shkolaput.ru   1 2 3

Практическая значимость работы.

Полученные результаты могут быть использованы в целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения процессов профессионального и личностного развития специалистов по безопасности жизнедеятельности на этапе получения высшего профессионального образования; психолого-педагогического консультирования абитуриентов и студентов по вопросам профессионального и личностного самоопределения. Разработанная и апробированная в работе авторская анкета для определения склонности субъекта к конкретной профессионально-ролевой позиции в психологическом пространстве профессии специалиста по БЖД, а также для диагностики типа профессиональной идентичности студента, в комплексе с другими использованными в работе психодиагностическими методиками может быть использована в качестве инструментальной базы мониторинга становления и развития специалистов по безопасности жизнедеятельности на этапе обучения в вузе. Данные о выявленных закономерностях становления субъекта могут быть включены в содержание учебных курсов «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология труда».

Апробация работы. Результаты теоретических и эмпирических исследований по теме диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии КГУФКСиТ. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских, национальных, региональных и международных конференциях: «Психология XXI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика» (Кострома, 2009); «Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека» (Волгоград, 2009); «Наука и современность» (Новосибирск, 2010); «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» (Самара, 2010).

По теме диссертации опубликовано 8 работ, три из которых, опубликованные в журналах рекомендованных ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (221 источник), приложения. Текст диссертации содержит 23 рисунка, 27 таблиц и 1 схему.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, сформированы цель, объект, предмет и гипотезы исследования, определены его задачи, раскрыта научная новизна и теоретическая значимость. Изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические подходы к исследованию процесса становления субъектности специалиста по безопасности жизнедеятельности на ранних этапах профессионализации», на основе анализа более чем 200 источников, представлены существующие в современной психолого-педагогической литературе подходы к пониманию профессиональной субъектности и особенностей ее становления на начальном этапе профессиогенеза – в период вузовского обучения.

Рассматриваются основные подходы к определению субъектности и пониманию ее критериев в профессиональной психологии и педагогике, представленные в работах К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Е. Н. Волковой, И. А. Зимней, В. В. Знакова, О. А. Конопкина, А. Н. Леонтьева, Т. В. Маркеловой, Ф. Г. Мухаметзяновой, А. К. Осницкого, В. А. Петровского, Н. С.Пряжникова, В. И. Слободчикова, В. А. Татенко, В. Э. Чудновского и др. Отмечается емкость и многогранность данного понятия. Несмотря на различия, общим в подходах различных исследователей является признание того, что человек как субъект - это творец собственной жизни, собственной истории, вершитель своего жизненного пути, вершина в развитии личности. Субъектность - это то, к чему в результате длительного пути взросления приходит человек, если этот путь сложился именно как процесс развития личности.

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать многообразие подходов к изучению феномена студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности (исследования Б. Г. Ананьева, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, Б. В. Кайгородова, Ю. П. Поваренкова, Д. И. Фельдштейна и др.). В контексте общего процесса профессионального развития личности студенческий период большинство авторов определяют как этап адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, поиска путей реализации в ней своих возможностей (Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер).


На основе ключевых постулатов, приводимых в связи с изучением субъектности человека в психологии и педагогике, а также с учетом описываемых критериев субъектности определены некоторые субъектные характеристики личности, которые выступают основой профессионального становления специалиста. В контексте нашего исследования к числу таких базовых характеристик относятся: ценностно-смысловые ориентации личности, сформированность профессиональных мотивов, саморегуляция и рефлексивные способности личности.

Анализ фундаментальных исследований К. А. Абульхановой, Е. М. Борисовой, Т. М. Буякаса, А. А. Деркача, Н. Н. Захарова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Г. П. Логиновой, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой, З. И. Рябикиной, Л. Б. Шнейдер и др., позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности как об одном из ведущих компонентов ее профессионализации. Одна из задач профессионального образования – это обретение студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Именно в этот период закладывается ценностно-смысловое наполнение будущей профессиональной деятельности. Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали Л. В. Ведерникова, И. В. Дубровина, М. И. Дьяченко, И. Ф. Клименко, Е. А. Климов, В. И. Ковалев, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.

Формирование субъекта профессиональной деятельности предполагает, что специалист руководствуется соответствующими именно этой деятельности мотивами. Профессиональная мотивация студентов исследуется как совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессии (В. Д. Шадриков, 1996; Ю. П. Поваренков, 2000; Л. Ю. Субботина, 2003; Л. М. Хабаева, 2002 и др.).

