shkolaput.ru   1 2 3

Отмечена сильная положительная корреляция уровня саморегуляции и таких волевых характеристик, как «выдержка» (r=0,741) и «целеустремленность» (r=0,779).

Высокая положительная корреляция связывает уровень рефлексивных способностей субъекта и уровень таких волевых характеристик, как самостоятельность (r=0,730) и целеустремленность (r=0,708). Высокому уровню рефлексивности соответствует повышенный уровень таких волевых качеств, как ответственность, решительность, самостоятельность, настойчивость, внимательность, целеустремленность. Низкий уровень рефлексивности характеризуется снижением уровня таких волевых характеристик, как ответственность, выдержка, решительность.

Положительные корреляционные связи связывают волевые качества и ценностно-смысловые личностные характеристики будущего специалиста

Высокому уровню ответственности субъекта соответствуют высокий уровень ориентации на признание в обществе (собственный престиж) (r=0,121 р<0,01) и достижения (r=0,087 р<0,01). Высокому уровню инициативности – креативность (r=0,336 р<0,001) и ориентация на активные социальные контакты (r=0,104 р<0,01). Самостоятельность субъекта соотносится с высоким уровнем направленности на собственное развитие (r=0,721 р<0,001), а также сохранение собственной индивидуальности (r=0,736 р<0,001). Высокому уровню выдержки соответствует высокий уровень ориентации на достижения (r=0,865 р<0,001). Настойчивость и целеустремленность субъекта выступают в комплексе с такими характеристиками ценностно-смысловой сферы, как ориентация на саморазвитие (r=0,824 р<0,001) и стремление к достижениям (r=0,733 р<0,001).

Результаты корреляционного анализа позволили описать комплексы волевых характеристик, соответствующих тому или иному типу карьерной ориентации субъекта. Так, ориентации субъекта на Профессиональную компетентность способствует высокий уровень сформированности таких волевых характеристик, как настойчивость (r=0,729 р<0,001), внимательность (r=0,214 р<0,001), целеустремленность (r=0,377 р<0,001)


Для субъектов с выраженной мотивацией на Менеджмент характерны высокий уровень решительности (r=0,587 р<0,001) и целеустремленности (r=0,201 р<0,001). Карьерная ориентация на Автономию соотносится с самостоятельностью (r=0,844 р<0,001) субъекта. Высокому уровню карьерной ориентации Служение соответствует высокий уровень таких волевых характеристик, как ответственность (r=0,415 р<0,001), выдержка (r=0,211 р<0,001). Настойчивость (r=0,651 р<0,001), целеустремленность (r=0,621 р<0,001), инициативность (r=0,174 р<0,001), решительность (r=0,116 р<0,01) и энергичность (r=0,177 р<0,01) определяют в комплексе высокий уровень готовности субъекта к профессиональному Вызову. Карьерная ориентация на Предпринимательство коррелирует с высоким уровнем развития таких волевых характеристик, как инициативность (r=0,105 р<0,01), самостоятельность (r=0,668 р<0,001), настойчивость (r=0,631 р<0,001), целеустремленность (r=0,308 р<0,001).

Выявлены корреляционные взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и карьерных ориентаций. Так, ориентация субъекта на саморазвитие выступает в тесной взаимосвязи с карьерной ориентацией на профессиональную компетентность (r=0,745 р<0,001). Карьерная ориентация на менеджмент соотносится с такими характеристиками ценностно-смысловой сферы личности, как ориентация на высокое материальное положение (r=0,354 р<0,001), активные социальные контакты (r=0,231 р<0,001) и жизненные достижения (r=0,319 р<0,001). Креативность (r=0,412 р<0,001) и стремление к сохранению собственной индивидуальности (r=0,522 р<0,001) соотносимы с карьерной ориентацией на автономию. Стремление к активным социальным контактам (r=0,755 р<0,001) и духовному удовлетворению (r=0,388 р<0,001) от профессии определяют такой тип карьерной ориентации, как служение. Стремление к профессиональному вызову взаимообусловлено комплексом таких ценностных характеристик, как ориентация на собственный престиж (r=0,688 р<0,001), высокое материальное положение (r=0,541 р<0,001) и сохранение собственной индивидуальности (r=0,214 р<0,01). Стремление к саморазвитию (r=0,433 р<0,001) и духовному удовлетворению от профессии (r=0,103 р<0,01) определяет такой тип карьерной ориентации, как интеграция. Предпринимательство как карьерная ориентация взаимосвязано с такими ценностными характеристиками субъекта, как стремление к высокому материальному достатку (r=0,106 р<0,01) и достижениям (r=0,501 р<0,001).


