таких авторов, как А.И. Алексеев, Н.В. Зубаревич, В.Г. Афанасьев, М.П. Васильев, Н.А. Волчкова, Н.М. Арсентьева, П. Друкер6 и др.

Объект исследования - социально-экономическая среда корпоративного управления.


Предмет исследования - влияние социально-экономической среды на механизмы реализации корпоративного управления в России.

Цель диссертации - на основании исследования сущности, содержания , базовых принципов и факторов развития социально-экономической среды корпоративного управления в РФ обосновать основные направления его оптимизации.

Задачи исследования:

- Обосновать целесообразность расширительной трактовки определения понятия «корпоративное управление».

- Сформулировать основные проблемы корпоративного управления в России.

- Определить базовые принципы оптимального корпоративного управления.

- Рассмотреть влияние социально-экономической среды на механизмы реализации корпоративного управления в России.

- Определить влияние социально-экономической среды на качество корпоративного управления.

Научная новизна исследования

1.Предложена расширительная трактовка понятия «корпоративное управление», в результате чего социально-экономическая среда корпоративного управления предстает как система взаимодействия корпорации с субъектами и институтами фондового рынка. В работе предлагается отказаться от понятия «акционеры», как обобщающего наименования партнеров фирмы, и обратиться к более общему понятию «инвесторы».

2. Доказано, что фондовый рынок выступает не только как сторона в корпоративном управлении, но и как основной механизм оценки его качества. Сравнимые по размеру компании с более высоким уровнем корпоративного управления, как правило, оцениваются рынком выше и имеют более высокую капитализацию, чем аналогичные компании с низким уровнем корпоративного управления.

3. Обоснованы основные проблемы корпоративного управления в России: многоуровневая корпоративная коррупция; противоречие интересов менеджмента и акционеров; конфликты между акционерами, неравноправие миноритарных и мажоритарных акционеров с точки зрения влияния на деятельность компании и получения информации о ней; неодинаковые права лиц, основанные на отношениях собственности и на трудовых отношениях; несбалансированность объема прав и ответственности для большей части участников деятельности корпорации; неправовые и неэтичные методы реализации интересов в межкорпоративных конфликтах, рейдерство.


4.Предложены базовые принципы рационального корпоративного управления:

- Постоянное увеличение дохода акционеров и его оптимизация в долгосрочной перспективе и обеспечении длительной устойчивости и процветания бизнеса.

- Менеджмент компании должен быть заинтересован в увеличении ее удельной стоимости для инвесторов и не имеет интересов, отличных от этой цели.

- Акционеры компании должны обладать одинаковым объемом удельных прав на одну акцию. Акционеры и менеджеры компании не должны принимать решение, ограничивающее право каких-либо категорий акционеров, а также дискриминировать потенциальных инвесторов.

5.Выделены механизмы влияния социально-экономической среды на процесс корпоративного управления:

- Предотвращение конфликта интересов при принятии решений, имеющих значимые финансовые последствия для компании.

- Транспарентность(прозрачность и открытость) процессов принятия решений.

- Широкое использование института независимых директоров.

- Листинг на основных финансовых биржах.


Практическая значимость диссертации связана с тем, что ее результаты, могут быть использованы для оптимизации социально-экономических процессов в России, развития рыночных корпоративных институтов, а также могут быть применены в практике деятельности российских корпораций. Полученные в ходе исследования результаты, способствуют совершенствованию практической реализации корпоративного управления, на основе повышения прозрачности компаний.

Наравне с практической, управленческой деятельностью результаты работы могут быть использованы в процессе преподавания, в качестве дополнительных материалов для соответствующих учебных курсов по социологии управления, экономической социологии.



  1. Основное содержание работы




следующая страница >>