Как важнейшее системное субъектное качество многие исследователи рассматривают и изучают саморегуляцию. О. А. Конопкин, 1995, В. И. Моросанова, 2004, осознанную саморегуляцию определяют как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Подчеркивается особое значение саморегуляции как психологического механизма, обеспечивающего эффективность и успешность в профессиональной деятельности специалистов по БЖД.


Одним из функциональных звеньев саморегуляции выступают контроль и оценка реальных результатов, которые включают в себя процессы самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, самооценки. Осуществление данных процессов невозможно без рефлексивных способностей субъекта. В. В. Знаков, 2005, характеризует способность к рефлексии направленной на себя как «ключ к превращению человека в субъекта. Субъект это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания». Н. Г. Винокурова, С. В. Марихина, 2007, успешность профессионального становления специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности связывают с рефлексивным переосмыслением личностного и профессионального опыта, позволяющего успешно осуществить необходимые изменения в личностно-смысловой и предметно-операциональной сферах субъекта.

Представлен анализ различных подходов, в рамках которых воля трактуется как универсальная субъектная характеристика, как необходимое условие реализации трудовой активности личности (С. Л. Рубинштейн, М. С. Каган, В. А. Бодров, Е. А. Климов, Д. Н. Узнадзе, О. А. Конопкин).

Состав волевых качеств (их количество, различия и связи между ними) различными авторами описывается по-разному (К. К. Платонов, Н. Ф. Добрынин, В. К. Калин, С. А. Петухов, А. Ц. Пуни, П. В. Рудик, Р. Ассаджиоли). Описаны существующие в настоящее время в психологии подходы к классификации волевых качеств личности (Ф. Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, Р. Ассаджиоли, М. Брихцин, В. В. Никандров и др.). Значимость волевых характеристик для специалиста в сфере БЖД определяется характером самой профессиональной деятельности, которая связана зачастую с дефицитом времени или информации, неопределенностью или противоречивостью информации, воздействием разнородных вредных и опасных факторов, нерегламентированным характером деятельности и неравномерным характером нагрузки, высокой значимостью результатов деятельности для сохранения жизни и здоровья других людей, эмоциональной напряженностью, необходимостью преодоления разнообразных препятствий, сопротивлений, сложных или даже экстремальных ситуаций


И зарубежными, и отечественными исследователями в качестве одной из ведущих характеристик субъекта труда, критерия профессионального развития рассматривается профессиональная идентичность (Э. Эриксон, Р. Бернс, Дж. Марсиа, Мак-Адамс, А. Ватерман, Л. Б. Шнейдер, Е. Г. Соуколова, А. Р. Фонарев, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Н. Л. Иванова, Е. П. Ерсмолаева и др.). По мнению Ю.П. Поваренкова, 2000, профессиональная идентичность свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности. В контексте данной работы профессиональная идентичность будущего специалиста в сфере БЖД трактуется как процесс и результат осознания и осмысления им своего личностного потенциала и его соотнесения с будущей профессиональной деятельностью.

Проведенный анализ обобщен в выводах, имеющих теоретическое и методологическое значение для проводимого исследования.

Во второй главе «Программа эмпирического исследования» рассмотрены задачи, организационные формы и этапы исследования, методический аппарат исследования, дается характеристика и обоснование выборочной совокупности исследования.

В эксперименте использована батарея диагностических средств, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования: Авторская анкета для выявления типологических особенностей профессионального самоопределения и профессиональной идентичности студентов, опросник для изучения волевых качеств личности (ВКЛ) (автор М. В. Чумаков), тест-опросник для оценки стилевых особенностей саморегуляции (по В. М. Моросановой), опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (автор И. Г. Сенин), методика оценки рефлексивности личности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева), тест-опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, адаптация В. А. Чикер и В. Э. Виноградовой).


В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформированы две выборки:

Основная выборка (выборка 1) – студенты 1-5 курсов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, обучающиеся по специальности «Безопасность жизнедеятельности» (162 человека). Диагностика исследуемых личностно-психологических характеристик с применением описанного комплекса методик в данной выборке проводилась с каждым респондентом однократно.

Лонгитюдная выборка (выборка 2) - группа студентов (23 человека). Проведение диагностических срезов с каждым из респондентов в данной выборке осуществлялось четырехкратно - ежегодно в период с 2007 по 2010 годы (2-5 годы обучения);

Таким образом, совокупный объем проанализированных психодиагностических данных составил 1524 единицы наблюдений.