Как показал статистический анализ, высокая положительная корреляция связывает такие субъектные характеристики, как рефлексивность и способность к саморегуляции (r= 0,836 р<0,001).

Выявленные в результате проведенного статистического анализа множественные корреляционные связи позволяют рассматривать исследованные личностные качества не просто как совокупность отдельных психологических черт, а как комплекс субъектных характеристик, представляющий собой качественное единство и обладающий интегральными свойствами.

В разделе 3.6 описаны характерные для различных типов профессиональной идентичности комплексы субъектных характеристик студентов – будущих специалистов в сфере БЖД. В группе респондентов с Кризисной идентичностью отмечены сниженные показатели большинства волевых характеристик. Зафиксирована слабая положительная корреляция волевых характеристик и терминальных ценностей респондентов (0,23
Очевидно наличие противоречия между данными ценностно-мотивационными приоритетами субъектов и смыслом «помогающей» профессии, каковой является деятельность специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Также для респондентов с Кризисной идентичностью характерна положительная умеренная корреляция волевых характеристик и рефлексивности субъекта (0,33
В профиле волевых характеристик респондентов с Неопределенной идентичностью снижены такие показатели, как настойчивость и энергичность. Для данного типа идентичности характерна очень слабая положительная корреляция волевых характеристик и рефлексивности субъекта (0,13

Для респондентов с Предварительной идентичностью характерны средний уровень волевых характеристик и значимые положительные корреляционные связи между выделенными субъектными характеристиками. Так, зафиксирована средняя положительная корреляция (0,59
Студентов с Достигнутым уровнем идентичности характеризует высокий уровень волевых характеристик, которые связаны устойчивой положительной корреляцией с другими исследованными субъектными характеристиками (сформированный комплекс субъектных характеристик). Отмечен преимущественно высокий уровень рефлексивности, преобладает высокий уровень саморегуляции. Коэффициенты корреляции между волевыми характеристиками и характеристиками рефлексивности находятся в пределах 0,71-0,94, между волевыми характеристиками и показателями саморегуляции - в пределах 0,76-0,85.Уровень карьерной ориентации на профессиональное развитие несколько превышает среднегрупповые показатели (7,9). Волевой и мотивационный профиль связаны устойчивой положительной высокой корреляцией (0,74
В
разделе 3.7 обосновываются психологические средства повышения эффективности процесса становления профессиональной субъектности специалистов по безопасности жизнедеятельности в период обучения в вузе.

Становление субъектности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности рассматривается как поэтапный процесс, который должен соответствовать содержанию этапа вузовского обучения. Важнейшими психологическими средствами психологической поддержки становления субъектности на начальном этапе обучения выступают: помощь в адаптации к новым условиям, формирование у студентов навыков самоорганизации в учебной деятельности, формирование навыков самопознания будущего специалиста.

Основным содержанием психологической поддержки на стадии погружения студента в учебно-профессиональную деятельность (2-4 курс) является индивидуальная диагностика и коррекция ценностно-смысловой сферы студента, ее всестороннее совершенствование, развитие рефлексии субъектности, формирование активной профессионально-личностной позиции субъекта, совершенствование волевой сферы.

Психологическим содержанием заключительного этапа обучения становится завершение формирования профессиональной «Я-концепции» как основы моделирования профессионального будущего.


В
заключении подводятся основные итоги исследования, отмечается, что полученные экспериментальные и эмпирические данные в основном подтверждают выдвинутые гипотезы, формулируются общие выводы:

1. Основой профессиональной субъектности будущего специалиста в сфере БЖД выступает формирующийся в период обучения в вузе комплекс личностных характеристик, основу которого составляют необходимый уровень развития волевых качеств, таких как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность, в сочетании с достаточным уровнем сформированности навыков саморегуляции и рефлексивных способностей субъекта, его специфическими ценностно-мотивационными приоритетами.

2. Структурная организация, содержание и уровень волевых качеств личности и характер их взаимосвязей с другими субъектными характеристиками (стилем саморегуляции, ценностными ориентациями, карьерной направленностью, рефлексивными способностями) оказывают регулирующее влияние на способ включения субъекта в бытийное пространство освоения профессии специалиста по безопасности жизнедеятельности, выражающийся в типе профессиональной идентичности Кризисной, Неопределенной, Предварительной, Достигнутой

Кризисная идентичность характеризуется выраженным негативом со стороны субъекта по отношению к профессии, неудовлетворенностью профессией, активным желанием и готовностью сменить профессию, нежеланием работать в соответствии с получаемой специальностью.