В третьей главе «становление субъектности специалиста по безопасности жизнедеятельности на ранних этапах профессионализации» анализируются результаты эмпирического исследования процесса становления субъектности специалиста по безопасности жизнедеятельности на ранних этапах профессионализации.

В
разделе 3.1 проводится анализ профессиональной деятельности реализуемой специалистами по безопасности жизнедеятельности, делается вывод о ее чрезвычайной многогранности. Описаны четыре базовых профессиональных ролевых позиции, в рамках которых имеется возможность профессиональной реализации специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности: «Спасатель», «Педагог/инструктор, «Управленец», «Исследователь». Для диагностики профессионально-ролевых предпочтений использована авторская анкета.

Результаты лонгитюдной диагностики (выборка 2) подтвердили предположение о динамике профессионально-ролевых позиций будущих специалистов в сфере БЖД в период их обучения в вузе. Наиболее стабильны в своих профессионально-ролевых предпочтениях будущие «Исследователи», что обусловлено изначальной осознанностью профессионального выбора, привлекательностью для студента содержания будущей профессиональной деятельности.


К выпускному курсу снижается привлекательность для будущих специалистов в сфере БЖД такой профессионально-ролевой позиции, как «Педагог/инструктор», и, наоборот, становятся более привлекательными такие профессионально-ролевые позиции, как «Спасатель» и «Управленец», что, очевидно, обусловлено их более высокой статусностью, социальной престижностью.

В
разделе 3.2 представлен эмпирический анализ структурно-уровневой организация волевых качеств, степени и направленности их изменений в процессе приобретения высшего профессионального образования по специальности «безопасность жизнедеятельности».

На начальном этапе обучения отмечен повышенный уровень таких волевых показателей, как ответственность (8 баллов) и инициативность (7 баллов), энергичность (8 баллов), целеустремленность (9 баллов). Полагаем, что это именно тот уровень волевых качеств, который обеспечивает преодоление сложностей возникающих в процессе поступления в вуз, на этапе адаптации, приспособления к новым условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса. В процессе обучения характеристики волевой сферы будущего специалиста по БЖД претерпевают значительные изменения

Устойчиво повышается уровень ответственности, инициативности, решительности, самостоятельности, выдержки, настойчивости, внимательности. Снижается к моменту завершения обучения уровень энергичности и целеустремленности (рисунок 1).



Рис. 1 - Динамика волевых характеристик будущих специалистов в сфере БЖД на различных этапах обучения

Отмечена специфика волевых характеристик студентов с различными профессионально-ролевыми позициями. Для «Спасателей» характерны такие волевые характеристики, как ответственность, решительность, выдержка, настойчивость. Будущих «Педагогов/Инструкторов» характеризует повышенный уровень ответственности, настойчивости, внимательности, инициативности. Для студентов, намеренных реализовывать себя в качестве «Управленцев» отмечен более высокий уровень таких волевых характеристик, как энергичность и целеустремленность. Более высокий уровень самостоятельности и внимательности отличает студентов, намеренных реализовывать себя в будущей профессии в качестве «Исследователя».


Очевидно, направленность на определенный тип профессиональной активности в будущей профессии формируется в период обучения в вузе на основе личностно-психологического, в том числе и волевого потенциала студента, соотносимого с требованиями будущей профессиональной деятельности. В то же время, динамика отдельных волевых характеристик в процессе обучения вузе также соотносится с выбором той или иной профессионально-ролевой позиции в рамках специальности Безопасность жизнедеятельности. В процессе обучения по специальности получают развитие именно те волевые характеристики студента, которые являются профессионально-значимыми для выбранной им профессиональной роли. Так, у студентов, намеревающихся реализовывать себя в дальнейшей профессиональной деятельности в качестве «Спасателя» устойчиво повышается в процессе обучения уровень таких волевых характеристик, как ответственность, решительность, выдержка, настойчивость. У будущих «Управленцев» к моменту завершения обучения значимо повышается уровень таких волевых характеристик, как энергичность и целеустремленность. Повышение уровня ответственности, настойчивости, внимательности, инициативности в процессе обучения отмечено у будущих «Педагогов/Инструкторов». Будущих «Исследователей» к моменту завершения обучения отличает повышенный уровень самостоятельности и внимательности.

В
разделе 3.3 выделены и описаны типы профессиональной идентичности будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности и проведен анализ траекторий их развития в различные периоды пребывания субъекта в образовательном пространстве вуза.

В основной выборке по результатам проведенной диагностики были выделены следующие группы респондентов с различными типами профессиональной идентичности:

  • Достигнутая идентичность – у студентов отчетливо выражен интерес к профессии. Мотивы выбора данной профессии связаны с содержанием самой профессиональной деятельности, желанием развиваться в профессии (интерес к будущей профессии, возможность самореализации и саморазвития в профессии). Отмечается удовлетворенность сделанным профессиональным выбором, желание и готовность работать в соответствии с полученной специальностью. В представленной выборке доля респондентов с достигнутой идентичностью составила 27,2% (44 чел.);


  • Предварительная идентичность - студенты проявляют интерес к «внешним» атрибутам профессии, не связанным с содержанием самой профессиональной деятельности («корысть», выгода, удобство, приятность, удовольствие), говорят о желании работать в соответствии с полученной специальностью, но при этом отсутствует уверенность в собственной готовности к этому. В представленной выборке доля респондентов с достигнутой идентичностью составила 46,3% (75 чел.);

  • Неопределенная идентичность – характеризуется отсутствием каких-либо определенных профессиональных убеждений и профессионального направления. Выбор данной профессии субъектом можно рассматривать как случайный. В обследованной выборке данный тип идентичности характерен для 16,6% (27 чел.);

  • Кризисная идентичность - характеризуется отчетливо выраженным негативом по отношению к выбранной профессии, неудовлетворенностью профессией, нежеланием работать в соответствии с получаемой специальностью, активным желанием и готовностью сменить профессию, не работать в соответствии с получаемой специальностью. В обследованной выборке тип идентичности 9,9% (16 чел.) может характеризоваться, как кризисный.

Был проведен сравнительный анализ типов профессиональной идентичности и их динамики у студентов, определяющих для себя перспективу профессиональной реализации в каждой из четырех базовых профессиональных ролевых позициях. Отмечено отсутствие в группе будущих «Спасателей» респондентов с кризисным типом идентичности, а также наименьшая доля «Управленцев» среди студентов с достигнутой идентичностью.

Результаты диагностики типов профессиональной идентичности в лонгитюдной выборке (выборка 2) позволили проанализировать и сравнить, с чем студенты «приходят» в учебное заведение и с чем они его «покидают». Были зафиксированы следующие траектории «профессионального взросления» будущих специалистов в сфере БЖД:

«Неопределенная идентичность → Предварительная идентичность»


«Неопределенная идентичность → Кризисная идентичность».

«Неопределенная идентичность → Достигнутая идентичность».

«Предварительная идентичность → Кризисная идентичность».

«Предварительная идентичность → Достигнутая идентичность»

«Кризисная идентичность → Достигнутая идентичность.

В
разделе 3.4 рассматривается становление комплекса субъектных характеристик (стиль саморегуляции, ценностные ориентации, карьерная направленность, рефлексивные способности) будущего специалиста в период получения высшего образования.

В обследованной нами выборке 1 доли выборки с высоким и средним уровнем саморегуляции составили по 38,9% (по 63 человека). Для 36 респондентов (22,2%) характерен низкий общий уровень саморегуляции. Сформированы профили саморегуляции (Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов, Гибкость и Самостоятельность) респондентов с различными ролевыми позициям и проведено их сравнение. Отмечена взаимосвязь профессионально-ролевой позиции и характеристик саморегуляции субъекта. С одной стороны, выбор той или иной профессионально-ролевой позиции определяется среди прочих и индивидуально-сформированными особенностями саморегуляции субъекта. С другой стороны, профессиональная деятельность специалистов в сфере БЖД в рамках различных профессионально-ролевых позиций предъявляет различные требования к уровню регуляции произвольной активности и поведения субъекта и, соответственно, оказывает на нее различное формирующее влияние. Так, гармоничный профиль высокого уровня, характерный для будущих «Спасателей» является показателем развитых механизмов саморегуляции и предпосылкой высокой успешности в деятельности, предъявляющей повышенные требования к регуляции произвольной активности и поведения субъекта.