Личностные характеристики, соответствующие уровню Кризисной идентичности:


  • сниженный уровень значимости профессионально-образовательных ценностей для субъекта;

  • сниженный уровень таких волевых качеств субъекта, как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность;
  • сниженный уровень рефлексивных способностей субъекта;


  • сниженный уровень способностей субъекта к саморегуляции;

  • ценностно-мотивационные приоритеты субъекта, связанные с преобладанием собственных мнений, взглядов, убеждений, стремлением к независимости, к освобождению от организационных правил, предписаний и ограничений, потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать, и вступающие в противоречие со смыслом «помогающей» профессии, каковой является деятельность специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Неопределенная идентичность характеризуется отсутствием у субъекта каких-либо выраженных профессиональных убеждений и профессионального направления, неопределенностью относительно удовлетворения от процесса обучения по выбранной специальности, неопределенностью относительно желания работать в соответствии с получаемой специальностью. В целом, выбор профессии субъектом можно рассматривать как случайный.

Личностные характеристики, соответствующие уровню неопределенной идентичности:

  • сниженный уровень таких волевых качеств, как настойчивость и энергичность;

  • сниженный уровень рефлексивных способностей субъекта;

  • сниженный уровень способностей субъекта к саморегуляции;

  • выраженная жизненная и карьерная ориентация на стабильность;

  • отсутствие стремления к профессиональному совершенствованию;

преобладание таких жизненных ценностей, как социальные контакты и материальное удовлетворение

Предварительная идентичность характеризуется интересом субъекта к «внешним» атрибутам профессии, не связанным с содержанием самой профессиональной деятельности («корысть», выгода, удобство, приятность, удовольствие). У субъекта сформировано желание сработать в соответствии с полученной специальностью, но нет уверенности в собственной готовности к этому.

Комплекс взаимосвязанных личностных характеристик, соответствующих уровню Предварительной идентичности:


  • достаточный уровень сформированности таких волевых характеристик, как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность;

  • развитые рефлексивные способности субъекта;

  • хороший уровень способностей субъекта к саморегуляции;

  • преобладание таких жизненных и профессиональных ценностей, как престиж, материальное положение.

Достигнутая идентичность предполагает устойчивый интерес субъекта к профессии, связанный с содержанием самой профессиональной деятельности, удовлетворенность сделанным профессиональным выбором, желание и готовность работать в соответствии с получаемой специальностью, стремление к самореализации и саморазвитию в профессии.

Комплекс взаимосвязанных личностных характеристик, соответствующих уровню Достигнутой идентичности:

  • высокий уровень таких волевых характеристик, как ответственность,

  • инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность, настойчивость, энергичность;

  • высокий уровень рефлексивных способностей субъекта;

  • развитая способность субъекта к саморегуляции;

  • ориентация на профессиональное развитие, интерес субъекта к

  • профессии, связанный с содержанием самой профессиональной деятельности.

3. Результатом соотнесения личностных характеристик субъекта и требований будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе выступает сформированная направленность будущего специалиста по безопасности жизнедеятельности на конкретный тип профессиональной активности в будущей профессии: «Спасатель», «Исследователь», «Педагог/Инструктор», «Управленец»

Личностные характеристики субъекта, соотносимые с профессионально-ролевой позицией «Спасатель»:
  • высокий уровень таких волевых характеристик, как ответственность, решительность, выдержка, настойчивость;


  • сформированность у субъекта таких параметров саморегуляции, как, способность к моделированию, программированию, оцениванию результатов и самостоятельность, их постоянное совершенствование;

  • невысокий уровень сформированности у субъекта способностей к рефлексии;

  • ориентация субъекта на престиж профессии, получение духовного удовлетворения от профессиональной деятельности;

  • высокий уровень мотивации субъекта на профессиональную компетентность в сочетании с готовностью к переменам, непредсказуемым событиям в жизни и профессии.

Личностные характеристики субъекта, соотносимые с профессионально-ролевой позицией «Педагог/Инструктор»:

  • повышенный уровень таких волевых характеристик субъекта, как ответственность, настойчивость, внимательность, инициативность;

  • при общем среднем уровне профиля саморегуляции, сниженный уровень самостоятельности, и повышенный уровень такого регуляторного процесса, как оценивание результатов;

  • ориентация субъекта на социальные контакты в профессии и значимость духовного удовлетворения от профессии (служение профессии);

  • сочетание высокого уровня ориентации субъекта на профессиональную компетентность и стабильность места работы;

  • сниженный уровень мотивации субъекта на предпринимательство и вызов.