В обследованной выборке 1 по результатам диагностики высокий уровень рефлексивности был зафиксирован у 65 респондентов (40,1%), низкий уровень – у 37 респондентов (22,8%). Для 60 респондентов (37,1%) характерен средний уровень рефлексивности. Максимальная доля выборки с высоким уровнем рефлексии отмечена в группе будущих «Исследователей» (69,2%), наименьшая – в группе будущих «Спасателей» (19,6%).


Результаты сравнения показателей рефлексивности в различные периоды пребывания студента - будущего специалиста по БЖД в образовательном пространстве вуза позволяют говорить об увеличении доли студентов с высоким уровнем рефлексивности на выпускном курсе по сравнению с начальным периодом обучения. Об этом же свидетельствуют и результаты лонгитюдной диагностики:

Сравниваемые показатели (доли выборки с высоким уровнем рефлексивности)

2 курс 3 (13,0%) → 5 курс 8 (34,85%) φ*.=1,77 p≤ 0,05.

Применение опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) позволило диагностировать в качестве наиболее значимых для студентов сфер жизни обучение, профессиональную деятельность, увлечения. Для студентов – «Исследователей» ведущими терминальными ценностями в будущей профессии являются креативность, развитие, духовное удовлетворение. «Спасатели» определяют в качестве наиболее значимых ценностей престиж и духовное удовлетворение. Для будущих «Педагогов/инструкторов» в профессии важны возможность социальных контактов и духовное удовлетворение. Будущие «Управленцы» в сфере БЖД выделяют в качестве ведущих ценностей материальное положение и возможность достижений.

Ценностно-смысловое наполнение будущей профессии претерпевает изменения в процессе обучения. К моменту завершения обучения более выраженным становится стремление будущего специалиста найти работу, гарантирующую достойную зарплату или иные материальные блага. Также возрастает стремление к самореализации в профессиональной деятельности и достижению в профессии конкретных и ощутимых результатов.

Применение опросника «Якоря карьеры» позволило отметить в целом достаточно высокий уровень направленности на поддержание и повышение профессиональной компетентности у будущих специалистов в сфере БЖД (M ()=7,7). В числе специфических характеристик мотивационной сферы будущих «Спасателей» можно отметить высокий уровень мотивации на профессиональную компетентность (7,9 баллов) в сочетании со слабой ориентацией на стабильность и предсказуемость жизненных событий (3,0 и 3,2), а также автономию (3,0). Высокий уровень профессиональной компетентности (7,9), ориентация на стабильность места работы (6,4) и служение (6,9) в сочетании со сниженным уровнем мотивации на предпринимательство (3,4) и вызов (4,1) – таковы характеристики мотивационной сферы будущих «Педагогов/инструкторов». Высокий уровень профессиональной компетентности (7,9) и ориентация на интеграцию различных сторон образа жизни (6,9) – таковы мотивационные акценты будущих «Исследователей». Слабо представлены в их мотивационном профиле ориентация на менеджмент (4,0), вызов (4,2), предпринимательство (4,3). Будущих «Управленцев» отличает ярко выраженная мотивация на менеджмент (8,4), предпринимательство (7,9), вызов (7,0) и в целом, более высокий (6,1) по сравнению с другими группами показатель выраженности фактора профессиональной мотивации, «напряженности» направленности на деятельность.


Особенности мотивационной сферы в совокупности с другими выше обозначенными личностными факторами первично обусловливают выбор студентом конкретной сферы профессиональной реализации в рамках будущей профессии. Это подтверждается и отсутствием значимой динамики карьерных ориентаций студентов в период обучения.

В разделе 3.5 проведен детальный анализ и получено статистическое подтверждение наличия корреляционных взаимосвязей выявленных субъектных характеристик будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Сравнительный анализ показателей позволил отметить в целом более высокий уровень всех волевых характеристик у студентов с высоким уровнем саморегуляции (таблица 1).

Таблица 1 - Профили волевых характеристик студентов с различным уровнем саморегуляции (выборка 1).


Уровень саморегуляции

Уровень волевых характеристик

О

И

Р

С

Вк

Н

Э

Вн

Ц

Высокий уровень

7,0

6,4

7,9

7,9

7,6


7,9

6,3

7,7

7,9

Средний уровень

6,6

5,8

6,6

6,4

4,4

6,5

6,3

6,4

6,6

Низкий уровень

4,4

5,2

5,4

5

3,0

5,4

5,4

5,7

5,9

M ()

6

5,8

6,6

6,4

5

6,6

6

6,6

6,8



<< предыдущая страница   следующая страница >>