Личностные характеристики субъекта, соотносимые с профессионально-ролевой позицией «Управленец»:

  • повышенный уровень таких волевых характеристик субъекта, как энергичность и целеустремленность;

  • средний уровень сформированности индивидуальной саморегуляции субъекта (сочетание высокого уровня таких регуляторных процессов, как оценивание и коррекция результатов (гибкость, самостоятельность, оценка результатов) и сниженной способности к моделированию). Совершенствование уровня индивидуальной саморегуляции;
  • ведущие жизненные и профессиональные ценности субъекта – материальное положение и возможность достижений;


  • высокий уровень профессиональной мотивации, «напряженности» направленности субъекта на профессиональную деятельность. Ярко выраженная мотивация субъекта на менеджмент, предпринимательство, вызов.

Личностные характеристики субъекта, соотносимые с профессионально-ролевой позицией
«Исследователь»:

  • высокий уровень сформированности таких волевых характеристик субъекта, как самостоятельность и внимательность;

  • средний уровень сформированности индивидуальной саморегуляции

  • субъекта (высокий уровень способности к программированию в сочетании с низким уровнем таких регуляторных процессов, как оценивание, коррекция результатов);

  • высокий уровень сформированности способностей субъекта к рефлексии;

  • ведущие профессиональные ценности субъекта – возможность творчества, креативность, направленность на развитие, получение духовного удовлетворения от профессии;

  • мотивационные акценты - высокий уровень ориентации субъекта на профессиональную компетентность в сочетании со стремлением к интеграции различных сторон жизни. Слабая мотивация на менеджмент, вызов, предпринимательство

4. В период профессиональной подготовки происходит изменение структурно-уровневых характеристик волевых и других субъектных качеств будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности. Повышается уровень таких волевых качеств, как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность. Снижается к моменту завершения обучения в вузе уровень энергичности и целеустремленности. Повышается уровень индивидуальной саморегуляции и рефлексивности субъекта. Повышается значимость профессиональной сферы в жизни субъекта: становятся приоритетными вопросы профессиональной компетентности, развития и достижений в профессии, а также вопросы, связанные с материальной составляющей будущей профессии; снижается значимость для субъекта таких характеристик будущей профессии, как духовное удовлетворение и профессиональный престиж.


Индивидуальная динамика личностных характеристик субъекта в процессе обучения вузе соотносится с его профессионально-ролевыми предпочтениями в рамках специальности Безопасность жизнедеятельности. В процессе обучения по специальности получают приоритетное развитие те личностные характеристики субъекта, которые соотносимы с выбранной профессиональной ролью.

Индивидуальная динамика личностных характеристик определяет траекторию трансформации профессиональной идентичности субъекта в период обучения в вузе. Общая тенденция «профессионального взросления» будущих специалистов в сфере БЖД определяется движением к тому или иному «крайнему полюсу» идентичности.


Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

1. Гюрджян Г.А. Становление волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности на раннем этапе профессионализации. // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Вып. 3. С.135-139.

2. Гюрджян Г.А. Взаимосвязь профиля волевых качеств личности и типологических характеристик профессиональной идентичности будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности. // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. Вып. 1. С. 92-99.

3. Гюрджян Г.А. Траектории трансформации профессиональной идентичности на вузовском этапе профессионализации (на примере будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности). // Российский научный журнал. 2011. Вып. 1 (20). С.200-205.

Публикации в сборниках научных трудов и тезисов докладов научно-практических конференциях

4. Гюрджян Г.А. К проблеме вариативности становления профессиональной идентичности личности в период студенчества //Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика: Материалы Междунар. Конгресса / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. Т.I. – Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова.- 2009.- С.102–105.


5. Гюрджян Г.А. Проблемы личностного роста в период студенчества: возможная интерпретация с позиций концепции идентичности // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. пед. ун-та.-2009.- С.190-193.

6. Гюрджян Г.А. Волевые качества личности как субъектные характеристики специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности //Наука и современность- 2010: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Часть I / Под общей редакцией С.С.Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ.-2010.- С.285-287.

7. Гюрджян Г.А. Типологические особенности профессиональной идентичности и профессионального самоопределения будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.С.Чернова – Новосибирск: Изд-во НГТУ.- 2010.- С.25-29.

8. Гюрджян Г.А. Профессиональная идентичность и ценностно-смысловое наполнение будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 27-28 сентября 2010 года/ Отв.редактор А.В.Капцов. Самара: СамЛюксПринт. -2010.- С. 97-101.


ГЮРДЖЯН ГАЙК АРМЕНОВИЧ


Становление субъектных качеств специалиста по безопасности жизнедеятельности на ранних этапах профессионализации


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук



<< предыдущая страница